Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
- определить модели взаимодействия СМИ и власти;
- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;
- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;
- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования принципов взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………….5
1.1 Основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти………………………………………………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти ...7
1.3 Нормативно-правовая база, отражающая принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ………………………………………12
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации и общественностью (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)………………………………….16
2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.2 Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………21
2.2 Анализ принципов взаимодействия органов государственного управления со СМИ и общественностью в Псковской области……….........23
2.3 Проблемы во взаимодействии СМИ и органов государственной власти……………………………………………………………………………..26
Глава 3. Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)……………………...29
3.1 Особенности совершенствования взаимодействия органов власти и СМИ в Псковской области……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………
Содержание
2.1.2 Особенности развития средств массовой
информации Псковской области……………………………………………………………
2.3 Проблемы
во взаимодействии СМИ и органов государственной
власти………………………………………………………………
Все большее значение приобретает в России средства массовой информации. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований.
Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что не выработаны действенные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного пространства.
Особенно актуальна эта проблема для регионов: огромная территория страны, различные экономические и политические условия субъектов РФ приводят к тому, что место и роль средств массовой информации в различных регионах неодинаковы, требуют индивидуального анализа и учитывающих региональную специфику подходов в регулировании медиа-сферы.
Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
- определить модели взаимодействия СМИ и власти;
- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;
- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;
- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;
- выявить основные проблемы взаимодействия;
- дать предложения по совершенствованию взаимодействия СМИ с органами государственной власти.
Объектом исследования является взаимодействие органов государственной власти и СМИ.
Предмет исследования - принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ.
Отношения
со СМИ составляют один из важнейших
аспектов связей с общественностью.
Установление плодотворных деловых
отношений с печатными и
Отношения
с прессой и другими
Взаимная
потребность в деловых
- доверительность
отношений подразумевает
- не
всегда сенсационность
- принцип
объективности: тележурналист
- принцип честности: наказуется добывание информации незаконным путем в форме шантажа, любых предложений и просьб, которые могут оказать влияние на участников событий;
- принцип
этики: СМИ должны отказаться
от выдачи в эфир
- принцип
плюрализма: аудитория имеет право
получения информации обо всем,
что, так или иначе, влияет
на общественную жизнь.
Что
касается организационных форм
отношений государственных
Задача,
которую ставит перед собой
связь с прессой, — достичь
максимального числа
Весь
опубликованный материал
Если сравнить итоги крупных политических реформ в России за последнее столетие, то можно заметить их общую тенденцию: возрастание роли и влияния различных средств массовой информации.
Эта тенденция прослеживается на примере реформ «60-х – 70-х годов XIX века, 1905-1907», период с 1985г. по настоящее время. Сходным при этом является изначальное провозглашение гласности, как государственной политики и постепенная трансформация ее в свободу печати. Такой процесс становится, как правило, основой для противоречий, заложенных во взаимоотношениях власти и прессы.
Рассмотрим основные модели взаимоотношений средств массовой информации с властными структурами в России.
С начала двадцатого века модели взаимодействия власти и средств массовой информации в СССР и Российской Федерации изменились.
Дольше всех просуществовала модель полного контроля государства над средствами массовой информации.
В Советском Союзе средствам массовой информации отводилась роль инструмента политики КПСС. Система средств массовой информации формировалась партийно-государственными структурами и функционировала под их полным контролем.
Партийные комитеты обладали директивными, управленческими и контрольными функциями по отношению к средствам массовой информации.
В демократическом государстве средства массовой информации призваны выражать волю не собственно власти, а волю народа, гражданского общества.
Средства массовой информации должны выйти из-под административного контроля власти. Но свобода сама по себе не гарантирует объективности информации. Беспрерывность позиции журналиста, органа прессы, не предохраняет от использования средств массовой информации в качестве инструмента манипулирования общественным мнением.
Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.
Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.
В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории зачастую недостоверную информацию. Это в свою очередь приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.
Недостоверность информации приводит к снижению доверия к средствам массовой информации, что влечет само собой к сокращению их аудитории.
Отсюда, средства массовой информации выступают не как защитники интересов общества, а действуют в угоду либо своих, либо других интересах.
Получив свободу, средства массовой информации плохо представляют, как распорядиться ею, а структуры власти лихорадочно ищут пути упорядочивания их деятельности. Поэтому часто даже сегодня встречаются конфликты между средствами массовой информации и властными структурами.
В основе классификации региональных медиа-моделей лежит семь параметров: информационная открытость власти (открытая, средняя, закрытая); уровень свободы производства информации; уровень свободы распространенности информации, медийная насыщенность региона; развитие регионального рекламного медиа-рынка; уровень медиа-конфликтности региона; характер конфликтов (правовой, внеправовой); уровень и характер самоорганизации медиа-сообщества.
Из первых трех параметров складывается типологическая характеристика информационной политики власти. Четвертый и пятый характеризуют потенциал и совокупную мощность, характер (рыночный или внерыночный) местных СМИ. Шестой параметр, уровень конфликтности, во многом является производным взаимодействия первых пяти. Седьмой - степень и направленность самоорганизации медиа-сообщества - тесно связан со всеми шестью предыдущими факторами, но имеет свою внутреннюю логику развития. На основе указанных критериев выделяются семь региональных моделей [17]. Рассмотрим характеристики каждой из них.
1. Авторитарный вариант советской модели. Эта модель характерна, прежде всего, для регионов со сравнительно низким уровнем медиа-запросов населения, общим невысоким уровнем экономического развития. Её образует сочетание жесткой авторитарной политики власти в отношении СМИ с низкой медиа-насыщенностью. Практически отсутствует рекламный рынок. Конфликтов в сфере СМИ немного, поскольку большинство местных масс-медиа контролируется властью. Органы власти информационно закрыты; журналистское сообщество несамоорганизованно и не играет какой-либо роли. В региональных законах и нормативных актах имеются положения, ущемляющие свободу СМИ; возможен вариант, когда информационная политика осуществляется без всяких законов. В информационных условиях, созданных этой моделью, проживает 4,4% населения России.