Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.
Цель данной работы: изучить слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Объект данной работы: слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Курсовая
Речевая коммуникация
Содержание
Актуальность данной работы: Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.
Слушание — это такой элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоин того, чтобы уделить ему внимание.
Чтение – это вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.
Цель данной работы: изучить слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Объект данной работы: слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Предметом данной курсовой работы является: рассмотреть виды речевой деятельности.
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:
1. Рассмотреть слушание как
2. Изучить чтение как
В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом слушания является понимание услышанного.
Понять воспринятый на слух текст - это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идёт речь в тексте.
Слушание можно разделить на этапы:[2, с. 64]
Можно выделить следующие функции слушания:
По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.
Уметь слушать - одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.
Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.
Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.
Развитие навыков слушания основывается на развитии у человека основных ментальных способностей: слуховая, внимательность, способность к запоминанию и пониманию.
Чтобы научиться эффективно слушать необходимо определить цели, то есть для чего нужно слушать говорящего. Таких целей выделяют пять: [3, с. 90]
Эти фактора определяют эффективность слушания, но оно так же зависит и от желания аудитории слушать говорящего. На данный фактор может повлиять отношение слушающих к говорящему, их интерес, мотивация, а так же эмоциональное состояние. В качестве дополнительных средств, которые улучшают навыки слушания, выделяют следующие.
При конспектировании важно понять логику лекции , а не записывать обрывочные фразы. Конспект должен являться расширенным планом выступления и отражать структуру и основные положения лекции, а так же примеры и цитаты. Для эффективного конспектирования необходимо уметь свертывать фразы и сокращать слова.
Свертывание фраз подразумевает выделение ключевых слов и составления из них смысловых рядов. Проще говоря, отбросить ненужные слова, удаление которых не приведет к потере смысла речи.
Сокращение слов сожжет происходить по следующим принципам:
Итак, слушание – это
рецептивный вид речевой
Чтение – это вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.
В настоящее время читать умеет практически любой человек. Но разные люди обладают различными навыками чтения. В первую очередь это зависит от образования человека, но все же еще есть люди, которые могут читать только по слогам. Навыки чтения нужно развивать каждому, потому что в процессе коммуникации это умение является основным условием эффективности, а так же помогает сэкономить время, так как позволяет перерабатывать большее количество информации. [3, с. 118]
Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы. Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
Для того чтобы читать, надо этому научиться. Есть чтение тренировочное, для выработки навыки, для скорочтения. Эта деятельность некоммуникативна, безадресна.
Целевая установка на получение информации из текста характерна для чтения научных, деловых произведений. Эта зона разума. Чаще всего при этом осуществляются профессиональные обязанности. Но может быть чтение и для общего научного развития, познавательное чтение неоценимую услугу в этом случае читающим оказывает научно - популярная литература. [3, с. 120]
Чтение художественной литературы преследует другую цель - эстетическое наслаждение, развлечение, отдых. Но при этом есть познание. Например, из исторического романа можно узнать много нового об эпохе, стране, быте людей, их правах и т.д. Меньше познания в поэзии, но зато несравненно больше эстетического удовлетворения.
Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста, чтобы выявить в самом общем виде его характер.
Изучающее чтение предполагает глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.
Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление.
На первом этапе - этапе зрительного восприятия, наиболее важную роль играют три определения: фиксация взгляда, движение глаз и поле зрения. [5, с. 82]
Фиксация взгляда - остановка глаз при восприятии написанного. Фиксация взгляда длится всего доли секунды.
Движение глаз - передвижение взгляда на разные участки текста.
Поле зрения - текст, который четко воспринимается глазами человека при одной фиксации взгляда. Среднее поле зрения человека составляет 1,5 - 2 слова, то есть 10 - 15 букв.
Второй этап - этап осмысления. На этом этапе происходит понимание смысла прочитанных слов, предложений и всего текста. Здесь же происходит понимание подтекста, если человек читает, например, публицистику или художественную литературу.
Существуют особенности чтения, которые мешают эффективному восприятию прочитанного. [5, с. 83]
Таких способ существует пять:
Чтение выполняет следующие функции:
Итак, чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление.