Режиссура эфира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала эту тему, так как хотела изучить кухню телевидения изнутри и понять, каково быть «создателем красивой картинки». В ходе проделанной мною работы, я поняла, что работа режиссера требует, прежде всего, всестороннего контроля. Будь то проверка сценария, внешнего вида участвующих в съемке людей, распределение ролей, утверждение журналистов, осуществление постановки программы или съемки, правильно подобранных декораций или же направление камер – все это необходимо учитывать одному человеку: режиссеру. Но самое главное, производитель эфира должен выстроить внутреннюю "конструкцию" сюжета передачи или телефильма, чтобы телевизионная и радийная структура выглядела гармоничной в своих составляющих и острой по драматургии. Основной целью является, безусловно, донести до зрителя определенную идею, вызвать эмоции, заставить смеяться или плакать, радоваться или огорчаться, приходить в ужас или испытывать восторг.

Содержание работы

Введение
1. Работа Режиссера. Режиссура Эфира. Полная Картина.
1.1 Радиожурналистика. Работа журналиста и режиссера.
1.2 Тележурналистика. Особенности режиссуры телевидения.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая 100.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

Казахский национальный Университет имени Аль-фараби

 

 

 

 

 

Курсовая Работа по «Тележурналистике»:

Режиссура Эфира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Акимбекова Асель , 108 группа, 1 подгруппа

01.03.2013


 

 

Алматы 2013.




 

 

Введение.

Я выбрала темой своей курсовой работы «Режиссуру эфира», так как хотела изучить кухню телевидения изнутри и понять, каково быть «создателем красивой картинки». В ходе проделанной мною работы, я поняла, что работа режиссера требует, прежде всего, всестороннего контроля. Будь то проверка сценария, внешнего вида участвующих в съемке людей, распределение ролей, утверждение журналистов, осуществление постановки программы или съемки, правильно подобранных декораций или же направление камер – все это необходимо учитывать одному человеку: режиссеру. Но самое главное, производитель эфира должен выстроить внутреннюю "конструкцию" сюжета передачи или телефильма, чтобы телевизионная и радийная структура выглядела гармоничной в своих составляющих и острой по драматургии. Основной целью является, безусловно, донести до зрителя определенную идею, вызвать эмоции, заставить смеяться или плакать, радоваться или огорчаться, приходить в ужас или испытывать восторг.

Хочу привести цитаты, которые, на мой взгляд, отражают суть работы «главного» человека на съемочной площадке: 

Карел Чапек (один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург) говорил: "Режиссёр должен обладать душой поэта и настырностью капрала".

"Режиссёр - это Колумб, который стремится открыть Америку, в то время как команда требует  вернуться домой", - тонко заметил  Федерико Феллини (итальянский кинорежиссёр).

“Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство”, – грамотно определил Кокто Жан (французский писатель, художник, театральный деятель, режиссер, сценарист).

А Гитри Саша (французский актер, режиссер, драматург и сценарист) выразил такое мнение: “Если пьеса имеет успех, режиссер воображает себя гением. Если пьеса проваливается, он заявляет, что публика – дура”.

Шевалье Морис (французский шансонье, актер) же, по моему мнению, высказал одну из самых впечатляющих фраз:  “Певец, писатель, режиссер стоят ровно столько, насколько они в состоянии это доказать своим искусством”.

И в правду, каждая его работа, каждый принятый им шаг и каждый кадр выявляет миру, талантлив ли он в своем ремесле или же просто дилетант.

  1. Работа Режиссера. Режиссура Эфира. Полная Картина.

Телевидение – не только средство массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. Было бы ошибкой сводить мастерство к технической стороне творчества, и все же от степени овладения средствами выражения во многом зависят выразительность, точность и глубина передачи авторской мысли. Именно знание всех основ своей профессии делает «мастера голубого экрана» культовым.

Для начала, я хотела бы привести энциклопедическое объяснение двух главных понятий в моей курсовой работе: режиссер и режиссура.

Режиссёр (от французского régisseur — «заведующий», от латинского rego — «управляю») — творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады.

Режиссура – искусство создания единого, гармонически целостного произведения с помощью творческой организации всех элементов.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек, выбравший эту профессию, должен обладать большой фантазией и ярким воображением. У него должна быть внутренняя уверенность в том, что он делает. Иначе за ним не пойдут, его не примут и не поймут. Всех задействованных членов телевизионной программы необходимо, в первую очередь, завлечь и заразить своей идеей, чтобы они зажглись и помогли сделать идеальный продукт. Для этого, безусловно, режиссер должен быть психологом, чтобы умело общаться с людьми, знать, как найти подход к каждому журналисту и всем, с кем он работает. Режиссер должен уметь видеть, кто сможет воплотить задуманный им образ и донести до зрителя его мысль. Он должен быть хорошим дипломатом, ведь ему приходится командовать творческими людьми, а они, весьма ранимы, обидчивы и имеют множество амбиций.

