Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель работы – провести анализ использования спортивной тематики на примере нескольких периодических изданий.
Задачи:
- рассмотреть характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века;
- проанализировать современный рынок спортивной прессы и его тематику;
- рассмотреть преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ;
- дать общую характеристику современной спортивной тематики;
- провести качественный анализ спортивных публикаций.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Спортивная тематика в аспекте современной специализированной журналистики………………………………………5
1.1 Характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века…5
1.2 Современный рынок спортивной прессы и его тематика…………………15
1.3 Преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ………….22
Глава 2. Анализ спортивной тематики в современной специализированной прессе…………………………………………………..32
2.1. Общая характеристика спортивной прессы на современном этапе……..32
2.2. Качественный анализ тематики спортивных публикаций…………….38
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………43
Спортивные СМИ призваны обеспечить стабилизирующую в глобальном объеме задачу перевода направленности отрицательной энергии человека. Не стоит считать, что это нереально, ведь все глобальное берет начало с частного. И революция назревает в душе отдельно взятого человека прежде, чем найти свое отражение во внешних проявлениях. Поэтому чтение спортивной прессы способствует эмоциональной разрядке личности. В выявлении подобных закономерностей проявляется связь журналистики с другими науками, в частности, с психологией, физиологией и дидактикой. Каждый раз, когда негативная заряженность человека превышает норму, обеспечивающую внутреннее удержание экспрессии, «энергия на минус» проявляется вовне. Вот отчего так необходимо существование альтернативных вариантов выхода плохих качеств личности: злости, раздражительности, ненависти, неудовлетворенности. Издания, пишущие о спорте, представляют читающему довольно ситуаций, на переживание которых могут быть растрачены перечисленные черты характера.У Юрия Буданцева есть такая фраза: «Если уж говорить о том, что человеку важнее всего, когда он «смотрит», «слушает», «читает», то ведь это опять же он сам, человек, его жизнь, человеческие отношения, нити материальной и духовной зависимости друг от друга». Задача средств массовой информации - освещать все проявления человеческой жизнедеятельности9. На подробное освещение какой бы то ни было отдельной стороны направлены специальные типы СМИ. Так, спортивная пресса предоставляет публике всеобъемлющую информацию, связанную со спортом. Она оперативно сообщает результаты уже завершившихся соревнований, дает анонсы и прогнозы на предстоящие, рассказывает о специфике видов спорта в целом и правилах отдельных турниров, в частности. На вопрос - Какие изменения произошли в спортивной журналистике в последнее время? К. Легков ответил ёмко и объективно: - «Когда я стал работать в журналистике, было очень много таких жанров, как очерки, какие-то личные взгляды, умствования различные - то, что можно назвать публицистикой. Сейчас это отошло на второй план. Журналистика стала более мобильной, более живой и более оперативной. Это касается, прежде всего, спортивной журналистики, потому что вслед за ежедневными изданиями, пишущими о спорте, появилось еще и много разных интернет-изданий, которые задействовали профессиональных журналистов10. Вот поэтому для спортивного журналиста такие качества, как мобильность и оперативность, приобрели первостепенный характер. Еще могу заметить, что все-таки, хотя я говорил, что журналистов стало больше, это связано с тем, что стало больше СМИ. Я, например, в последние годы не вижу, чтобы в журналистику шли молодые спортивные кадры. Может быть, это как-то проходит мимо меня… Я работал во многих изданиях - в «Смене», в «Вечернем Петербурге», в ИД «Калейдоскоп», в «Спорт-Экспрессе», и везде, как правило, возглавлял какие-то отделы. Так вот лет пять назад приходило гораздо больше молодых людей. Конечно, там много отсеивалось, но кто-то оставался, и мои ученики, как я их называю, в довольно скором времени уже тоже работали руководителями отделов наших ежедневных газет. А сейчас я практически не вижу там молодых людей. Я объясняю это тем, что появился интернет, различные ресурсы, где можно удовлетворить свои потребности что-то написать и подписаться ником или фамилией. А что касается тенденций в спортивной журналистике, она стала более оперативной и более злободневной. Раньше о событиях, которые произошли, допустим, в выходные, мы могли узнать только во вторник, когда выходили все газеты. Теперь, если в субботу сыграл «Зенит», то мы читаем об этом уже в тот же день вечером. Я думаю, спортивная журналистика будет и дальше развиваться в сторону быстрого реагирования. Тем более что спорт - это где все горячо, все очень актуально, и болельщики хотят получать информацию практически мгновенно.
Аналитическая
функция заключается в
В этом перекрещивается с публицистикой. Последняя, основываясь на конкретно-временном (современном) состоянии, показывает, на основе показанного убеждает, проводит идеи, раскрывает сущность проблем в их взаимосвязях с окружающей действительностью, ищет пути депроблемирования. В связи с требованиями остроты и социальной направленности публикаций, «в материалах… необходимо больше внимания обращать на все новое…» Трансляция идей сталкивает нас с потребностью воспитательной функции спортивной прессы11.
