Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

1. Научно-технический прогресс и современные СМИ, их технико-технологическая база.
В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.
Допечатная подготовка издания включает в себя:
Набор текста
Сканирование иллюстративного материала. В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.
Верстка - пространственная организация материала
Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).

Содержание работы

1. Научно-технический прогресс и современные СМИ, их технико-технологическая база.
2. Журналистика и СМИ. Технический арсенал современного журналиста.
3. Газетное дело и техн прогресс. Взаимовлияние производст-техн базы и редакц процес.
4. Технич основы современных электронных СМИ, роль техники в их совершенствовании.
5. Интернет как ср-во коммуникац и информ, его технич осн и влияние на журналистику.
8. Первые печатные издания.
9. Начало печатного дела на Руси, его особенности.
10. Первые печатные газеты.
11. Технич база ранней западноевроп прессы. Основные вехи развития полиграфии.
12.Технология газетного производства 60-80 гг. XX века.
13. Технологическая схема (стадии) печатного производства в современных условиях.
14.Основные полиграфические процессы: формный, печатный, отделочный.
15.Процесс впуска газеты (технологическая схема) в современных условиях.
16.Виды печатных форм и их использование при разных способах печати.
17. Оборудование для верстки (монтажа) полос. Ручной монтаж полос.
18. Преимущества и проблемы внедрения электронного спуска полос.
19.Полиграфические материалы. Для печатных изданий. Типы и характеристики бумаги.
20.Полиграфические краски, их характеристики, учитываемые при выборе и применении.
21.Способ высокой печати, область его применения.
22.Способ плоской печати и его применение.
23. Глубокая печать и ее особенности.
24. Трафаретная печать, область ее применения. Другие специальные виды печати.
25. Технологические особенности работы журналиста в современных редакциях газет.
26. Механизация и автоматизация наборных процессов.
27.Наборная техника, ее развитие.
28.Фотонабор, фотонаборные автоматы.
29.Воспроизвед изобразит материалов (штриховых, полутоновых, цветных). Знач растра.
30.Системы оптического распознавания и преобразования текста (ОСR ).
31.Офсетный способ печати, его специфика и преимущества.
32.Печатные машины, их типы.
33. Цифровая печать, ее преимущества.
34. Электронные носители информации (стример,CD-ROM, магнитно-оптический диск)
35. Сканирующие устройства, их типы.
36.Создание компьютерной базы редакций.
37.Современные компьютеры, используемые в редакциях.
39. Цифровые фотокамеры.
42. Электронные издательства.
43. Децентрализация печати, ее техническое обеспечение.
44. Технические предпосылки передачи звука на расстояние. Проторадио.
45.Раннее радио. Первые радиостанции и радиосети.
46.Технические средства и технологические особенности современного радиовещания.
47. Технологические особенности радиоконтакта с аудиторией.
48. Радиовещательные системы и виды модуляции.
49. Радиовещательные станции и диапазоны.
50.Радиодом: назначение, классификация, типовая структура.
51.Виды радиостудий и аппаратных, их оборудование и акустические свойства.
52. Электроакустика. Показатели качества звукопередачи.
53. Применение звукозаписи в радиовещании.
54. Технические предпосылки появления телевидения.
55. Телевизионная система, ее функциональная схема.
56.Основные свойства зрения и приспособление к ним теле технологий.
57. Трехкомпонентная теория цветного зрения и системы цветного телевидения.
58. Передающ телекамеры, передающ и приемн телевизион трубки, их назнач.
59. Телевизионные центры и их оборудование.
60. Основное оборудование телестудии.
61. Внестудийные телевизионные технические средства.
62.Технич обеспеч передачи телевизион программ. Радиорелейн и кабельн линии, космическая система теле связи.

Файлы: 1 файл

Шпоры - Техника и технология СМИ.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)
  1. Сервис WWW (World wide web) - всемирная паутина. Он работает в режиме ОН лайн, то есть в режиме реального времени. Он меньше, чем сервис E-mail, но более перспективен. У него большая скорость и лучше кабели.

 

8. Первые печатные издания.

