Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
- определить модели взаимодействия СМИ и власти;
- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;
- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;
- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования принципов взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………….5
1.1 Основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти………………………………………………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти ...7
1.3 Нормативно-правовая база, отражающая принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ………………………………………12
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации и общественностью (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)………………………………….16
2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.2 Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………21
2.2 Анализ принципов взаимодействия органов государственного управления со СМИ и общественностью в Псковской области……….........23
2.3 Проблемы во взаимодействии СМИ и органов государственной власти……………………………………………………………………………..26
Глава 3. Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)……………………...29
3.1 Особенности совершенствования взаимодействия органов власти и СМИ в Псковской области……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………
Структурные подразделения Администрации Псковской области обращаются с предложением разместить на сайте области необходимую информацию. В Управлении эта информация анализируется, принимается решение о ее публикации (проходит согласование), после чего она размещается на сайте области.
Информационное взаимодействие осуществляется и в обратном направлении, от органов власти к населению. Общественность снабжается какой-либо информацией от органов власти, а в ответ может задать вопросы интересующие население. Сайт представляет собой информационно-справочное поле, в котором имеются средства ведения диалога между населением и органами власти.
На уровне массовой коммуникации информационный канал от населения к органам власти рассматривается как важнейшее средство донесения информации от населения до органов власти.
Использование информационных технологий для связи с общественностью и СМИ на уровне массовой коммуникации области можно охарактеризовать как хорошее. Информационное взаимодействие налажено в двустороннем порядке в виде информационного портала (сайт Псковской области, сайт губернатора Псковской области).
Целевая коммуникация в системе информационного взаимодействия власти и общественности предполагает прямое информационное взаимодействие между представителями населения области и органами власти [15]. К каналам целевой коммуникации относят почтовые сообщения (обычная и электронная почта), телефонные переговоры и личные встречи. Рассмотрим подробнее информационное взаимодействие посредством использования электронной почты.
Суть технологии состоит в следующем. Работник Управления каждому обращению присваивает номер, после чего его адресуют ответственному лицу, который назначает исполнителя и составляет поручение по данному обращению. После исполнения поручения исполнитель по электронной почте отправляет ответ заявителю. Обмен информацией между гражданином и Органами власти, в данном случае, полностью проходит посредством электронной почты, что очень удобно и эффективно. Написав на электронный адрес области свое обращение, человек может быть уверен, что ему обязательно ответят, и при этом, ему не нужно терять уйму времени на контакты с представителями власти. Электронный адрес Администрации области можно узнать на сайте области.
Такая технология взаимодействия органов власти с населением на уровне целевой коммуникации является хорошо отработанной и в полной мере, реализованной в Администрации Псковской области. По статистическим данным отмечается, что с каждым годом растет доля обращений, принятых посредством электронной почты.
2.3 Проблемы во взаимодействии органов государственной власти и СМИ
Используемые технологии взаимодействия между гражданином и органами власти не могут гарантировать свободы слова и свободного доступа к информации.
Рассматривая
технологические аспекты
Часть руководства Псковской области позволяет себе игнорировать, в нарушение законодательства, информационные запросы СМИ по проблемам, вызывающим повышенный общественный интерес.
Такое положение дел связано с тем, что у разных субъектов информационной деятельности свобода слова понимается и трактуется по-разному.
Для журналистов свобода слова - это право свободного доступа к информации, право обработки информации и передачи аудитории.
Для владельцев СМИ - это право выпускать такую газету, которая нужна ему для достижения законных целей (например, извлечение прибыли).
Для читателя (слушателя, зрителя) - свобода слова заключается в праве получать полную и достоверную информацию и возможность высказывать свою точку зрения в средствах массовой информации.
Свобода слова для органов власти - создание условий для свободного движения информации в интересах развития общества, государства.
В Псковской области около 85,2% журналистов сталкивались со случаями отказа со стороны органов власти и предприятий предоставить необходимую информацию. В связи с данными результатами вызывает интерес информация о структурах, которые наиболее часто отказывают журналистам в доступе к информации.
Среди наиболее
частых источников отказа опрошенные
назвали прокуратуру (70%), государственные
предприятия и учреждения (50%), суды
(40%), областную и городскую
Несмотря на упоминание в качестве одной из задач деятельности управления формирования через СМИ общественного мнения о деятельности власти Псковской области, приходится признать, данная работа не имеет целенаправленного характера, не преследуется четкая цель сформировать у населения тот или иной конкретный образ власти, обладающий какими-либо положительными социально-значимыми характеристиками;
Можно сделать вывод, что информационная политика, которая проводится в Псковской области имеет целый ряд просчетов:
1) отставание в разработке и принятии законодательства, регулирующего информационную сферу;
2)«закрытость» органов власти;
3) стремление установить контроль над деятельностью СМИ.
Также в Псковской области нет определенной концепции освещения деятельности властей в СМИ, чтобы выходящие в них материалы не представляли собой разрозненные элементы лишь информативного характера, а являлись стройными звеньями единой и четкой стратегии освещения деятельности властей и формирования у широкой общественности имиджа власти как государственно-властного органа, радеющего за процветание экономики и населения области, стоящего на защите их интересов.
Также большой проблемой является то, что процедура регистрации средств массовой информации носит разрешительный характер и является для институтов власти инструментом влияния на средства массовой информации. Органы власти могут отказать в регистрации СМИ по целому ряду причинам, установленным Законом о СМИ.
В настоящее время в развитии коммуникационных общественных процессов информация становится главным ресурсом социального управления. Соответственно и в государственном управлении информационная сфера приобретает особое значение. Органы власти вынуждены своевременно и в должном объеме информировать широкие массы общественности о своей деятельности. Освещением деятельности органов государственной власти занимаются СМИ - институт на профессиональной основе, предоставляющий общественности социально значимую информацию. Поэтому речь идет уже не просто о проблемах коммуникации между чиновниками и журналистами. Встает вопрос эффективной организации взаимодействия между институтами власти и СМИ.
Проблемы и совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Проблемы |
Пути решения проблем |
Ожидаемый результат |
Нет свободы доступа к информации. |
Свободно представлять органам власти информацию для СМИ, которая не носит секретный характер. |
Не будет противоречий с конституцией РФ, а также конфликтов между общественностью и властью. |
Нет целенаправленного характера формирования через СМИ общественного мнения о деятельности власти. |
Повышение эффективности работы пресс-служб по отбору материалов. |
Сформируется у населения конкретный образ власти, обладающий какими-либо положительными социально-значимыми характеристиками. |
Плохо разработана нормативно-правовая база. |
Разработка дополнительных законодательных актов. |
Взаимодействие органов власти со СМИ поддерживается правовыми нормами. |
Стремление органов власти установить контроль над деятельностью СМИ. |
Предоставить больше свободы и права выбора СМИ и населению. |
Появится уважение и доверие к власти, а, следовательно, улучшится общее мнение о власти. |
Нет определенной концепции освещения деятельности властей в СМИ. |
Выработать стратегию освещения деятельности властей в СМИ и формирования у широкой общественности имиджа власти как государственно-властного органа, радеющего за процветание экономики и населения области, стоящего на защите их интересов. |
Понятность и доступность информации. Формирование положительного имидж-образа власти. |
Процедура регистрации средств массовой информации носит разрешительный характер и является для институтов власти инструментом влияния на средства массовой информации. |
Сделать процедуру регистрации уведомительного характера. |
Органы власти не будут оказывать влияние на СМИ. Упрощение процедуры регистрации СМИ. |
Таким образом, можно сделать вывод, для того чтобы во взаимодействии между органами власти и СМИ было меньше проблем, нужно принять ряд следующих мер:
- более свободное и доступное предоставление информации для СМИ;
- дополнительная разработка нормативной базы, регулирующая взаимодействие органов власти со СМИ;
- повышение эффективности работы пресс-служб;
- выработка стратегии освещения деятельности властей в СМИ.
Эффективное взаимодействие органов власти и средств массовой информации является одним из основных условий успешной реализации государственной информационной политики, как ключевого фактора оптимизации государственного управления при трансформации современной России в открытое информационное общество.
В процессе исторического развития отношения между властью и СМИ в России носили в основном авторитарный либо патерналистский характер. Сегодняшняя подконтрольность основных федеральных каналов действующей власти свидетельствует о продолжении этой тенденции. Вместе с тем в субъектах РФ в настоящее время наблюдается процесс движения средств массовой информации от авторитарной модели к коммерческой.
Анализ экономических основ функционирования отечественных СМИ показывает, что около 90% газетной периодики в России существуют за счет спонсоров и инвесторов. Переход СМИ в частный сектор и журналистская деятельность в рыночных условиях не явились гарантией самостоятельности и независимости масс-медиа. Во многом это связано с тем, что законодательство о СМИ не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов: государственное регулирование общих условий хозяйственной деятельности СМИ, антимонопольное регулирование в медиа-сфере, отношения «владелец - учредитель - редакция »; статус издателя, вещателя и собственника и др. Концепция государственной информационной политики, также указывающая на необходимость совершенствования законодательства, носит декларативный характер.
Решая проблему государственного участия в сфере СМИ, необходимо свести это участие к минимальному и достаточному уровню. Достаточному, во-первых, для информирования населения о деятельности власти. Минимально достаточным уровнем для этого является, по нашему мнению, система из одного федерального государственного телеканала, одной радиостанции, информационного агентства и печатного периодического издания. Во-вторых, достаточность государственного участия в медиа-сфере должна определяться степенью финансовой поддержки, необходимой тем СМИ, которые не могут существовать за счет собственных доходов, при этом являясь социально значимыми источниками информации для населения. В этой связи государству следует ослабить контроль над медиа-сферой федерального уровня, где сложились рыночные отношения, имеются значительные рекламные бюджеты, высок уровень конкуренции. В то же время, необходимо всерьез заняться государственной поддержкой региональной и местной прессы, испытывающей объективные трудности в самостоятельном бизнес-функционировании в виду неразвитости местного медиа-рынка, дефицита потенциальных рекламодателей и низкой платежеспособности населения.
В результате анализа взаимодействия прессы и власти Псковской области, следует отметить, что специфика этого взаимодействия обусловлена конфликтной ситуацией, сложившейся в региональной власти, а также движением региональной медиа-системы к коммерческой модели функционирования. Доля частных периодических изданий составляет около 80%, однако большинство редакций существуют на средства спонсоров. Сильны позиции скандальной, «желтой» прессы, превратившей публикацию заказных статей в отлаженный бизнес. Предприниматели, идущие во власть, становятся основным источником дохода печатных СМИ, потерявших бюджетное финансирование. Еще одним следствием перехода к нерегулируемым рыночным отношениям в медиа-сфере стало увеличение в регионе количества бесплатно распространяемых рекламных изданий. Не имея отношения к журналистике, но, функционируя в рамках Федерального закона «О средствах массовой информации», данные издания значительно сокращают доходы «серьезной» информационной прессы.
Условием эффективного функционирования печатных СМИ в региональной общественно-политической сфере является государственное регулирование медиа-сферы, включающее в себя следующие направления:
1) выравнивание федерального и регионального уровней СМИ: на каждом из них необходим баланс между государственно- и бизнес-ориентированными медиа;
2) возобновление финансовой поддержки районной прессы, объективно неспособной функционировать в качестве бизнес-субъекта играющей важную социальную роль;
3) совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения полноценного экономического существования СМИ, работающим в качестве коммерческих предприятий.