«Средства массовой информации и пропаганды - явление нового и новейшего времени. Они имеют своих предшественников в более ранние исторические эпохи и входят в более общие коммуникационные системы наряду с другими СМК. Технократы же формируют стереотип представлений об определяющем влиянии этих средств на развитие общественной жизни, и этот стереотип рушится при системном анализе». Разумеется, пресса всего лишь «четвертая власть», и ее влияние далеко не всегда определяющее. Однако принижать его значение и вес опасно с точки зрения выращивания «потерянного» в социальном плане поколения, и об этом нужно помнить. Существует острая полемика, должна ли спортивная пресса нести воспитательную нагрузку или она предназначена исключительно для рекреативно-разгрузочных целей? Такой подход к спортивной прессе, который считает ее лишь проводником оторвано спортивной информации и источником занимательного чтения для удовольствия, не учитывает того очевидного факта, что в сегодняшних условиях, на рубеже тысячелетий, в нашей стране как никогда низко упал интеллектуальный уровень, авторитет школьного образования и, в конечном счете, склонность народа к чтению высокохудожественной литературы. Другими словами, регулярно можно наблюдать, что вне зависимости от слоя и социальной группы общества, спортивная газета подчас оказывается, чуть ли не единственным систематическим чтением людей, в особенности подрастающего поколения, которому спорт интересен больше политики и экономики. Как следствие, на плечах редакционных коллегий спортивных газет лежит моральная ответственность за нравственное воспитание гармонично развитой и образованной личности. Это, на первый взгляд, неожиданная нагрузка на совокупность типологических признаков спортивной прессы, однако каждое издание обязано в той или иной мере ее нести. И различные редакции подходят к осуществлению этой функции по-разному. Тематически спортивные издания могут быть как серьезными, так и таблоидными, как информационными, аналитическими, так комбинированными - информационно-аналитическими.
1.2 Современный рынок спортивной прессы и его тематика
По мнению исследователя, Травиной Е.Л. тематический анализ спортивных изданий и разделов даст возможность в перспективе разработать оптимальную модель спортивного раздела универсального издания, наиболее эффективно взаимодействующего с аудиторией, которое также ставит перед собой задачу формирования общественного мнения, ценностей и идеалов в сфере физической культуры и спорта12.
В публикации «Как чувствуют себя спортивные издания на медиарынке» дана по нашему мнению объективная точка зрения. Газеты выживают в первую очередь за счет розницы, во вторую - за счет PR- поступлений и только в третью они интересуются сборами от рекламы. Газета может себе позволить всю стоимость производства закладывать в отпускную цену, что совершенно непредставимо для качественного глянцевого журнала, в том числе и спортивного. Как правило, его отпускная цена ниже себестоимости печати. И если наш журнал, к примеру, будет выходить тиражом 1 млн. экземпляров, но в нем будет мало рекламы, то он будет заведомо убыточным13.
Собирать рекламу в спортивные журналы в нашей стране крайне непросто. У рекламодателя нет ни привычки, ни позитивного отношения к такому виду рекламоносителя, как спортивная пресса. Традиционная спортивная пресса в лице двух главных газет - «Советский Спорт» и «Спорт-Экспресс» - не слишком интересна для большинства рекламодателей. Во-первых, потому, что это газеты. Во-вторых, потому, что они черно-белые газеты. В-третьих, потому, что у них весьма специфичная, размытая аудитория.
В спортивном сегменте существуют три основных издания. Две ежедневные газеты: «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт» и еженедельник «Футбол». Все остальные то появляются, то исчезают, и серьезными игроками не являются.
В Москве абсолютное первое место занимает «Спорт-Экспресс», на периферии у них проблем гораздо больше. Во-первых, газета дорогая, во-вторых, она попадает в регионы с задержкой, иногда в несколько дней. Для ежедневной газеты это совершенно ненормально.
Интернет в российских регионах всегда был дороже «московского» и «питерского» минимум в 2 раза, а сейчас вообще достаточно сильно возросла стоимость связи по 3G сотовых операторов, которые ввели вместо «покилобайтной» тарификации «стокилобайтную», что сильно ударило по стоимости доступа в Интернет через мобильный телефон. Т.е. эта услуга фактически подорожала в полтора раза, что, по прогнозам экспертов, тем не менее, вряд ли принципиально снизит трафик.
Сокращение рынка читателей больно бьет по всем изданиям, но первыми жертвами специализированных изданий, безусловно, станет ежедневная спортивная пресса - исключительно как объект, которому внедрение новых технологий нанесло наибольший ущерб.
Кроме общего сокращения размера аудитории, непреодолимое временное отставание «бумаги» от «электронных СМИ» стало вторым главным фактором снижения интереса молодой аудитории к ежедневным газетам14.
Не интересно читать о «вчерашних событиях» сегодня, когда на любом из десятков интернет-сайтов можно не только получить информацию «сейчас», но и посмотреть запись видеотрансляций и выборочные видео-повторы наиболее интересных моментов.
А уж возможность смотреть «текстовые» on-line трансляции сейчас позволяет практически любой мобильный телефон.
Третьим фактором стало тотальное снижение цен на нетбуки (упрощённые ноутбуки уменьшенного размера) с доступом в Интернет с ценой от $200, плазменных панелей 42 дюйма с ценой от $650 и «безлимитного» интернет-доступа от $15 в месяц. Для сравнения, ежедневная покупка газеты «Спорт-Экспресс» обойдется в $23 в месяц, а «Советского Спорта» - в $11 соответственно. Таким образом, безлимитный доступ в интернет на год плюс покупка нетбука уже примерно окупают за год вложение читателя всего лишь двух спортивных газет. Четвертый нож в спину ежедневной спортивной прессе воткнуло спортивное ТВ, которое неожиданно для бумажной прессы начало большое количество трансляций красивых спортивных событий, которые так великолепно смотрятся на больших и дешевых плазменных панелях!
Таким образом, уменьшение московской аудитории (как главной составляющей прибыли спортивных СМИ) происходит с примерной скоростью 12% в год. То есть с 2005 года ежедневная устойчивая спортивная аудитория СМИ в Москве сократилась с 250 000 человек до 150 000, и фактически она разделена между газетами «Советский Спорт» (100 000), «Спорт-Экспресс» (50 000) и «Спорт день за днем» (3000), последним изданием мы в расчетах «пренебрежем!» в силу его малости.
В то же время общая дневная посещаемость только российского сегмента спортивного Рунета составляет 1 200 000 человек, а доля «московской аудитории» составляет 612 000 человек, т.е. в 4 раза превосходит совокупный тираж «Советского Спорта» и «Спорт-Экспресса» вместе взятых15.
Мало того, стоимость «контакта» рекламодателя с читателем в бумажной прессе исчисляется минимум десятками долларов, а в Интернете - максимум несколькими десятками центов. Рынок читателей бумажных СМИ сужается, и конкуренция за перетекающего в Интернет читателя усиливается.
И предпоследнее. Сейчас в мышлении акционеров и руководителей коллапсирующих бумажных СМИ существует иллюзия постепенного превращения бумажных СМИ в интернет-порталы. Очень жаль, но положительные примеры, когда интернет-составляющая (портал) становится настолько доходной, чтобы поддерживать убыточного «родителя», лично мне на глаза не попались, - поверьте, я упорно искала их во всей Всемирной паутине. Мало того, существующие интернет порталы-лидеры - еще один страшный удар по бумажным СМИ. Дело в том, что в бумажных газетах работают журналисты экстра-класса. Вообщем, производство качественного контента для газет обходится очень и очень дорого.
А «просто» интернет-порталы, обладая огромным штатом «дешевых» не опытных журналистов очень хорошо проводят мониторинг газет, ТВ, и интернет сайтов, просто переписывая материалы, а иногда и просто воруя их.
В итоге, у интернет-порталов в чистом виде качество журналистики стремительно падает, и если тренд продолжится, на рынке спортивной журналистики останутся лишь дилетанты, работающие за копейки, но которым скоро будет уже не за кем переписывать и не у кого учиться.
Сегодняшняя (150 000) совокупная аудитория «бумажной прессы» в Москве, как крупнейшем городе Росии, 2-3 года назад была еще ниже и составляла примерно 110 000 человек. Ее рост, прежде всего, вызван «врагом газет» ТВ, которое в больших количествах стало транслировать хоккей, биатлон и иные популярные виды спорта, что резко прибавило тиражи Советского спорта, который оперативно отреагировал на эти изменения и сильно прогрессировал, против «Спорт-Экспресса», который консервативно 2/3 газетной площади посвещал только футболу, причем с упором на московские команды и международный футбол, и мало того, был еще в 2 раза дороже (30 рублей против 14).
Чем газеты могут привлечь «молодую аудиторию»? Неизвестно, но надо пробовать. Если газеты смогли вновь «загнать людей на стадионы», то почему бы им не озаботится идеей вернуть читателей в газеты из Интернета путем самого Интернета?
Газеты своими интернет- порталами сами приучают людей к суррогатам, а потом удивляются, почему читатели не любят длинные тексты? Т.е. интернет-портал должен в первую очередь популяризировать «родителя», а не заслонять.
На самом деле, очень не хочется, чтобы на смену «человеку вдумчиво читающему» пришел «человек поверхностно смотрящий».
Приведём прогноз из далекого 2000 года от PricewaterhouseCoopers (PWC): «Первыми исчезнут журналы. Затем исчезнут газеты, а телевидение изменится до неузнаваемости». То есть аналитики прогнозы давали на прошедшие пять лет очень печальные, но огорчаться не советовали, - планировалось, что всё заменит Интернет. В сеть должны были перекочевать газеты, журналы, телеканалы и радиостанции, а вместе с ними - деньги рекламодателей. По прогнозам PWC, свой сайт виделся единственной возможностью бумажной газеты продолжить свое существование после 2005 года.
Информация о работе Спортивная тематика в журналах и газетах