Первая рос типография – Иван Федоров. В 1553 на никольской улице в москве строится первая типография. В 1563 – она открывается, через  год появляется первая печатная книга – «Апостол», имела большой тираж. В англии до 17в была рукописная печать. В 1646 появляется газета. Во франции в 17 веке появл журналы и газеты. Журнал «де Пари». 1888 – первая газета. К концу 18в выходило 20-30 газет. В германии первая газета вышла в 1609 в страсбурге. В 1661 появилась первая еженедельная газета. Типографии появляются в бельгии, испании, швейцарии и нидерландах. В 1690 в США появилась первая газета – «Общественные ведомости». В нач 18в вышел бостонский вестник. Это ранняя печать поэтому нельзя ее назвать массовой, но она многотиражная.(см 10)

 

9. Начало печатного дела на Руси, его особенности.

10. Первые печатные газеты.

Указом от 15 декабря 1702 Петр 1 объявил об издании первой русской газеты. “Ведомости” предназначались  “для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях”.

“Куранты”, или  “Вестовые письма” (1621 - старейший  экземпляр, дошедший до нас) - рукописная газета, существовавшая до петровских “Ведомостей”, носила характер информации о событиях за рубежом (о политике, военных планах, дипломатических актах). Материалы готовились чиновниками посольского приказа, которые преимущественно отбирали и переводили материалы из зарубежных газет, пользовались и сообщениями лиц, проживающих  за границей. Это была газета для царя и узкого круга придворных.

В отличие от “Курантов” петровские “Ведомости” - первая газета, рассчитанная на широкие круги русских  читателей, предназначенная для  продажи в мир. “Ведомости” носили преимущественно информационный характер. Отдельные номера выходили под названием “Ведомости московские”, “Российские ведомости” и др.

С момента своего появления  “Ведомости” носили ярко выраженный агитационный характер: пропаганда новой  науки, культуры, необходимости и  справедливости войн со Швецией и  Турцией, сообщения об обороноспособности страны, о превосходстве ее военной стратегии, о развитии экономики и т.д. В первом дошедшем до нас печатном номере “Ведомостей” от 2 января 1703 (от 17 и 27 декабря 1702 сохранились только рукописные копии) сообщалось: “Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили”.

Большое внимание уделялось  военной информации, в том числе  о Северной войне. Особенно интересна  корреспонденция Петра 1 о Полтавской битве, напечатанная 2 и 15 июля 1709. Петр писал о храбрости, силе духа русских солдат.

Также в газете велась пропаганда партизанской войны против шведов (писала об олонецком попе Иване Окулове - партизане).

Поскольку “Ведомости” были правительственной газетой, то в  материале о восстании Кондратия Булавина Кондратий был назван “вором” и “богоотступником”.

Содержание “Ведомостей” представляет большой исторический интерес, в этой газете много фактических  сведений, ясно выражен правительственнй взгляд на политические события.

Об интересе читателей говорит тот факт, что  статьи переписывали от руки, они дошли  до нас в виде рукописных сборников.

До 1711, когда  газета издавалась в Москве и в  Пб, ее редактором был Федор Поликарпов, директор Печатного двора, с переводом  газеты в Пб ее редактором стал директор Петербургской типографии, Михаил Аврамов.

Основной жанр - информация, однако в “Ведомостях” можно видеть истоки и других газетных жанров (корреспонденция, газетный репортаж - сообщение о празднествах, иллюминациях).

Большое место занимала иностранная информация, что объяснялось усилением экономических и культурных связей с европейскими странами.

Петр 1 сам редактировал отдельные номера газеты, руководил  корректурой и подбором материала, привлекая к участию своих  сподвижников, Меньшикова, Апраксина, Шафирова и др., чьи письма, реляции и донесения появлялись на страницах “Ведомостей”. Петр следил и за внешним оформлением газеты.

Печатные “Ведомости”  продавались за 1- 4 деньги , а иногда раздавались народу бесплатно.

Первыми “штатными работниками” были Борис Волков - переводчик посольского приказа (работает в “Ведомостях” с 1719) и Яков Синявич (тоже переводчик, был призван указом Петра от апреля 1720 отвечать за расширение информации о внутренней жизни страны).

Формат: восьмая  доля листа. Версталась из небольших заметок в одну колонку без заголовков.

Выходила нерегулярно: 1703 - 39 номеров, 1705 - 46 номеров, 1718 - один номер.

Тираж тоже непостоянен (от 50 - 100 до 1000, а номер от 22 марта 1703 вышел 4000 тиражом).

С 1719 печатание газеты перевели в Петербург (Пб). Газета печаталась сначала славянским шрифтом, а с 1710 - гражданским.

 

11. Техническая база ранней западноевропейской прессы. Основные вехи развития полиграфии.

Изобретение станка (Гуттенберг – металлические литеры) 1814 – применение в тиражировании парового пресса. В четверо увеличилась производительность. В 1844 Ричард Хоу изобрел ротационную машину – скорость тиражирования возросла в 8 раз. В 1884 Маргенталлером изобретен линотип. Это набор текста строкоотливающей техникой. Появилась возможность собирать и разбирать матрицы. Но сама матрица могла копироваться. В 1897 Ленскон изобрел монотип – это типа механический или автоматический набор и отлив строк. В 1906 Артур Хорн впервые передал фотографию германского принца по телеграфу – это привело к созданию факсов. В середине 20в создание механической технологии фотонаборного дела. В 60е годы начала применяться оптико-механическая техника – фотонаборы. В кон 60х годов – электрическая. В 70х – лазерная техника фотонабора.

 

12.Технология газетного производства 60-80 гг. XX века.

Вспомним, как  делали газеты в шестидесятые-семидесятые  годы. Оригинал авторской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался правке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы, номер полосы; все заголовки статей и заметок выписывались на отдельном листе бумаги с указанием точного количества строк набора заголовочного материала и т. д. После того оригинал шел в набор. Параллельно ретушировались иллюстрации, размечались и отправлялись в цинкографию, где делались клише. В типографии, помимо цинкографии, действовали цеха: наборный, в котором изготовляли печатную форму для воспроизведения текста (типографский набор) и верстали газеты; стереотипный, где при печатании тиража газеты изготовляли копии набора и клише в виде монолитных и рельефных отливов — стереотипов; печатный, в котором и печатался тираж издания. В больших типографиях в печатном цехе действовали: ротационные (скоропечатные) машины (на. быстро вращающиеся барабаны ротаций крепились стереотипы цилиндрической формы; печатание шло не на отдельных листах, а на-сматывающейся с рулонов длинной бумажной ленте, которая затем разрезалась, фальцевалась или складывалась самой машиной); плоские машины (печать с плоского стереотипа или непосредственно с набора, закрепленного на движущейся горизонтальной металлической платформе — талере); небольшие печатные тигельные машины (бумага прижималась к форме тиглем — плоской металлической плитой).

Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов —литеров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце), изготовляемых из типографского сплава свинца, сурьмы и олова — гарта, оформляющих текст линеек, концовок, и материала не печатающего, пробельного, к которым относились шпации (для образования пробелов между буквами в слове), шпоны (между строками), реглеты (для широких пробелов), бабашки и марзаны (чугунные призмы и бруски для образования полей), квадраты (для больших пробелов). Наборщик вставлял литеры в верстатку (согнутую под прямым углом металлическую пластинку), наборной линейкой отделял уже набранную строку от следующей набираемой, острым шилом исправлял ошибки в наборе, рубилкой обрезал шпоны и линейки... В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах.

Сложным и длительным был процесс изготовления клише. Сначала фотоснимок фотографировали  специальным репродукционным фотоаппаратом. После проявления и закрепления изображение на фотопластинке получалось в обратных тонах, негативным: белые участки оригинала становились черными и наоборот. Для воспроизведения тонового оригинала полутона изображения разбивались на множество мельчайших штриховых элементов — точек. С этой целью в процессе фотографирования оригинала применялся особый оптический прибор — растр. Следующей операцией была копировка, т. е. перенос изображения на поверхность цинковой пластинки, покрытой светочувствительным слоем, в который входили очищенный столярный клей и двухро-мовокислый калий. Далее пластину обрабатывали водой, после сильного нагрева делали огнеупорной, подвергали травлению раствором азотной кислоты. Затем отделывали, устраняли дефекты, выпиливали клише из цинковой пластинки, обрабатывали на фрезерном станке и наколачивали на деревянную подставку [I].

