Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа
Язык и речь. Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык – это условие развития и продукт человеческой культуры
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете речи. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, сложных предложений, передающих ход рассуждения. Рассуждение должно содержать посылку, основную часть (умозаключение) и вывод, который вытекает из всего хода рассуждения.
Речевое взаимодействие и речевая ситуация. Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие (высказывания, текст), речевую ситуацию, речевое событие.
Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов: адресанта (отправителя информации); адресата (получателя); предмета речи (о чём говорят); речевого акта (говорение или письмо); средства взаимодействия (высказывание или текст).
Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д. Речевое событие - это конкретная, законченная форма речевого общения. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: устной речи и то, что ее сопровождает (жесты, мимика и др.).
Речь в межличностном общении. Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е имеют возможность видеть, слышать, легко осуществлять обратную связь. Это речевое общение небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладающее некоторыми отличительными особенностями:
3) ситуативность речевого поведения: предмет речи виден или известен собеседникам, что
позволяет использовать невербальные средства;
4) эмоциональность (эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими темы разговора,
собеседника).
В связи с перечисленными особенностями в межличностном общении кроме собственной информационной и фатической функции проявляются также функции эмотивная (связана с субъективным миром адресанта, с выражением его переживаний, его потребность быть понятым) и конативная (связана с установкой на адресата, со стремлением воздействовать на него).
Рассматривая речь в межличностном взаимодействии, нельзя обойти роль слушающего, т.к. он может влиять на речевое поведение говорящего. В современной социально-психологической литературе большое внимание уделяется анализу стилей слушания. Среди важнейших навыков следует выделить приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, это интересно», «Понимаю» и т.д.
Рефлексивное (активное) слушание - это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Основными видами рефлексивных ответов являются: выяснение («Не повторите ли еще раз»); перефразирование («По вашему мнению...», «Если я вас правильно понял…»); отражение чувств («Мне кажется, что вы чувствуете...»); резюмирование («Если подытожить сказанное вами...»).
Эмпатическое слушание - понимание чувств, переживаемых другим человеком и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатическое слушание в отличие от рефлексивного – это более интимный вид общения, оно противоположно критическому восприятию.
Речь в социальном взаимодействии. Речевое общение предполагает общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.) с учётом их ролевой позиции; передачу информации множеству лиц (публичная речь или СМИ). В социальном взаимодействии выражен обслуживающий характер речевой деятельности: здесь речь направлена на организацию совместной деятельности людей. Это определяет более строгую регламентацию речевого поведения.
Основные правила речи в социальном взаимодействии:
1) высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение;
2) высказывание должно быть правдивым; нельзя говорить того, на что нет достаточных оснований;
3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;
4) высказывание должно быть ясным: необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности.
Речь имеет решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. Речь ребёнка почти наполовину эгоцентрична (отсутствуют оттенки значений, игнорируется точка зрения собеседника на предмет речи); взрослые же говорят и даже думают социально («приспосабливают» информацию к ситуации речи, к уровню собеседника).
Речевая деятельность является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Социально-символическими средствами демонстрации социального статуса являются формы обращения. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик». Сходную функцию в русском языке выполняют формы приветствия и прощания.
Гражданский статус человека четко обозначается обращением «господин», «товарищ», «гражданин».
Приёмом использования речи для повышения своего статуса могут быть различного рода переименования, например, профессий (вместо «мусорщик» - «работник санитарной службы»).
К
вербальным социально-
Важным при утверждении или повышении статуса является выбор стиля произношения. Выделяют высокий (подчёркнуто правильное употребление слов и построение предложений; воспринимается как более официальный, дистанцированный стиль) и низкий (разговорная речь, воспринимаемая как неформальная, дружеская); влиятельный и невлиятельный стили.
Тема 2.
Речевое воздействие как наука
Правила общения и речевого воздействия — это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению. Примеры нормативных правил: знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить. Примеры правил речевого воздействия: чаще обращайтесь к собеседнику, укрупняйте его.
Культура речевого поведения, речевой этикет.