Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:16, курсовая работа
Цель: подчеркнуть значение журналистской деятельности Ломоносова в становлении российской прессы.
Задачи: 1) рассмотреть просветительские аспекты публицистики Ломоносова; 2) определить идейно – тематическое своеобразие публицистических произведений Ломоносова.
Введение……………………………………………………………………3
1. Редакторская и журналистская деятельность Ломоносова…………6
1.1. Ломоносов и «Санкт-Петербургские ведомости»………………..6
1.2. Ломоносов и «Московские периодические ведомости»…………9
2. Публицистика Ломоносова…………………………………………....12
2.1. Ломоносов об обязанностях журналиста…………………………12
2.2. Ломоносов и научные публикации………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………20
Литература……………………………
В предуведомлении в первой книжке редакция сообщала, что в журнале будут помещаться не только чисто научные сочинения, но и такие, которые имеют практический, прикладной характер и полезны обществу в экономии, в купечестве, в рудокопных делах, в мануфактурах, механических рукоделиях, архитектуре и т. д. При этом все помещаемое в журнале будет изложено таким образом, «чтоб всякий какого бы кто звания или понятия ни был, мог разуметь предлагаемые материи»[9,56].
Работа Миллера по изданию «Ежемесячных сочинений...» не удовлетворяла Ломоносова и вызывала его порицания. В начале мая 1758 г. Ломоносов представил в канцелярию Академии наук свое мнение об учреждении журнала «Санкт-Петербургские ведомости о делах ученых людей», в котором предполагал знакомить читателей с новостями науки и новинками научной литературы, издаваемой не только в России, но и за рубежом.
Другое предложение подобного рода касалось издания «Российсских ведомостей», где Ломоносов предполагал давать сообщения «о внутреннем состоянии государства» [2, 90], т. е. о всех новостях экономической жизни России. Замысел Ломоносова заключался в том, чтобы при помощи такого периодического издания облегчить торгово-промышленные связи в стране, помочь развитию внутреннего рынка. И хотя оба предложения Ломоносова привели лишь к тому, что, по образному выражению тогдашних чиновников, «дальнего ничего не происходило» [2, 90], сам факт попыток Ломоносова свидетельствует о его сильнейшем стремлении использовать периодическую печать в патриотических просветительских целях.
2.Публицистика Ломоносова.
2.1. Ломоносов об обязанностях журналиста.
В 1750 г. Академия наук приступила к изданию на латинском языке «Новых комментариев», которые рецензировались в заграничных журналах всегда с похвалами. Неблагоприятной оценке подвергались только исследования Ломоносова. В течение двух лет (1752 - 1754 годы) в немецких изданиях публиковались совершенно необоснованные нападки на труды самого Ломоносова по математике и физике.
Чашу терпения русского ученого перевесила появившаяся в 1754 г. в «Гамбургском корреспонденте» статья о диссертации некоего Арнольда, якобы опровергавшей теорию теплоты, созданную Ломоносовым. Травля начинала принимать систематический характер. Открытия Ломоносова создавали эпоху в каждой области науки, к которой он обращался, опережая свое время нередко на десятки лет. Ломоносовская теория теплоты, названная Арнольдом неверной, легла в основу современных нам физических представлений. В работах, посвященных упругой силе воздуха, также вызвавших неодобрительные отзывы заграничных журналов, Ломоносов вновь надолго опередил европейскую науку XVIII столетия, создав кинетическую теорию газового состояния.
В ответ своим оппонентам Ломоносов написал статью, которая была прочитана и одобрена знаменитым математиком Эйлером, поддерживающим Ломоносова, и опубликована в амстердамском журнале «Nouvelle Bibliothèque germanique ou Histoire littéraire de f'Allemange, de la Suisse et des Pays du Nord» в 1755 году. По желанию Ломоносова его подписи не было выставлено.
Статья была названа «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Ломоносов рассматривает в ней одну из сторон деятельности журналистов, представлявшуюся ему наиболее ответственной и серьезной, – участие их в распространении научных знаний, в оценке работы ученых. Академики еще до того, как их работы будут опубликованы, рассматривают научные открытия в своем кругу, «не позволяя примешивать заблуждение к истине и выдавать простые предположения за доказательство, а старое – за новое»[6, 55]. В свою очередь журналы обязаны «давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений, иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела, либо о некоторых подробностях выполнения. Цель и польза извлечений состоит в том, чтобы быстрее распространять в республике наук сведения о книгах»[6, 56].
Ломоносов в своей статье не ограничился полемикой. Он всесторонне обсудил обязанности журналиста, многие из его мыслей актуальны до сих пор. Не ограничиваясь изложением специальных научных проблем, Ломоносов затрагивает в статье вопрос о правах и обязанностях журналистов, этике научных публикаций, говорит о большой ответственности журналиста при рецензировании научных трудов.
Статью можно условно разделить на две части. В первой Ломоносов полемизирует с автором диссертации, опубликованной в «Гамбургском корреспонденте», рассуждает о науке и журналистике; во второй – приводит 7 конкретных правил, которых должны придерживаться журналисты.
Ломоносов видит в журналах еще одно средство просвещения, которое могло бы «также очень благотворно влиять на приращение человеческих знаний»[6, 56], как влияют книги. И обязанность журналов по Ломоносову состоит в том, чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений, также он не исключает нужность справедливого суждения либо по существу дела, либо о некоторых подробностях выполнения. Но журналы не смогут выполнять просветительскую функцию без сознательности журналистов. Ломоносов утверждает , что силы и добрая воля – вот что требуется от журналиста. Сила – для основательности и обоснованности суждений, воля – для непредвзятости и правдивости.
