Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
- определить модели взаимодействия СМИ и власти;
- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;
- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;
- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования принципов взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………….5
1.1 Основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти………………………………………………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти ...7
1.3 Нормативно-правовая база, отражающая принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ………………………………………12
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации и общественностью (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)………………………………….16
2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.2 Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………21
2.2 Анализ принципов взаимодействия органов государственного управления со СМИ и общественностью в Псковской области……….........23
2.3 Проблемы во взаимодействии СМИ и органов государственной власти……………………………………………………………………………..26
Глава 3. Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)……………………...29
3.1 Особенности совершенствования взаимодействия органов власти и СМИ в Псковской области……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………

Файлы: 1 файл

PR.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

Структурные подразделения Администрации Псковской области обращаются с предложением разместить на сайте области необходимую информацию. В Управлении эта информация анализируется, принимается решение о ее публикации (проходит согласование), после чего она размещается на сайте области.

Информационное взаимодействие осуществляется и в обратном направлении, от органов власти к населению. Общественность снабжается какой-либо информацией от органов власти, а в ответ может задать вопросы интересующие население. Сайт представляет собой информационно-справочное поле, в котором имеются средства ведения диалога между населением и органами власти.

На уровне массовой коммуникации информационный канал от населения к органам власти рассматривается как важнейшее средство донесения информации от населения до органов власти.

Использование информационных технологий для связи с общественностью и СМИ на уровне массовой коммуникации области можно охарактеризовать как хорошее. Информационное взаимодействие налажено в двустороннем порядке в виде информационного портала (сайт Псковской области, сайт губернатора Псковской области).

Целевая коммуникация в системе информационного взаимодействия власти и общественности предполагает прямое информационное взаимодействие между представителями населения области и органами власти [15]. К каналам целевой коммуникации относят почтовые сообщения (обычная и электронная почта), телефонные переговоры и личные встречи. Рассмотрим подробнее информационное взаимодействие посредством использования электронной почты.

Суть технологии состоит в следующем. Работник Управления каждому обращению присваивает номер, после чего его адресуют ответственному лицу, который назначает исполнителя и составляет поручение по данному обращению. После исполнения поручения исполнитель по электронной почте отправляет ответ заявителю. Обмен информацией между гражданином и Органами власти, в данном случае, полностью проходит посредством электронной почты, что очень удобно и эффективно. Написав на электронный адрес области свое обращение, человек может быть уверен, что ему обязательно ответят, и при этом, ему не нужно терять уйму времени на контакты с представителями власти. Электронный адрес Администрации области можно узнать на сайте области.

Такая технология взаимодействия органов власти с населением на уровне целевой коммуникации является хорошо отработанной и в полной мере, реализованной в Администрации Псковской области. По статистическим данным отмечается, что с каждым годом растет доля обращений, принятых посредством электронной почты.

 

2.3 Проблемы во взаимодействии органов государственной власти и СМИ

Используемые  технологии взаимодействия между гражданином  и органами власти не могут гарантировать  свободы слова и свободного доступа  к информации.

Рассматривая  технологические аспекты взаимодействия власти и СМИ, нельзя не остановиться на проблеме «закрытости» органов власти, что вызывает у работников СМИ трудности с получением информации.

Часть руководства  Псковской области позволяет  себе игнорировать, в нарушение законодательства, информационные запросы СМИ по проблемам, вызывающим повышенный общественный интерес.

Такое положение  дел связано с тем, что у  разных субъектов информационной деятельности свобода слова понимается и трактуется по-разному.

Для журналистов  свобода слова - это право свободного доступа к информации, право обработки  информации и передачи аудитории.

Для владельцев СМИ - это право выпускать такую  газету, которая нужна ему для  достижения законных целей (например, извлечение прибыли).

Для читателя (слушателя, зрителя) - свобода слова  заключается в праве получать полную и достоверную информацию и возможность высказывать свою точку зрения в средствах массовой информации.

Свобода слова для органов власти - создание условий для свободного движения информации в интересах развития общества, государства.

В Псковской  области около 85,2% журналистов сталкивались со случаями отказа со стороны органов власти и предприятий предоставить необходимую информацию. В связи с данными результатами вызывает интерес информация о структурах, которые наиболее часто отказывают журналистам в доступе к информации.

Среди наиболее частых источников отказа опрошенные назвали прокуратуру (70%), государственные  предприятия и учреждения (50%), суды (40%), областную и городскую администрации (24%).

Несмотря на упоминание в качестве одной из задач деятельности управления формирования через СМИ общественного мнения о деятельности власти Псковской области, приходится признать, данная работа не имеет целенаправленного характера, не преследуется четкая цель сформировать у населения тот или иной конкретный образ власти, обладающий какими-либо положительными социально-значимыми характеристиками;

Можно сделать вывод, что информационная политика, которая проводится в Псковской области имеет целый ряд просчетов:

1) отставание в разработке и принятии законодательства, регулирующего информационную сферу;

2)«закрытость» органов власти;

3) стремление установить контроль над деятельностью СМИ.

Также в Псковской области нет определенной концепции освещения деятельности властей в СМИ, чтобы выходящие в них материалы не представляли собой разрозненные элементы лишь информативного характера, а являлись стройными звеньями единой и четкой стратегии освещения деятельности властей и формирования у широкой общественности имиджа власти как государственно-властного органа, радеющего за процветание экономики и населения области, стоящего на защите их интересов.

Также большой проблемой является то, что процедура регистрации средств массовой информации носит разрешительный характер и является для институтов власти инструментом влияния на средства массовой информации. Органы власти могут отказать в регистрации СМИ по целому ряду причинам, установленным Законом о СМИ.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  взаимодействия органов государственной  власти и СМИ (региональный аспект)

3.1 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России

В настоящее время в развитии коммуникационных общественных процессов информация становится главным ресурсом социального управления. Соответственно и в государственном управлении информационная сфера приобретает особое значение. Органы власти вынуждены своевременно и в должном объеме информировать широкие массы общественности о своей деятельности. Освещением деятельности органов государственной власти занимаются СМИ - институт на профессиональной основе, предоставляющий общественности социально значимую информацию. Поэтому речь идет уже не просто о проблемах коммуникации между чиновниками и журналистами. Встает вопрос эффективной организации взаимодействия между институтами власти и СМИ.

Проблемы и совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Проблемы

Пути решения проблем

Ожидаемый результат

Нет свободы доступа к информации.

Свободно представлять органам власти информацию для СМИ, которая не носит секретный характер.

Не будет противоречий с конституцией РФ, а также конфликтов между общественностью и властью.

Нет целенаправленного характера формирования через СМИ общественного мнения о деятельности власти.

Повышение эффективности работы пресс-служб по отбору материалов.

Сформируется у населения конкретный образ власти, обладающий какими-либо положительными социально-значимыми характеристиками.

Плохо разработана нормативно-правовая база.

Разработка дополнительных законодательных актов.

Взаимодействие органов власти со СМИ поддерживается правовыми нормами.

Стремление органов власти установить контроль над деятельностью СМИ.

Предоставить больше свободы и права выбора СМИ и населению.

Появится уважение и доверие к власти, а, следовательно, улучшится общее мнение о власти.

Нет определенной концепции освещения деятельности властей в СМИ.

Выработать стратегию освещения деятельности властей в СМИ и формирования у широкой общественности имиджа власти как государственно-властного органа, радеющего за процветание экономики и населения области, стоящего на защите их интересов.

Понятность и доступность информации. Формирование положительного имидж-образа власти.

Процедура регистрации средств массовой информации носит разрешительный характер и является для институтов власти инструментом влияния на средства массовой информации.

Сделать процедуру регистрации уведомительного характера.

Органы власти не будут оказывать влияние на СМИ. Упрощение процедуры регистрации СМИ.


 

Таким образом, можно сделать вывод, для того чтобы во взаимодействии между органами власти и СМИ было меньше проблем, нужно принять ряд следующих мер:

- более свободное и доступное предоставление информации для СМИ;

- дополнительная разработка нормативной базы, регулирующая взаимодействие органов власти со СМИ;

- повышение эффективности работы пресс-служб;

- выработка  стратегии освещения деятельности властей в СМИ.

 

Заключение

Эффективное взаимодействие органов власти и средств массовой информации является одним из основных условий успешной реализации государственной информационной политики, как ключевого фактора оптимизации государственного управления при трансформации современной России в открытое информационное общество.

В процессе исторического развития отношения между властью и СМИ в России носили в основном авторитарный либо патерналистский характер. Сегодняшняя подконтрольность основных федеральных каналов действующей власти свидетельствует о продолжении этой тенденции. Вместе с тем в субъектах РФ в настоящее время наблюдается процесс движения средств массовой информации от авторитарной модели к коммерческой.

Анализ экономических основ функционирования отечественных СМИ показывает, что около 90% газетной периодики в России существуют за счет спонсоров и инвесторов. Переход СМИ в частный сектор и журналистская деятельность в рыночных условиях не явились гарантией самостоятельности и независимости масс-медиа. Во многом это связано с тем, что законодательство о СМИ не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов: государственное регулирование общих условий хозяйственной деятельности СМИ, антимонопольное регулирование в медиа-сфере, отношения «владелец - учредитель - редакция »; статус издателя, вещателя и собственника и др. Концепция государственной информационной политики, также указывающая на необходимость совершенствования законодательства, носит декларативный характер.

Решая проблему государственного участия в сфере СМИ, необходимо свести это участие к минимальному и достаточному уровню. Достаточному, во-первых, для информирования населения о деятельности власти. Минимально достаточным уровнем для этого является, по нашему мнению, система из одного федерального государственного телеканала, одной радиостанции, информационного агентства и печатного периодического издания. Во-вторых, достаточность государственного участия в медиа-сфере должна определяться степенью финансовой поддержки, необходимой тем СМИ, которые не могут существовать за счет собственных доходов, при этом являясь социально значимыми источниками информации для населения. В этой связи государству следует ослабить контроль над медиа-сферой федерального уровня, где сложились рыночные отношения, имеются значительные рекламные бюджеты, высок уровень конкуренции. В то же время, необходимо всерьез заняться государственной поддержкой региональной и местной прессы, испытывающей объективные трудности в самостоятельном бизнес-функционировании в виду неразвитости местного медиа-рынка, дефицита потенциальных рекламодателей и низкой платежеспособности населения.

В результате анализа взаимодействия прессы и власти Псковской области, следует отметить, что специфика этого взаимодействия обусловлена конфликтной ситуацией, сложившейся в региональной власти, а также движением региональной медиа-системы к коммерческой модели функционирования. Доля частных периодических изданий составляет около 80%, однако большинство редакций существуют на средства спонсоров. Сильны позиции скандальной, «желтой» прессы, превратившей публикацию заказных статей в отлаженный бизнес. Предприниматели, идущие во власть, становятся основным источником дохода печатных СМИ, потерявших бюджетное финансирование. Еще одним следствием перехода к нерегулируемым рыночным отношениям в медиа-сфере стало увеличение в регионе количества бесплатно распространяемых рекламных изданий. Не имея отношения к журналистике, но, функционируя в рамках Федерального закона «О средствах массовой информации», данные издания значительно сокращают доходы «серьезной» информационной прессы.

Условием эффективного функционирования печатных СМИ в региональной общественно-политической сфере является государственное регулирование медиа-сферы, включающее в себя следующие направления:

1) выравнивание федерального и регионального уровней СМИ: на каждом из них необходим баланс между государственно- и бизнес-ориентированными медиа;

2) возобновление финансовой поддержки районной прессы, объективно неспособной функционировать в качестве бизнес-субъекта играющей важную социальную роль;

3) совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения полноценного экономического существования СМИ, работающим в качестве коммерческих предприятий.

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Российская Федерация (2008; Д. А. Медведев). Президент. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации: от 12 ноября 2009 г.; извлечения / Российская Федерация (2008-; Д. А. Медведев), Президент. - // Налоговое планирование. - 2009, - N4. - С.3
  3. Федеральный закон об информации и защите информации: ФЗ от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ // - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.
  4. Закон РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»//Правовая система КонстультантПлюс.
  5. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) : справочное издание. М. : Б. и., Б. г.
  6. Антонова Д.В. Гражданское участие и информационное участие (к определению понятий) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10 Журналистика. 2006. №1.
  7. Берёзкин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2008. -174с.
  8. Бойков В.Э. Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения / В.Э. Бойков. - //Социология власти.-2009. N 5,6-С.90-102
  9. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. -253с.
  10. Гайдар Е. Т. Власть и собственность. Смуты и институты. Государство и эволюция / Е. Т. Гайдар. - СПб. : Норма, 2009.
  11. Годин, В.В.Управление информационными ресурсами / В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.: «Инфра-М», 2008. - 355с.
  12. Грачёв А.К. Экономика медиаотрасли на этапе выхода из кризиса. / А.К.Грачёв. Доклад на XVIII Международной АРПП. - 2010. URL: http:/www.mediaatlas.ru/items/?id=15504&cat=analytics&field
  13. Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское общество /И.М. Дзялошинский// Актуальные проблемы Европы. -2008. -№2. С.192-209.
  14. Егоров В.В. На пути к информационному обществу. -М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. -192с.
  15. Желтов О. Российские СМИ сегодня: особенности, проблемы и перспективы / О. Желтов; интервью вел В. Гаврилов // Новая библиотека. - 2008. -№9. -С.32-35.
  16. Кравцов В.В. Овладевание политеской грамотностью - настоятельная потребность каждого журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №30. С.113-117.
  17. Крикунова В.В. Общественное мнение ка средство международной политики / В.В.Крикунова // Вестник Моск. Ун-та. Сер.18, Социология и политология. -2009. -№4. -С.218-221.
  18. Прошина М.Г. СМИ как институт гражданского общества в России - Саратов : Изд-во Сарат. Ун-та, 2007.
  19. Средства массовой информации России. 2007 год. Анализ, тенденции, прогноз. -М.: Инфоцентр, 2008. -С..11.
  20. Хоконов А.А. Развитие гражданского общества в России (проблемы и противоречия) / А. А. Хоконов. - Власть. - 2009. - N10. - С.32-3.

Информация о работе Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)