Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:21, курсовая работа
Я выбрала эту тему, так как хотела изучить кухню телевидения изнутри и понять, каково быть «создателем красивой картинки». В ходе проделанной мною работы, я поняла, что работа режиссера требует, прежде всего, всестороннего контроля. Будь то проверка сценария, внешнего вида участвующих в съемке людей, распределение ролей, утверждение журналистов, осуществление постановки программы или съемки, правильно подобранных декораций или же направление камер – все это необходимо учитывать одному человеку: режиссеру. Но самое главное, производитель эфира должен выстроить внутреннюю "конструкцию" сюжета передачи или телефильма, чтобы телевизионная и радийная структура выглядела гармоничной в своих составляющих и острой по драматургии. Основной целью является, безусловно, донести до зрителя определенную идею, вызвать эмоции, заставить смеяться или плакать, радоваться или огорчаться, приходить в ужас или испытывать восторг.
Введение
1. Работа Режиссера. Режиссура Эфира. Полная Картина.
1.1 Радиожурналистика. Работа журналиста и режиссера.
1.2 Тележурналистика. Особенности режиссуры телевидения.
Заключение.
Работа режиссера прямого эфира – это несколько другое качество той же работы и другая степень напряжения. Прямой эфир накладывает на режиссера высокую ответственность именно потому, что он не имеет права делать ошибок. Эфирные передачи напоминают премьеры в театре и требуют от всех участников собранности, серьезной подготовки и достаточно большого опыта работы на радио. Все так же режиссер за пультом, всё так же в определенных местах "выводит в эфир" музыкальные "заставки" (секунда в секунду, по сигналу точного времени), но его работа значительно усложняется той обстановкой, которую называют оперативной.
Как правило, на эфир приглашают много выступающих. Эти люди, к сожалению, иногда опаздывают или совсем не приходят, что очень затрудняет работу: приходится срочно менять план передачи, музыку, тексты ведущих, выпускать в эфир незапланированные выступления. Конечно, тут без оператора, музыкального специалиста и помощника режиссера не обойтись, но в том-то и состоит задача режиссера, чтобы работа шла слаженно и не давала сбоев. А сбои могут быть самые разные: то не на ту кнопку нажал – отвлекли вопросом; ведущий говорит, а радио молчит... В таких случаях следует помнить, что между студией и аппаратной имеется связь не только через переговорник, но и с помощью наушников.
Бывает и так: перед
эфиром все проверили, но в
спешке поставили не ту
И тут мы подходим к методике работы журналиста, укоренившейся на отечественном радио, то есть к импровизированному творчеству у микрофона информационно-музыкальной радиостанции.
Еще одним немаловажным моментом работы в радиостудии является особое отношение к микрофону, с которым просто необходимо дружить. Но он очень капризен, и выдвигает порой свои нелегкие условия, перед которыми склоняются абсолютно все журналисты. Вот они:
1) микрофон не приемлет напряженного, резкого, в упор направленного на него звука;
2) выступающему необходимо научиться дышать беззвучно, выдыхая воздух мимо микрофона;
3) все звуки – скрип стола или стула, шорох передвигаемой бумаги, стук или звон украшений и другие – усиливаются микрофоном и поэтому недопустимы при записи;
4) все недостатки речи
и голоса безжалостно
Таким образом, работа на радио сложна и непредсказуема, поэтому всегда нужно быть подготовленным к различным курьезам и неприятностям. Но, тем не менее, она увлекательна и интересна. Порой слушатель даже не представляет, сколько сил, времени и нерв уходит у огромного количества людей, для того, чтобы они отлично провели свой досуг. А уж зритель, наверное, включая «ящик» и вовсе не задумывается об этом, ведь им нужен отдых в компании своего любимого экранного героя, телеведущего и всякого рода развлекательные, а может и криминальные, передачи для того, чтобы приятно провести вечер. Так вот, в следующей главе я хотела бы остановиться на том, как создаются и рождаются любимые передачи, сколько кругов ада предстоит пережить всей съемочной команде во главе с режиссером, прежде чем выпустить что-то в эфир.
1.2 Тележурналистика.
Особенности режиссуры
Начнем, пожалуй, с главных определений, присутствующих на телевидении и которые сопровождают режиссера на протяжении всей его профессиональной деятельности.
Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. «Поле зрения» телекамеры ограничено рамкой с соотношением сторон примерно 3:4.
Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром. Расстановка кадров в определенном порядке называется монтажом.
Говоря о специфике телевидения, хочу обратить особое внимание на способность телевидения к одновременности действия и просмотра, заложенную в его физической природе. Вот почему из всех видов параллельного монтажа телевидению свойствен – прежде всего, и главным образом – перекрестный монтаж, то есть параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности, в реальном времени.
Монтаж изображений, снятых с различных точек зрения, называют междукадровым монтажом. Изменения содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемене точек зрения при съемке с движения одной камерой, называют внутрикадровым монтажом.
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное – на шесть видов:
1) дальний план (человек и окружающая его обстановка);
2) общий план (человек во весь рост);
3) средний план (человек до колен);
4) поясной план (человек до пояса);
5) крупный план (голова человека);
6) макроплан (деталь, например глаз).
Еще один важный элемент языка экрана – ракурс. Первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу). Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.
Из всего сказанного нетрудно сделать вывод: вне этих понятий – кадр, план и ракурс – экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, то есть оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Благодаря использованию всех этих деталей, появляется та картинка, которой и управляет режиссер. Управлять ею он может либо в прямом эфире, либо делая монтаж передач.
Режиссура прямого эфира заключается в том, что монтаж осуществляется переключением камер. При этом телевизионный режиссер действует в соответствии со сценарием или (в репортажных передачах) — импровизирует непосредственно «в эфире», что делает его работу гораздо более трудной, чем в кино. Телеоператоры при этом, выполняя указания режиссера, снимают необходимые ему планы и ракурсы. В прямом эфире не приветствуются четко разработанный план, сценарий, который может разрушить ощущение достоверности событий.
Режиссура монтажных передач гораздо ближе к документальному кино. Здесь принцип тот же: заранее снятые кадры выстраиваются в определенном порядке и комбинируются со звуком и эффектами. Все это позволяет реализовать авторский замысел и с помощью образов донести до зрителя информацию и вызвать эмоции.
При этом выполнение этой работы требует особых подходов:
Работа режиссера прямого эфира часто связана с репортажными съемками, с провокациями, быстрым реагированием, чтобы поймать кадр, который сможет вызвать у людей бурную реакцию. К примеру, съемка футбольного матча, где, возможно, игра проходит скучно, в одном темпе. И тут внезапно одна из команд забивает гол, режиссеру необходимо дать оператору указ о том, чтобы он снял этот момент как можно зрелищнее (используя различные методы, приемы о которых речь пойдет дальше), или быстро переключиться на камеру с лучшим ракурсом на точку, место с которого забили в ворота. Если он упускает этот момент, теряется волшебство, исчезает магия самого телевидения, которое так привлекает зрителей и, они просто предпочтут посмотреть другой канал, а этого ни в коем случае нельзя допустить. Здесь важно быть быстрым, нужно уметь вовремя сориентироваться, поставить себя на место героя. Иногда даже, нужно устраивать настоящую телеохоту за нужным человеком, пользоваться скрытой камерой.
На постановочных проектах немного другая специфика работы. Здесь нужно уметь планировать, работать со светом, цветом, композицией, актером. Здесь не так важна скорость реагирования, не требуются навыки «детектива». Зато работа телережиссера постановочного проекта требует тщательного планирования и знания массы вещей.
Работа телевизионного режиссера проходит в аппаратной, оборудованной пультами переключения звука и изображения и мониторами, приборами связи с операторами и ассистентами. Что касается аппаратных монтажа, то здесь оборудование линейного монтажа (когда режиссер, мотая рабочую ленту, по очереди выбирает кадры и сразу перезаписывает их на «чистовик») все чаще уступает компьютерам с программами для нелинейного монтажа (когда все рабочее видео сначала захватывается в компьютер, потом режется на кадры, и уже те монтируются в чистовой видеоряд).
У режиссеров телевидения есть также небольшие приемы, с помощью которых они и добиваются желаемых результатов, к примеру:
Другие элементы языка экрана:
- наплыв и затемнение,
- вытеснение (или «шторка»),
- двойная экспозиция,
- скольжение (или «смазка») и расфокусировка.
В последние годы набор таких приемов расширился благодаря использованию электронных «спецэффектов».
С помощью вот таких непонятных для многих людей приемов и создается тот мир, который безумно увлекает и завораживает. Режиссеры своего рода сказочники, способные передать историю так, что в нее поверят или преподнести материал, который затронет душу и сердце. Это уже признаки настоящего Мастера своего дела.
Заключение.
Вот и подошел к концу мой рассказ о захватывающей деятельности режиссеров. Несомненно, их труд посилен не каждому, поэтому он заслуживает отдельного уважения и восхищения. Режиссёр - это уникальная профессия, которая не поддается каждому. Тут необходим настоящий талант, сильная творческая воля, огромная эрудиция. Режиссура подходит, в первую очередь, людям коммуникабельным, амбициозным и работоспособным, а также им необходимо обладать художественным вкусом. Прежде всего, это командный игрок, с хорошей фантазией, усидчивый ученик в начале своего пути.
Режиссер – это призвание человека. Человека, который может из ничего сделать зрелище, а скучную историю превратить в увлекательный сюжет. На практике режиссер занимается постановкой передач, сериалов, спектаклей, кинофильмов и практически всего, что делается на ТВ. Он один из хозяев мира голубого экрана, у которого в руках сырой материал – глина, из которой нужно вылепить стоящую вещь. И в то же время он – винтик в огромном механизме, где происходит настоящее чудо, в которое легко поверить!
Список использованной литературы (сайтов):
Содержание: