Современные СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Современные СМИ достаточно пестры. Мы видим и продукты для широких масс аудитории, и «на любителя». Но как бы то ни было, в этой пестроте существует некая логика. Есть жанры, которые являются у журналистов-практиков фаворитами, есть аутсайдеры. Уже давно не секрет, что в современных СМИ преобладают информационные жанры. Выяснить, почему именно информационные жанры прочно закрепили за собой лидерство – цель данной работы

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Почему в СМИ преобладают информационные жанры.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

Глава 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 

 

Глава 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

 

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современные СМИ достаточно пестры. Мы видим и продукты для широких масс аудитории, и «на любителя». Но как бы то ни было, в этой пестроте существует некая логика. Есть жанры, которые являются у журналистов-практиков фаворитами, есть аутсайдеры. Уже давно не секрет, что в современных СМИ преобладают информационные жанры. Выяснить, почему именно информационные жанры прочно закрепили за собой лидерство – цель данной работы. Для того, чтобы разобраться в сложившейся  жанровой диспропорции, ставим задачи работы:

  • Отследить на конкретных примерах соотношение информационных и других жанров журналистики
  • На результате опроса аудитории, проведенного автором данной работы, выяснить ее жанровые предпочтения.
  • Рассмотреть историю информационных жанров.

Безусловно, просматривающий газету, среднестатистический читатель не думает о том, что сейчас, например, глазами он пробегается по заметке или его заинтересовал репортаж. Он, вероятнее всего, думает, что читает просто-напросто статью. Максимум, что может читатель – это выделить из номера газеты интервью. Хорошо это или плохо? Ответить трудно. Нужно ли вникать простому читателю во все тонкости журналистского мастерства? Читатель нуждается в «начинке», а во что эта самая «начинка» облачена (в репортаж, заметку или фельетон), это не так уж и важно. С другой же стороны, журналист пишет свой материал в определенном жанре, с определенной целью, а воспринимается этот самый материал непрофессиональной аудиторией не всегда так, как задумано. Хотя, безусловно, это малозначимо, ведь журналисты продолжают творить, выбирая для нескончаемых новостей ту или иную форму, начиняя или не начиняя ее подробностями, дополнительными фактами, своим или же другим авторитетным мнением. Из всего этого и складывается жанр.  Несомненно, все три существующих в современной журналистике вида жанров имеют место быть на страницах печатной прессы и в электронной журналистике, но современное общество  ставит журналистике некие условия, которые приходится выполнять. Отсюда и вытекает неравноправие среди журналистских жанров. Но, обо всем по порядку… 

Глава 1

 

Итак, информационные жанры журналистики, что это? Начнем с их задачи. Задача информационных жанров - оперативно сообщать о событиях, о существенных фактах. Основой для данного вида жанров является событийная информация, а новостью – событийный факт. В этом их основное отличие от аналитических жанров, назначение которых – анализ, обобщение, интерпретация, прогнозирование различных актуальных явлений, связанных между собой ситуаций, событий, фактов. Основой для аналитических жанров является интерпретирующая информация. Именно анализ, выводы и обобщения становятся самой важной новостью. Цель художественно-публицистических жанров журналистики – раскрыть типические общие черты или события реальной действительности через индивидуальное, отдельное. Уже исходя из целей, мы видим, что информационные жанры стоят особняком во всей жанровой системе, на них лежит большая нагрузка, чем на всех остальных – они дают нам то, без чего современная цивилизация никем не мыслится уже давно – дают новость, дают информацию, чтобы мы ей владели, а, следовательно, владели  и миром.

Посмотрим, что представляют собой информационные жанры вообще. (Классификация известного общественного деятеля, публициста, редактора еженедельного общественно-политического журнала «Однако» Андрея Кобякова).1

 

Информация

… а также “новость”, “информационное сообщение”, элемент “бегущей строки”, “горячей линии. Оперативное краткое изложение сущности актуальных: факта, события, явления.

Заметка

По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.

Репортаж

Изложение актуального фактического материала, полученного с “места происшествия”. Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель.

Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги.

 Интервью

Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте.

Комментарий

Объяснение, “расшифровка” сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

 Отчет

…он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц.

Опрос

Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

Вопрос-ответ

1. Ответ специалиста или  редакции на вопросы читателей  (напр., “прямая связь”).

2. “Пинг-понг” - автономно  при презентации персон или  рассказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.

Совет

Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это - узкоспециализированная информация: “советы садоводам”, “наш домашний доктор”.

 Пресс-релиз

“Закулисный жанр”, ибо готовится, как правило, PR-журналистом для коллег из общественно-политических СМИ или специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра.

Некролог

Не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Итак, это представители информационных жанров. Они питают нас необходимыми для нашего существования данными. Все они, так или иначе, встречаются на печатных полосах, оставляя представителям других жанров не так уж много места. Однако и среди них есть жанры «умирающие». Например, если в каждом печатном издании мы видим не одну и не две заметки, в нем будут мелькать репортажи и интервью, то все реже на страницах газет попадаются советы, вопросы-ответы и полноценные некрологи. О. Коновалова  в  своей книге «Основы журналистики» уделяет особое внимание информационному отчету как более древнему, использовавшемуся еще в петровских «Ведомостях». «Но и сегодня, - пишет Коновалова, - отчет востребован в современной журналистике, так как ставит острые, назревшие проблемы, передает сущность обсуждаемых вопросов, характеризует выступления, сообщает о принятых решениях. Его функции – информировать и давать прогноз»2.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому обратимся к тем данным, к которым доверие больше – к цифрам. Мы проанализируем наполняемость различных печатных изданий материалами, которые относятся к информационным  жанрам журналистики. Для полноты картины взяты различного рода издания: от общероссийских до местных, от качественных до желтых.

«Аргументы и факты» - самая многотиражная газета страны. В 1990 году тираж «АиФа» составил 33,5 млн. экземпляров, что послужило поводом для внесения газеты в Книгу рекордов Гиннесса.   В работе рассмотрен номер 27 апреля – 3 мая. Без учета вкладыша «АиФ в Восточной Сибири» номер состоит из двадцати семи полос, на которых расположилось, естественно, без рекламы, сорок семь материалов. Из них таких, которые следует отнести к информационным жанрам, двадцать семь. То есть, больше половины. Обращает на себя внимание большое количество ответов на вопросы читателей, комментариев по интересующим аудиторию проблемам. Это значит, что редакция не теряет связи с теми, для кого работает. Таких материалов в газете, само собой, небольших по объему, преобладающее большинство. Хотя наряду с ними можно выделить и достаточное количество интервью (пять на весь номер).

Следующее анализируемое издание,– «Восточно – Сибирская Правда Конкурент». Иркутский восьмиполосник за 28 апреля не отличился большим количеством материалов. Их на всю газету всего восемнадцать. Но среди этих восемнадцати материалы информационных жанров также в лидерах – десять, если так можно выразиться, штук. Из этого десятка пальма первенства принадлежит расширенной заметке, именно в этом жанре раскрыто большинство информационных поводов. То есть, вторая рассмотренная газета – вновь с преимуществом информационных жанров.

Какова картина в районной прессе? Газета «Байкал  - новости» Слюдянского района. Двадцать четыре полосы. Тринадцать из них отданы под рекламу и объявления. На остальных одиннадцати картина для анализа вырисовывается непростая. Подавляющее большинство материалов написано не профессиональными журналистами, а читателями – жителями района. Следовательно, и жанровая характеристика публикаций затрудняется. Только пять материалов, опубликованных в номере  за 15 апреля, принадлежит «перу» штатных корреспондентов, из них, кстати, все они принадлежат к информационным жанрам. Это репортажи, заметки и большой опрос. Нельзя однозначно сказать, что информационные жанры в «Байкал – новостях» преобладают, скорее, наоборот. Письма читателей, литературные творения жителей района - их достаточно много на страницах газеты. Таким образом, сделаем вывод, что в данном типе издания информационные жанры вторичны. В местной прессе более важно привлечь на газетные полосы заинтересованных читателей, высказывающих свое мнение по актуальным проблемам,  либо продвигать местные таланты.

Наконец желтая пресса. «Экспресс газета» от 25 апреля. Тридцать две полосы со скандальными новостями. Подсчитать общее количество материалов при ломаной верстке просто не представляется возможным – один материал наскакивает, наползает на другой, и где-то на пятом десятке сбиваешься. Да и реклама так грамотно вплетена в общую канву номера, что порой ее просто не отличишь от самих материалов. Однако даже при простом просмотре данной газеты в глаза бросается обилие небольших информационных заметок  (более полутора десятков по всему номеру), так же преобладает такой информационный жанр, как интервью, их в газете пять. Такое преимущество вполне объяснимо: желтая пресса грешит скандальными новостями, высосанными из пальца, а интервью позволяет читателю услышать всю правду из первых уст. Остается только усомниться в правдивости этих самых уст, но это уже совсем другая история.

Безусловно, проведенный анализ весьма посредственный и поверхностный. Он не предоставит полную картину наполняемости российских газет теми или иными жанрами. Но, и исходя из нашего обзора исследования, можно прийти к выводу, что выдвинутый тезис о преобладании информационных жанров подтвержден. Почему? Главным объяснением тому является уже упомянутая в работе оперативность. Информационные жанры позволяют заметно сократить время между произошедшим событием и аудиторией. Они только сообщают о случившемся, как о факте, без какого-либо анализа, без дополнительной интерпретации и, конечно, домысла. Для написания и опубликования такого материала затрачивается не так много времени, как, например, при работе с жанрами аналитическими. А так как информационных поводов, с которыми необходимо ознакомить аудиторию, достаточно много, то и потребность журналистов в использовании информационных жанров возрастает. Это основная причина, по которой наша пресса отдает предпочтение информационным жанрам: аудитория должна узнать все самое «горячее» как можно быстрее, а жанры аналитические и художественно – публицистические подают на стол читателей холодные блюда.

Но обратимся также и к телевидению и радио. Здесь, чисто журналистской работы не так уж много. Все больше современные телевидение и радио, к сожалению, тяготеют к развлекательным программам. К примеру, программа передач в будний день для Первого канала состоит из программ, которые можно назвать «на злобу дня» (программы типа «Контрольная закупка», «ЖКХ» и тому подобные), телесериалов, художественных фильмов и пяти выпусков новостей. Именно выпуски новостей нас в данной работе и будут интересовать. Подавляющее большинство сюжетов в выпуске новостей относится к жанру репортажа – так как именно этот жанр даст зрителю полную картину случившегося. Видеоряд,   дополненный комментариями очевидцев и специалистов, наилучшим образом  поможет разобраться в случившемся. Нередкий гость в выпуске новостей и такой жанр как интервью. Это опять же объясняется тем, что информация не проходит через третьи руки, а доходит до аудитории непосредственно из источника.

На отечественном радио ситуация схожая. Большинство радиостанций занимают свой эфир музыкой и развлекательными программами, прерывая их, как правило, ежечасными выпусками новостей. Новости из радиоприемников доходят до слушателя чаще всего в форме заметки – коротко и ясно о самом главном. Так же часто слышим мы и комментарий (это может быть либо  мнение специалиста, либо самого журналиста, готовящего материал в эфир).

Однако и на радио, и на телевидении существуют исключения. Телеканал «Россия  24» - круглосуточный информационный канал. Тематика данного канала только новости. Поэтому, переоценить значимость информационных жанров на данном канале сложно – большинство времени эфира занимают последние сводки новостей.

Сходную ситуацию можно отследить и на радио. Радио «Вести  FM» (101, 7 Мгц в г. Иркутске). Круглосуточное вещание, сплошной поток информации, непрекращающиеся новости, поданные в формате информационных жанров.

Конечно, с уверенностью утверждать, что информационные жанры на радио и телевидении в лидерах мы не можем, но и нельзя преуменьшать их значение. Так или иначе, они занимают свою нишу, хотя бы в выпусках новостей, популярность которых среди аудитории не уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2.

А как было раньше? Как и когда появились информационные жанры? Этот весьма интересный вопрос мы попытаемся рассмотреть в этой главе. Итак, небольшой экскурс в историю.

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам. Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Академии наук.

Информация о работе Современные СМИ