Дальше Ломоносов говорит о многочисленных западных второсортных журналах, за которыми затерялись журналы, которые признаны лучшими.
Ломоносов пишет, что не намерен давать уроки физики своему оппоненту, однако дает их и разбивает критику оппонента в пух и прах. Но и полемизируя, Ломоносов не забывает напоминать об обязанностях журналиста, который не должен торопиться выносить свой приговор без оснований и увлекаться выискиванием вины там, где ее нет.
Заключенные в конце статьи правила составлены Ломоносовым на должном научном уровне. Причем только первые три-четыре пункта можно отнести к анализу научных публикаций. Остальные касаются любой отрасли журналистики и актуальны по сей день.
В первом правиле Ломоносов указывает на то, что рецензенту нужно взвесить свои силы, перед тем как оценивать чье-либо сочинение. Рецензент должен быть компетентен в данном вопросе. Если рецензия касается научных статей, то он должен обладать хотя бы базовыми научными знаниями.
Второе правило требует от журналистов максимально возможной объективности суждения. « Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну»[6, 59].
Третье правило требует от журналистов осмотрительности при оценке статей, уже одобренных научным обществом. В случае если журналист допустит ошибку, ему придется отстаивать свою правоту и репутацию.
Ломоносов считает, что сочинения должны быть разделены на две группы. Первая должна включать в себя сочинения одного автора, который написал их в качестве частного лица; вторая — те, которые публикуются целыми учеными обществами с общего согласия и после тщательного рассмотрения. Так же автор говорит, что нет сочинений, по отношению к которым не следовало бы соблюдать естественные законы справедливости и благопристойности, но надо согласиться с тем, что осторожность следует удвоить, когда дело идет о сочинениях, уже отмеченных печатью одобрения, внушающего почтение, сочинениях, просмотренных и признанных достойными опубликования людьми, соединенные познания которых естественно должны превосходить познания журналиста. По словам Ломоносова прежде чем бранить и осуждать, следует хорошо взвесить то, что скажешь, для того чтобы быть в состоянии защитить и оправдать свои слова, а так же дабы избежать возникновения опрометчивых суждений, которые уже сами по себе постыдны и становятся еще более постыдными, если в них скрываются небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность.
В четвертом правиле Ломоносов говорит о важности гипотез в науке. Журналист не должен осуждать еще не доказанные теории, новые веяния, которые движут науку вперед. «Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это — нечто вроде порыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе »[6, 59].
В пятом правиле прямым текстом осуждается плагиат. Журналист должен высказывать свои мысли, иметь свои суждения, быть оригинальным во всем и для него не должно существовать более позорного преступления, чем кража у кого-либо из собратьев высказанные мысли и суждения и присваивать их себе.
Шестое правило – об уместности и добросовестности критики журналиста. « Журналисту позволительно опровергать в новых сочинениях то, что, по его мнению, заслуживает этого, — хотя не в этом заключается его прямая задача и его призвание в собственном смысле; но раз уже он занялся этим, он должен хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осудить его. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права; ибо нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек. Особенно не следует журналисту воображать, будто то, чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора, у которого могли быть свои основания сокращать и опускать некоторые подробности»[6, 60].
В седьмом правиле Ломоносов указывает на то, что журналист должен знать свое место, что журналисту не должна быть свойственна гордыня и он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Потому что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность.
Оценивая статью «Рассуждения об обязанностях журналиста», нужно учитывать, что она была написана в XVIII веке. Однако многие мысли, высказанные Ломоносовым, остались актуальны по сей день и во многом оказались пророческими, опережающими свое время.
Например, Ломоносов говорил, что журналистика не может быть ремеслом. Задолго до современного положения дел он увидел опасность продажной журналистики, заметил, что журналисту должна была быть свойственна высокая нравственная культура. Это было особенно значимо, т.к. журналистика в России только начинала развиваться и нуждалась в теоретической опоре.
2.2. Ломоносов и научные публикации
Основой обучения Ломоносов считал родной язык, в академической гимназии учредил особые классы по изучению русского языка. В 1743 он написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни). Изданная в 1748 «Риторика» была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе «Риторики», отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Ломоносов является автором первого научного труда по грамматике русского языка — «Российской грамматики» (1755, опубликована в 1757), многократно переиздававшейся и получившей самое широкое распространение в русской школе 2-й половины XVIII в. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) Ломоносов обосновал возможность развития русского литературного языка на основе сочетания церковно-славянского и элементов разговорного языка, обусловившего разграничение литературных стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество. Впервые ввёл в русский язык множество новых терминов, в основном представляющих собой транскрипцию, транслитерацию или кальку устоявшихся западноевропейских научных терминов.
Языки русский и церковно-славянский Ломоносов поставил в слишком близкую связь, русский язык даже как бы подчинялся церковно-славянскому; этим была обусловлена реформа в языке, произведенная Карамзиным. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. И он же развил мысль Тредиаковского о тоническом стихосложении. «Русская Грамматика» Ломоносова, его «Рассуждение о пользе книг церковных», «Письмо о правилах российского стихотворства», вместе с практическим осуществлением этих правил в собственном «стихотворстве» Ломоносова, раз навсегда решили важнейший для нашей литературы вопрос, вопрос, можно сказать, самого ее существования о средствах к широкому и свободному развитию, тот вопрос, который в итальянской литературе был решен еще в XIV веке, во французской в XV - XVI веках, в английской и немецкой в XVI веке. При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском.