Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы на примере местного СМИ исследовать проблемы речевой культуры и грамотность журналистов.
Задачи данной курсовой работы:
1.Изучение литературы на тему речевой культуры и грамотности журналиста. Теоретическое изучение проблемы
2.Охарактеризовать проблемы культуры речи, возникающие в профессиональной деятельности журналиста
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика относится к разряду профессий, где культура постоянно реализуется в профессиональной деятельности. Низкий уровень знания языка и речевой культуры – это показатель неспособности журналиста вникнуть в тонкости разрабатываемой темы, показатель несформированной позиции, неумения наладить контакт с собственной аудиторией. Более того, слово (звучащее или написанное) – это рабочий инструмент журналиста, и неумелое владение им – это признак профессиональной ограниченности. Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время.
Важнейшим достижением человека является речь. Формирование которой прошло долгий исторический процесс. Речь — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Человеческая деятельность, да и жизнь в целом невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями, информацией. Журналистика удовлетворяет потребности общества в информации, а так же способствует формированию культуры, ценностных ориентаций моральных и этических норм, формированию образа жизни. Речевая культура самый видимый аспект грамотности и воспитанности человека. Речь может быть разного качества - лучше, когда речь чистая, понятная и логичная. Для журналиста очень важно владеть ораторским искусством, так как ему нужно грамотно говорить и формировать свои мысли для правильного донесения информации, контактирования и воздействия на аудиторию.
Цель данной курсовой работы на примере местного СМИ исследовать проблемы речевой культуры и грамотность журналистов.
Задачи данной курсовой работы:
Для решения целей и задач реферата использовался метод изучения и анализа научно - и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
Предмет исследования – культура и речь журналистов.
Объект исследования – средства массовой информации города Кривого Рога.
Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
РАЗДЕЛ І
Изо дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни людей, а особенно журналиста, так как это его орудие работы.
Язык — система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения.
Кто-то когда то сказал, что язык - самое прекрасное и самое ужасное, что придумал человек. С помощью языка люди сочиняют стихи, признаются в любви... И с помощью языка же - лгут, предают, подличают. Недаром язык признан мощным оружием, которому еще диктаторы уделяли не меньше внимания, чем «привычному» оружию.
Вопросы культуры речи в деятельности журналиста актуальны в наше время.
А если учесть то, что журналистика относится к числу наиболее общественно значимых профессий (ее даже называют «четвертой властью»), то необходимость обозначить для себя, предъявить к себе какие-то требования - не только право, но и обязанность журналиста.
Для речи журналиста
чрезвычайно важно
Журналисту необходимо знать языкознание для того, чтобы владеть языком в совершенстве, чтобы пользоваться всеми его возможностями.
Наука выделяет следующие основные функции языка:
Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей терминологией. Журналист должен хорошо владеть различными стилями русского языка. Разновидностью устной речи является диалогическая речь. Семантика ее зависит от того, как воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание и т. п.
В живом общение людей осуществляет обыденная речь. Она очень выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике язык. Обыденная речь для журналиста очень важна, так как он работает «24 часа в сутки», и любое общение это «заметки для себя».
Предварительная
работа над содержанием и формой
предстоящей речевой
…Воспитание речи в еще большей мере,
чем всякое другое воспитание, удается
не путем корректировки с позиции
интеллектуального превосходства, а
лишь благодаря образцовым примерам.
Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто попытался создать теорию языка. Он первым попытался ответить на вопрос что такое «язык». Все явления. Так, Фердинан де Соссюр все попытки коммуникации относил к речевой деятельности. Речевая деятельность исключительно многообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией. В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных аспекта: язык (langue ) и речь (parole), и утверждал что: «Язык, только определенная часть, правда, важнейшая часть, речевой деятельности». То есть по определению Соссюры язык - лишь сумма необходимых условностей, принятых обществом, это грамматическая система и словарь. Но именно язык делает возможной речевую деятельность. И язык, и речь имеют общую природу. Но в акте общения язык принимает форму индивидуальной речи. Язык в акте общения не существует иначе, как в форме индивидуального говорения. Для Соссюра язык и речь - разные явления. По его мнению, в речи нет ничего коллективного, а в языке нет ничего индивидуального. Такое понимание отношения между языком и речью оказывается возможным только в том случае, если предположить, что язык и речь - разные явления, представляющие предметы разных наук. И это понимание совершенно исключается, если отношение языка в речи рассматривается как отношение сущности к ее проявлению. Язык социален по своей природе; индивидуальная форма проявления социальной природы языка свидетельствует, что и индивидуальная форма по своей сущности также социальна. Индивидуальное не противоположно социальному, оно является только формой бытия социального.
Язык и речь - не разные явления, а разные стороны одного явления. Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой - к речи
Сейчас языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях. Язык представляет собой коммуникационное средство и потому отвечает строгим законам и правилам грамматики, интонационным нормам и нормам произношения.
Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения. По определению психолога В.А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека ,его чувств ,желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе обращения в различных видов деятельности и общественных отношений». Для успешности речевого общения каждому из собеседников необходимо уметь точно формулировать свою мысль
Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо. В зависимости от формы обмена информацией речь делится на: устную и письменну. В зависимости от количества участников устной речи – на монолог и диалог. В основе и письменной и устной видов речи лежит язык. Для каждой ситуации общения в той или иной социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых характерен свой подбор языковых средств.
Каждый раз, когда мы пишем текст или просто общаетесь с другими людьми, мы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация об авторе, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.
Стили речи: научный стиль, газетно – публицистический стиль, официально - деловой стиль, разговорно-обиходный стиль, художественный стиль.
Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются: точность, абстрактность, логичность, объективность изложения
Для научного стиля характерно использование
специальной научной и
Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.
Научный стиль — это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов. Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна. Для синтаксиса научных работ характерно широкое употребление сложноподчиненных предложений, обособленных второстепенных членов, вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей: Сюжет (от фр. sujet — предмет, содержание) — система событий, составляющих содержание действий.
Газетно-публицистический стиль речи.
Основной чертой газетно-публицистического стиля является взаимодействие двух тенденций: тенденции к экспрессивности (обусловлена функцией убеждения, эмоционального воздействия на читателя, слушателя); тенденции к стандарту (обусловлена информационно-содержательной функцией, причем информация должна быть известна в кратчайшие сроки аудитории - это главное, что отличает от других стилей).
Эмоцоальное воздействие усиливается благодаря выражению отношения автора к сообщаемой информации, корректируемое мнением определенной социальной группы людей, к которой принадлежит автор.
К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. п. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых, открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.
В лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов, для усиления выразительности в лексике нередко используются устаревшие слова и формы, для более эффективного воздействия на собеседника используются образные средства, а в синтаксисе — восклицательные и побудительные предложения.
Информация о работе Речевая культура и грамотность журналиста