Шпаргалка по социологическому анализу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по предмету - социология, журналистика.
Ответ на 24 вопроса

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Основные формы  культуры. Субкультура.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура (народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры: 1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества (русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам, отражает особые ценности данной части общества). 3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям).

 

 
14. Социальная мобильность. 

 

Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию.

Социальная  мобильность и ее виды.

Соц мобильность –  это изменение положения индивида и группы в социальном пространстве. (П. Гурдье) - это перемещение индивида из одной статусной позиции в другую. (Сорокин). Виды социальной мобильности: - горизонтальная, - вертикальная

Горизонтальная: не предполагает перехода из одного слоя в другой. Человек  меняет свою принадлежность к соц  группе или меняет статус без изменения его иерархии. Вертикальная: это переход из одной страты в другую – восходящая, - нисходящая.

Групповая мобильность. Основные факторы, влияющие на мобильность: - структурные изменения в экономике,  изменение системы ценностей. Индивидуальная. Специфика мобильности: - индивидуальная мобильность существует только в современном обществе

- на ряду с социальной  и мобильностью действуют силы  соц воспроизводства

К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят: социальный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности, внешние данные; получение воспитание; место жительства; выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

Групповая мобильность  происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Роль культуры  в поддержании социального порядка и в социальных изменениях. Культуры и субкультуры. Конфликты культур.

 

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое  искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура (народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры: 1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества (русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам, отражает особые ценности данной части общества). 3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям).

Из конспекта :

 

  1. геттеизация – способ существования к-ры в среде, которая отличается четкими границами с этой средой, сохраняющей свою самобытность во всех сферах жизни.
  2. ассимиляция
  3. частичная ассимиляция или частичная геттеизация – разделение сфер жизни так, чтобы в некоторых сферах жизни следовать своим нормам, а в некоторых – подстраиваться под другие нормы.
  4. интеграция –синтез культурных х-к и создание на этом основании новой формы культуры.
  5. колонизация – трансляция культурных норм и сравнительно небольшой, внешней культурной группы, ведущее к изменению хар-к культуры, свойственной данной территории.

Маргинал – тот, кто  находится на границе.

Субкультура – подходы:

1 – структурный –  выделение в общем, культурном  массиве группы (стиль жизни, определенные  ценности, особые нормы).

2 – семиотический  – группа, кот обладает набором  специфич кодов, отражающих особое восприятие реальности.

3 – эпидемиологический

- когнитивный – субкул  как наличие особой, разделяемой  данной группы картины мира.

2 основные формы субк  – протестная (ценности и нормы  которой основываются на противостоянии  ценностям и нормам, существующим в базисной культуре). 

Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных  с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

Конфликты культур.

Термин "аномии", обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью.

Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. Эта смесь оказалась неустойчивой. Предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Подходы к  определению обществ и выделению  границ обществ. Община и общество.

 

Общество с т.зр. Платона – базис соц солидарности в том, что людям необходимо решать основные вопросы и желания, кот более эффективно решать совместно. Об-во – исторически определенный комплекс соц отношений взаимодействия людей.

Разделение Маркса –  разделение труда и общественно-производственных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое)

Д. Бэлл – ему приписывают  разработку понятия разделения форм общества, базирующихся на технологиях  – доинудстриал, индустриал и постиндустриальное общество.

Также разделяют общество на исторические формы общежития  – 

- охотники и собиратели (господствует тип кровных связей, наиболее часто присутствует 2 уровня  власти, форма разделения труда  – возрастная и межполовая, специализация  отсутствует)

- садоводческие об-ва (кровнородственное и клановое объединение, 2 или 3 уровня власти, раздел труда – натуральное и специализированное, производство и торговля практич отсутствуют)

- аграрное (наличие специализации,  появление развитых форм торговли, разветвленная форма власти, дающая основу гос формам, отношения совместного территор проживания, развитые формы обучения, товарно-денеж отнош-я)

- индустриальное –  развитая специализация, все характеристики  вышеперечисленных обществ, традиции  уходят на второй план в  сравнении с рациональной эффективностью, развивается машинное производство, чел-к выполняет обслуживающую функцию, распад клановых семей, муклиарные семьи (семья из 2-3 поколений)

- постиндустр – цивилизация  качест-ой трансформации техники,  основной ресуср производства – информация.

 

Фердинандом Теннисом ввел термины "Гемайншафт" и "Гезелыиафт" (они переводятся как "общинность" и "общество"), выражающие различия между традиционным и современным  обществами. Точнее, термин "Гемайншафт" относится к сельской общине, а термин "Гезельшафт" - к городскому промышленному обществу. Каковы основные различия?:

1. "Гемайншафт" стимулирует  стремление людей жить в соответствии  с общинными принципами, например  крестьянские семьи в период  сбора урожая бесплатно помогают  друг другу. Общество типа "Гезельшафт" основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального  контроля общество типа "Гемайншафт" придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как "Гезельшафт" есть общество, основанное на формальном праве.

3. В области разделения труда общество типа "Гемайншафт" отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей - обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа "Гезельшафт" характерны специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.

4. В обществе типа "Гемайншафт" культура формируется на основе  религиозных ценностей, а в  "Гезельшафт" — на светских.

5. Главными социальными  институтами в "Гемайншафт" являются семья, соседи и община; в "Гезельшафт" складываются  крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Личность  как результат социальных процессов.  Социализация: сущность, виды, этапы. .Социлогия  личности:

В соц-ии используется несколько  терминов отношения к человеку: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого, имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.  Индивидуальность – это сочетание индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других людей.

Согласно точке зрения Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитации, или копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей, и групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей.

Согласно теории развития личности, предложенной Фрейдом, личность включает три элемента: Ид - источник энергии, питаемой стремлением к  удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе "принципа реальности", и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.

 

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В человеке слиты воедино  биологические, психологические и  соц. качества. 1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации; иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. 2.Жизненный опыт личности: умения; навыки; привычки. 3.Особенности психический процессов: чувства; восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства: строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип нервной системы); половые и возрастные свойства.

 

Социал-ция  личности.

Социал-ция – это  процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: соц. институты, посредники, культура. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования. Социал-ция бывает первичная (родители,

Информация о работе Шпаргалка по социологическому анализу