Профессия режиссера – одна из самых молодых профессий в искусстве. И не важно, где вы работаете: в театре, кино или на телевидение - основные функции подхода к работе едины.

Основная задача режиссера определить: «О ЧЕМ?», «ДЛЯ ЧЕГО?», «ВО ИМЯ ЧЕГО?», «ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СЕГОДНЯ ЗРИТЕЛЮ?»

Если  на эти вопросы есть достойные ответы, то смело можно приступать к  выполнению и созданию шедевра. Да именно так, и не меньше. Режиссер должен постоянно совершенствоваться, постигать что-то новое и стремиться развить в себе оригинальное творческое мышление, организаторские способности. А также быть готовым к большим нервным, эмоциональным и физическим перегрузкам. Ведь это не просто, быть руководителем. А молодым, еще, так скажем, «зеленым» начинающим режиссерам не стоит сразу рассчитывать на большие заработки, а следует искать людей, готовых вложить деньги в их идеи и проекты. Ведь любые воплощенные идеи и проекты повышают известность и статус новичка, дают возможность претендовать на большие достижения в будущем. А когда человек уже приобрел известность на режиссерском поприще, стал "маститым" режиссёром, он может сам ставить условия и зарабатывать большие деньги. Ну а гонорары режиссеров с мировым именем могут быть просто "баснословными".

Для того чтобы добиться международного и вселенского признания необходимо, прежде всего, постичь азы этого нелегкого искусства, вот некоторые из них: Технология телепроизводства, история кино, психология общения, авторское право, мастерство телережиссера, продюсирование, сценарное мастерство, компьютерная графика и спецэффекты, основы мастерства телеоператора, режиссура звука, режиссура монтажа, техника речи, основы музыкальной культуры. Изучив все предметы курса, и, по-настоящему, вникнув в них, можно добиться небывалых высот. Так как при этом стимулируется аналитическое и ассоциативное мышление. Это важные слагаемые профессии режиссера в познании и экранном воплощении окружающего мира.

Профессия режиссера уникальна, она соединяет в себе два начала: инженерное (знание и рациональное использование современной техники и аппаратуры) и художественное (создание эмоционального выразительного изображения на экране).

Поэтому один человек просто не сможет справиться со всеми необходимыми для подготовки передачи или съемки прямого эфира элементами. Таким образом, режиссура эфира подразумевает разделение на множество мелких составляющих,  на огромное количество задействованных лиц, которые работают как в кадре, так и за ним.  В следующей главе я подробно рассмотрю и разберу работу каждого из них в сфере радио и телевидения.

 

1.1 Радиожурналистика. Работа журналиста и режиссера.

Специфика работы над передачей как в прямом эфире, так и в условиях ее предварительной звукозаписи включает обязательное сотрудничество журналиста и радиорежиссера в любом направлении вещания, а более всего в радиопублицистике, где журналист вместе с режиссером добивается наиболее выразительного смыслового и эмоционального звучания передачи, будь то информационный выпуск, интервью, дискуссия, ток-шоу или музыкальная программа.

Следует помнить непреложную истину, что радиожурналист выступает не только как автор своей передачи, но и как ее исполнитель, и как ведущий программы, и, следовательно, он должен владеть в определенной степени основами актерского мастерства, пониманием и знанием особенностей работы режиссера на радио, обладать режиссерскими навыками. Это поможет ему в повседневной работе, ибо нередки случаи, когда корреспондент выступает как "сам себе режиссер".

Коммерческое вещание на ранней стадии профессиональных режиссеров не использовало. Должный технический уровень записи и воспроизведения, необходимые музыкальные наложения обеспечивали звукорежиссеры. Журналисты в меру своего профессионализма, понимания специфики канала и выразительных средств радиожурналистики сами выстраивали свой программный блок, придавая им определенный стиль. Однако отсутствие радиорежиссера очень быстро стало сказываться на качестве вещания.

В обязанность радиорежиссеру включается еще одна функция: он (как в кинематографе) диспетчер, контролер выразительных средств, используемых актером. Искусство радио (как и кино) в отличие от театра – искусство фиксированное. В кинематографе талант актера проявляется, в конце концов, в той мере, в какой позволяет ему монтаж. На радио же степень проявления таланта актера зависит от профильтрованной режиссером (в соответствии с общим замыслом) звуковой характеристики образа.

Отсюда и специфика дарования режиссера радио: абсолютный слух, причем, как его называют физиологи, слух аналитический, то есть способность не просто запоминать голоса и шумы, но анализировать их и собирать в новые сочетания, создавая единую тональность из нескольких составляющих. Выбор тона разговора со слушателем и выражает индивидуальность режиссера радио.

