Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 19:56, шпаргалка
Шпаргалка по предмету - социология, журналистика.
Ответ на 24 вопроса
1. Предметная область и задачи
социологии. Социологическое воображение
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.
О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. Объект науки — это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Первопричинами предмета социологии являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества.
Социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.
Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Также можно определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.
Поэтому можно конкретнее отмечать, что объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить возможность выявления тенденций, закономерностей.
2. Основные
теоретические подходы в
Макро- и микросоциология.
Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов.
1.Первый подход
Демография - изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.
Например, демографический анализ наций третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится
тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро
растущее население.
2.Второй подход
Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки,
представления человека о самом себе.
3.Коллективистический
подход применяется, когда мы
изучаем двух или более людей,
образующих группу или
Когда социологи изучают такие первичные группы, как семья, такие формальные организации, как армия или компания "Дженерал моторз", они считают их коллективами индивидов.
Данный подход можно
также применять при изучении
групп, бюрократических организаций
и различного рода общностей. С его
помощью можно анализировать
конкуренцию между политическим
4.Четвертый подход выявляет взаимоотношения.
Общественная жизнь рассматривается через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение,
которого ожидают от человека, когда он или она занимают
определенную позицию в группе. Например, в отделе кадров
крупной корпорации вас приветливо встретит сотрудник приемной и возьмет ваше пальто, затем секретарь даст вам анкету и сообщит о вашем приходе. И, наконец, начальник отдела кадров побеседует с вами. Определив роли внутри группы, мы можем выявить также отношения между членами группы и, следовательно, проанализировать ее структуру.
В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.
5.Пятый, последний подход культурологический.
Он применяется
при анализе поведения на
культуры, как общественные правила (действительные или
подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов). При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д.
Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и причинение вреда другим людям.
Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), микросоциол (взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются). Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество.
3. Общество и культура. + 4 бил (он про культуру)
Общество – это обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью, основанной на коллективных представлениях. По Веберу общество это взаимодействие людей, ориентированных на соц. действия людей. Следовательно, все вышеназванные социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу называют системным. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное количество связей между ними. Основные элементы: люди (личности), новые группы, нации, этносы, государства и т.п.
Признаки общества. Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим. 1.это исторический результат естественно складывающихся отношений людей 2.это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей. Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом соц., т.е. ориентированных на других действий. К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Типология обществ.
Существует множество способов классификации обществ. В социо-логии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, напри-мер, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистич). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы.
Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).
Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество
охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.
Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества.
Общ-во – сис-ма, т.к. это совок-сть эл-тов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотнош и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внеш условиями изменять свою стр-ру.Общ-во имеет внутр форму орг-ции, т.е. свою стр-уру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев.Под стр-рой общ-ва понимается его внутреннее устр-во.По форме жизнепроявления людей общ-во подразделяется на эконом, полит и дух подсис-мы, именуемые в с-гии соц сис-мами (сферами общ-ной жизни).По субъекту общ-ных отношений в стр-ре общ-ва выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсис-мы.
4. Культура: определения,
элементы и функции.
Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная – состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя совместную жизнь людей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной социальной группе. Структура культуры: Ценности - социально одобряемые представления о добре , красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится. Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках, манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов). Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры - примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями. Образ жизни - часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте, элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами.