Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.
Цель данной работы: изучить слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Объект данной работы: слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника — один из критериев коммуникабельности человека.
Не более 10% людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. В ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25%-го уровня-эффективности. [4, с. 103]
Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость. Низкая эффективность при восприятии устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.
Для развития навыков эффективного слушания необходимо
Умение концентрироваться. Концентрация необходима, чтобы подготовить себя к слушанию. Процесс концентрации требует определенных усилий. Известно, что слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор.
Концентрация требует постоянно
Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться представляет собой основное требование эффективного слушания. Оно требует серьезного отношения к слушанию, желания работать над улучшением навыков и постоянного внимания к говорящему.
Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий. Для того чтобы научиться концентрироваться в процессе слушания, необходимо выполнять следующие рекомендации:
Эффективность процесса слушания зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Объективными факторами являются: шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении и т.д.
Субъективные факторы: пол слушателя, тип нервной системы человека, его темперамент, интеллектуальные способности. [1, с. 132]
Итак, для развития навыков эффективного слушания необходимо выработать следующие умения, умение концентрироваться, умение анализировать услышанное, умение слушать критически, владение вспомогательными средствами.
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.
Также чтение является рецептивным видом речевой деятельности, который связан со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв.
Процесс чтения состоит из нескольких этапов: [6, с. 127]
Этап зрительного восприятия. На этом этапе роль играют «технические навыки» чтения, которые можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
Этапа осмысления (интерпретации) прочитанного. На этом этапе происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях – одновременно. Здесь же зачастую осуществляется понимание подтекста, что особенно актуально при чтении публицистических произведений и художественной литературы. [6, с. 129]
Итак, этап осмысления прочитанного. На этом этапе происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Процесс чтения состоит из нескольких этапов: этап зрительного восприятия. На этом этапе роль играют «технические навыки» чтения, которые можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: острота зрения, скорость и характер передвижения глаз по тексту.
Цель данной работы можно считать достигнутой: было изучено слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Также были поставлены и решены следующие задачи: было рассмотрено слушание как рецептивный вид речевой деятельности и его пути совершенствования и изучено чтение как рецептивный вид речевой деятельности и методы его совершенствования.
Речь является основным средством
человеческого общения. Без нее
человек не имел бы возможности получать
и передавать большое количество
информации, в частности такую, которая
несет большую смысловую
Чтение - рецептивный вид речевой
деятельности, который связан со зрительным
восприятием речевого сообщения, закодированного
с помощью графических
Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, связанный о звуковым восприятием звучащей речи. Научными исследованиями доказано, что через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.