Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:09, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Рассмотреть радиовещание как средство массовой информации, осмыслив и раскрыв его социальные функции. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть специфику, функции и типы радиовещания
проанализировать место и роль радиовещания в современном обществе
исследовать особенности контакта радиовещания и аудитории
Введение 3
Глава I. Сущность и специфика радиовещания 5
1.1 «Сильные» стороны радиовещания 5
1.2 Функция радиовещания и его типы 8
Глава II. Радиовещание в современном мире 22
2.1 Радиовещание и его контакт с аудиторией 22
2.2 Международное радиовещание 26
Заключение 31
Список использованных источников 32
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Радиовещание как средство массовой информации»
г. Ростов-на-Дону – 2012 год
Содержание
С.
Введение 3
Глава I. Сущность и специфика радиовещания 5
1.1 «Сильные» стороны радиовещания
1.2 Функция радиовещания и его типы 8
Глава II. Радиовещание в современном мире 22
2.1 Радиовещание и его контакт с аудиторией 22
2.2 Международное радиовещание 26
Заключение 31
Список использованных источников 32
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия, переживающая сложный общественно-политический период, пытается найти ответы на вызовы процесса глобализации и стремится преодолеть тяжелые последствия мирового экономического кризиса, остро нуждается в определении вектора своего развития.
В современной России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр радиостанций разных типов, образуются радиосети и медиа-холдинги. Информационное радиовещание, наиболее полно выполняющее присущие средствам массовой информации коммуникативные и интегративные функции, потенциально способно сплотить общество в кризисный период. Именно оно активно участвует в формировании нового типа современной личности.
Радиовещание в общей системе СМИ - не только информатор, но и настоящий субъект социальной сферы. Осуществлять эти ключевые функции радиовещанию помогают его специфические, уникальные черты. Это, в первую очередь, его акустическая природа, оперативность, универсальность, доступность, вездесущность, способность воздействовать на аудиторию психологически. Стоит отметить, что уже сегодня, в современном динамично меняющемся мире радио сумело проявить новые сильные качества. Ощущая довольно заметную конкуренцию со стороны телевидения и Интернета, радио стремится к саморазвитию, способности не только учитывать интересы различных сегментов аудитории, но и опережать, и даже формировать их, оставаясь самым гибким и динамичным средством массовой информации.
Актуальность и постановка проблемы исследования. Исследование радиовещания как средства массовой информации дает возможность осмыслить его социальные функции, а это, в свою очередь, расширит наши знания об обществе. Тема актуальна, так как решение стоящих перед страной проблем немыслимо без построения гражданского общества, большую роль в созидании которого играют сегодня средства массовой информации. Особое место в системе СМИ принадлежит радиовещанию. Радио, в структуре современных СМИ, остается наиболее оперативным. Телевидение, даже на рубеже XXI века не обладает техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Это послужило поводом для выбора темы нашего исследования: «Радиовещание как средство массовой информации»
Цель и задачи исследования. Рассмотреть радиовещание как средство массовой информации, осмыслив и раскрыв его социальные функции. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Современный человек существует в мире звуков. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей. Ориентированность радио исключительно на слуховое восприятие – это первая и главная особенность радиовещания. В этом его слабые и сильные стороны. Радио - это сравнительная легкость создания и восприятия устного текста.
Следующее по важности отличие радио от других средств массовой информации и коммуникации - синхронность. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», - эту пословицу более всего следует отнести к радиовещанию. Очевидно, что газету можно перечитать несколько раз, а радио часто приходится бежать на перегонки со временем, поскольку любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится свершившимся фактом, законченным высказыванием. Это дает преимущество в оперативности, но вместе с тем, налагает на журналиста дополнительную ответственность за неизбежные случайные ошибки, оговорки и тому подобное. Оперативность, которую дает радиовещание, позволяет слушателю при желании вести прямой диалог с журналистом, не предъявляя при этом к нему (слушателю) таких требований как переписка с газетой или журналом. Современный радиослушатель имеет массу возможностей высказать свое мнение не только с помощью различных опросов, передач типа «Слушатель в эфире», звонков в студию, но и просто использовать радио как доску объявлений1.
Отличительной особенностью радиовещания также является его распространенность. На данный момент, радио – самое доступное и дешевое средство массовой информации из всех существующих в современном мире.