При работе режиссера информационного и публицистического вещания, где он работает с журналистом и с гостями передачи – людьми, нередко впервые пришедшими в студию, главное, чтобы режиссер радио видел целостную картину не только "своей" конкретной передачи, но и всей программы, канала, четко представлял бы себе специфику данной радиостанции. Тогда, передачи, создаваемые им в творческом сотрудничестве с автором (журналистом), исполнителями, звукорежиссером, музыкальным редактором, продюсером, будут, с одной стороны, яркими самостоятельными работами, с другой – неотъемлемым элементом программы данного канала, органичной составной частью того звукового образа, который сложился у станции (в зависимости от тематики, направленности, адресности и формата передач).

"Чувство композиции", о котором говорил и писал  известный русский актер и  режиссер А.Д. Попов, – качество, необходимое как радиорежиссеру, так и радиожурналисту. Иными  словами, предварительные записи  участников события – участников  передачи надо скомпоновать таким  образом, чтобы они сложились  в органичную эстетическую форму. Исходить в работе надо из  того, что любой материал –  от информационного блока до  сложного репортажа, радиорассказа  или "канала" – требует построения  по одним и тем же драматургическим  законам, а именно: заявка темы, зачин, непрерывное логическое развитие, кульминация, развязка, вывод, который  напрашивается сам или делается  автором. В этой схеме возможна, конечно, перестановка отдельных  фрагментов, конфликтное, контрастное  по характеру столкновение эпизодов, но не в ущерб достоверности материала.

 Режиссер и журналист  не должны ощущать себя механическими  исполнителями какого-то заказа  или чьей-либо заявки. Они должны  быть творцами, обладать мужеством, высокими моральными устоями, высокой  культурой и хорошим вкусом. Эти  качества позволят и радиожурналисту, и радиорежиссеру обрести свою  индивидуальность и стать заметной  фигурой в эфире.

Хороший режиссер, несмотря на то, что у него есть помощники (операторы, наладчики -  это люди, осуществляющие наладку, эксплуатацию и иногда ремонт сложного автоматизированного оборудования, тонмейстеры, то есть звукорежиссеры), должен уметь все делать сам. Это дает ему свободу действий, способствует творческому процессу и экономит время, затраченное на всю работу, что немаловажно, особенно когда готовится передача непосредственно "под эфир".

Студийная аппаратная современных радиостанций оснащена телефонным "гибридом" на одну или более линий для проведения прямого эфира с участием радиослушателей, различными аудиоисточниками, в том числе и компьютерными, а также аппаратурой для воспроизведения в эфир готовых фонограмм.

 Монтажная аппаратная  предназначена для первичного  монтажа и обработки различных  радиопередач, реставрации фонограмм низкого качества.

 Творческий процесс  работы режиссера над передачей  начинается с момента его ознакомления  с текстом. Далее идет подготовка к эфиру. И хотя в этом случае каждый из группы собранных профессионалов может высказать свои пожелания, касающиеся музыкального оформления, изменений в тексте, все-таки последнее слово всегда остается за режиссером (при условии, если он может доказать и обосновать свое мнение и если обладает достаточно высоким авторитетом, чтобы вся творческая группа согласилась с ним и приступила к работе с хорошим настроением и уверенностью в успехе).

 Необходимо отметить, что от профессионализма и  организаторских способностей режиссера, его мудрости и такта зависит  весь творческий процесс, а, в  конечном счете – качество  передачи. Удача сопутствует группе, если режиссер обладает реальными  качествами лидера. Это в полной  мере относится и к журналисту, который принимает на себя  обязанности режиссера программы.

Если решено записывать всю передачу сразу, текст идет из студии, наложением звучит музыка. Вот отзвучала целая песня или другое музыкальное произведение, а иногда заранее смонтированный режиссером "венок из песен" – композиция из разных музыкальных фрагментов. Автор передачи (журналист вместе с режиссером) должен строго рассчитать время звучания музыки, текста и иных фрагментов так, чтобы уложиться в хронометраж передачи.

 Часто приходится переписывать  программу по несколько раз, иногда  часами, иногда перенося запись  на следующий день: то выступающий  гость бесконечно ошибался, то  журналист охрип, то музыка "не  легла" на текст. И все надо  начинать сначала. Если же времени  для исправления ошибок и бесконечных  перезаписей больше нет, режиссер  принимает решение: записать в студии только текст, то есть сделать "текстовой негатив". После этого, отпустив участников записи, он вместе с оператором и звукорежиссером выполняет в монтажной всю ту работу, о которой говорилось выше: наложение, чистка, корректировка уровня записи.

Информация о работе Режиссура эфира