После макетирования —составления макета, точного плана верстки газетного номера и набора на линотипе или вручную оригиналов публикаций начиналась верстка. Столбики набора, перевязанные шпагатом (чтобы не рассыпать), переносили на специальный плоский стол, устанавливали в нужную полосу, освобождали от шпагата и осторожно передвигали на нужное место. Свежие оттиски проходили типографскую корректуру (сличение с оригиналами, которые до набора уже подвергались корректуре —редакционной). После того, как первая типографская корректура была прочитана, корректурные оттиски с внесенными в них исправлениями передавались тому наборщику, который набирал текст. Исправив ошибки, он снова тискал набор для второй типографской корректуры, которая читалась уже без оригинала (вместо него прикладывались оттиски первой корректуры). Внеся исправления в гранкиили «куски», верстали по лосу целиком, делали оттиск и передавали на ревизионную корректуру. После устранения возможные ошибок снова делали оттиск, но уже на подпись к печати (подписная полоса). Последняя виза заместителя главного редактора газеты (руководителя дежурной или ночной бригады) на первом сигнальном, очищенном от ошибок, экземпляре номера ошибок — «В свет!».

 

13.Особенности  технологических стадий производства  печатной продукции.

Весь процесс  производства полиграфической продукции  можно разделить на допечатный, печатный и отделочный.

К допечатному  относится набор текста в компьютере, передача его через локально-вычислительную сеть редактору, от него к корректору, от корректора - к верстальщику и к главному редактору, затем - вывод на печатное устройство и получение фотоформы. После этого начинается печатный процесс.

Полученная форма  монтируется, и получается печатная форма (на форме через воздействие  ультрафиолетового луча проявляются участки текста, закрепляются и промываются. Полученную форму закрепляют в цилиндре и начинают печатать тираж).

Следующий этап - отделочный. Его шаги зависят от типа издания. Если это газета, то она... Если это книга... Если это журнал -то он фальцуется и брошюруется.

 

14. Основные полиграфические процессы.

Допечатный  процесс: Ввод текста в комп, сканирование, Вёрстка.

Формный процесс: Изготовление фотоформы (относится к допечатному процессу).

Печатный  процесс: фотоформы кладут на чувствительную пластину. Ультрафиолетовый свет проходит через пластину и засвечивает её. Проявка. Печатная форма нанизывается на цилиндр печатной машины.

Печатный процесс - это процесс многократного получения  одинаковых оттисков за счёт переноса краски с формы на бумагу.

Технологический процесс печатания складывается из двух основных операций: нанесение  на форму слоя краски определённой толщины и перенос краски с  печатающих элементов на бумагу под  давлением.

Отделочный  процесс: к нему относится дополнительная обработка оттиска после печати, а также придание оттискам определённой формы и размера, пригодных для использования.

Газета после  печати складывается в один или два  сгиба. В процессе изготовления брошюры  и журналы проходят комплекс операций: брошюровочные, переплёт.

Изобразительная продукция (карты, открытки) относятся  к листовой продукции, которая после  печати подвергается дополнительной обработке  поверхности, что увеличивает механическую прочность оттиска.

 

15.Процесс  впуска газеты (технологическая  схема) в современных условиях.

Допечатный  процесс              

Конструирование газеты и предпечатная подготовка предполагает сочетание трех принципов: 1) удобства (чтения —для читателей, создания и оформления —для журналистов, полиграфического исполнения —для полиграфистов);

2) экономичности  (экономии времени и средств  для читателей, журналистов и  полиграфистов); 3) красоты (сложившихся  пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления — все это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка — процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.

В допечатном отделении  или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.

Подготовка  текста

Производство  издания начинается с его основы — текста. Набирать его на компьютере несложно. Прежде, при горячем способе набора и фотонаборе, надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать. Ныне же, с компьютерным набором, проблемы эти исчезли. Облегчились и авторская вычитка, и корректура — сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А чтобы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии. Для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7 или ударить курсором мыши на надпись «сервис».

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"