Сегодня есть все основания называть радиовещание настоящим «другом» человека. Голос, непрерывно льющийся из динамика, постоянно сопровождает нас дома, на работе и отдыхе. Его можно слушать и не терять контакта с внешним миром, например, управлять автомобилем, то есть в фоновом режиме. Оно не столь требовательно к людям, чтобы те в свою очередь предельно концентрировали внимание, даже радионовости практически лишены аналитических материалов, а основные радийные вопросы «Что? Где? Когда?» ориентированы на безусловное, не критическое восприятие. Также и от радиослушателя требуется не окончательное, точно аргументированное мнение, а всего лишь осведомленность о существовании предмета передачи.
При классификации по типу радиовещания и привлечение аудитории за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.
Информационное вещание. При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Такого типа радиовещания в России пока не существует, однако он достаточно развит в США и Западной Европе.
Под этот тип вещания подпадают и чистые ток-шоу радиостанции, которые становятся все более популярными. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями, так называемые чаты.
Информационно-музыкальное вещание. Здесь соотношение информации и музыки где-то 60 % – 70 % к 30 % – 40 %, то есть 60 % – 70 % информации, 30 % - 40% музыки.
Музыкально-информационное вещание. Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30 % - 40% информации и 60 % - 70% музыки.
Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени, остальное – музыка. Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.
Радио оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе средств массовой информации радио, ориентировано, прежде всего, на слуховое восприятие и воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям2. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно взаимодействовать с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.
В настоящее время в условиях рыночной экономики большинство коммерческих радиостанций, которые существуют в основном, за счет рекламы, стремятся убедить нас в необходимости, так или иначе, потратить наши деньги, некоммерческое радио - инструмент влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, а точнее на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет.
Коммерческое радиовещание. Цель частного коммерческого радиовещания - исключительно получение прибыли. Поэтому все программы этих средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов различных целевых аудиторий. Основной источник доходов здесь – рекламная деятельность. Государственное радиовещание. К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. На практике это выливается в процветавшую и ранее государственную монополию, т.е. эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать в рамках эфира одной отдельно взятой радиостанции (например, "Радио России" или "Маяк") на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции3.
Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание. К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени в качестве вспомогательной) коммерческая деятельность как таковая. Они изначально нерентабельны с финансовой точки зрения. Подобные аудиовизуальные средства массовой информации призванные, в первую очередь, удовлетворять культурные, социальные, этнические, религиозные и пр. потребности определенного, достаточно узкого круга слушателей, сталкиваются с серьезными трудностями в области увеличения своего рейтинга, и, следовательно, в области финансирования.
1.2 Функции и типы организации радиовещания
Изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают доминирующее положение, а другие сходят на нет. Так, при тоталитарных режимах нивелируется значение информационной функции, просветительских задач, тогда как функции радиовещания, связанные с коллективной пропагандой, коллективной агитацией и коллективной организацией масс, с интеграцией общества, формированием общественного мнения, становятся превалирующими. И, наоборот, при демократическом развитии жизни общества усиливаются информационная, просветительская и другие функции, связанные с предоставлением аудитории максимального объема разнообразных сведений о жизни, способных побуждать человека к свободному осмыслению событий, а потому – к свободному выбору собственных поступков.
Понятие « функция» словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. На радиовещание в обществе возложена достаточно ответственная роль, круг деятельности ее очень широкий, а назначение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом, формулировка и стратегических задач, и конкретных целей журналистской практики бессмысленна, да и безрезультатна вне ориентации в обществе и без понимания своего предназначения. Радиовещание осуществляет разные функции одновременно. Остановимся подробнее на функциях радиовещания.
Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, – была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других средств массовой информации. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.
Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Иногда в выпуски новостей включается прямой репортаж с места события, но это происходит лишь тогда, когда это событие совпадает по времени с выходом в эфир новостей и если каждый момент его достаточно динамичен, красноречив, достоин рассказа, например, Олимпийские игры.
Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи – «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами.
В выпусках новостей принято сначала сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки. Особое место занимают новости спорта. Всегда привлекательны также события вечно длящегося противостояния человека и природы: восхождения, перелеты, глубинные погружения, походы через пустыни, к полюсу. Некоторые радиостанции организуют выпуски биржевых новостей, а также новостей моды.
Доступность информации для широких слоев населения, возможность свободного выбора ее источников и уровень информированности - это признаки благополучия общества и цивилизованности. Спрос на определенную информацию диктуется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во времена политических стрессов очень важно информировать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референдумы, выборы, – все это влияет на поступки, действия и поведение людей. Политические катаклизмы на уровнях регионов, «горячие точки», в которые втягиваются не только местные жители, но и многие россияне, также требуют оперативной информации4.
Информация о работе Радиовещание как средство массовой информации