Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель работы – провести анализ использования спортивной тематики на примере нескольких периодических изданий.
Задачи:
- рассмотреть характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века;
- проанализировать современный рынок спортивной прессы и его тематику;
- рассмотреть преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ;
- дать общую характеристику современной спортивной тематики;
- провести качественный анализ спортивных публикаций.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Спортивная тематика в аспекте современной специализированной журналистики………………………………………5
1.1 Характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века…5
1.2 Современный рынок спортивной прессы и его тематика…………………15
1.3 Преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ………….22
Глава 2. Анализ спортивной тематики в современной специализированной прессе…………………………………………………..32
2.1. Общая характеристика спортивной прессы на современном этапе……..32
2.2. Качественный анализ тематики спортивных публикаций…………….38
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………43
Как мы видим сейчас, прогноз не сбылся не только на 2005-й, но и на 2010-й год. Увы, тем не менее, неблагоприятный тренд сохраняется и усиливается, и я думаю, что 2013-й будет переломным годом для всех бумажных ежедневных СМИ. Насколько выиграет или проиграет читатель, покажет время. И очень хочется пожелать успеха бывшим коллегам из «СЭ», особенно в наше непростое и крайне тяжелое в свете утраты главного редактора и создателя «Спорт-Экспресс» Владимира Михайловича Кучмия, время16.
Девяностые годы - время бурного развития средств массовой информации в России, связанное с качественными и количественными изменениями изданий. Наряду со следованием прессы тенденции универсализации, поступательно идут процессы дифференциации. Стоит вопрос о различных подходах к типологической систематизации прессы. Найдем место спортивной прессы внутри этой системы.
Спортивные издания в большинстве своем по-прежнему продолжают оставаться всероссийскими и издаются в Москве. Однако во второй половине девяностых впервые начался процесс укрепления местных спортивных газет.
Какой бы огромной ни казалась пропасть, разделяющая различные виды и подвиды спортивной прессы, у всех этих изданий, кроме темы, объекта и предмета отражения, есть и другое объединяющее начало. Это установка на выполнение ими - пусть в различных объемах и пропорциях - одних и тех же функций, призванных в какой-то мере сблизить их с мировой системой СМИ и СМК, а также выделить и обусловить то специфичное, которое заложено в спортивной прессе как типе17.
В современном мире с его бешеными ритмами и высоким темпом жизни человек подчас оказывается в стрессовой ситуации. Он все время выпадает из колеи и устает от вечного сопротивления все новым и новым трудностям, от необходимости постоянно решать непрестанно возникающие проблемные ситуации. Такой человек, приходя, домой или, устраиваясь утром в кабинете, берет в руки газету и.… Это не обозрение последних политических новостей и не сводка итогов биржевых торгов, это то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить ему о проблемах, так неумолимо часто встающих перед ним самим в его повседневной жизни. Это может быть юмористическое или музыкальное издание, зачастую же это спортивная газета. Чтение даёт нам силы, тонко и умно поведало обо всем главном, происшедшем во втором - а, может, уже - первом? - мире, придало тебе творческих и новых физических сил, вселило, пусть зачастую мимолетную, но столь необходимую тебе уверенность в том, что все еще переменится к лучшему и в не лучшем из миров. Ты встаешь и начинаешь работать над собой и над миром, уверенный, что рано или поздно он станет - и в этом тогда будет и твоя заслуга - чище и светлее.
Спортивные СМИ призваны обеспечить стабилизирующую в глобальном объеме задачу перевода направленности отрицательной энергии человека. Не стоит считать, что это нереально, ведь все глобальное берет начало с частного. И революция назревает в душе отдельно взятого человека прежде, чем найти свое отражение во внешних проявлениях. Поэтому чтение спортивной прессы способствует эмоциональной разрядке личности. В выявлении подобных закономерностей проявляется связь журналистики с другими науками, в частности, с психологией, физиологией и дидактикой.
1.3 Преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ
Попробуем выявить самые востребованные жанры в современной спортивной журналистике. Взаимодействие жанра и контента само по себе новая проблема. Она почти не рассматривалась специально в понятийном аппарате медиадискурса, а на материале спортивного дискурса не отмечалась вообще. Между тем эмпирическое пространство позволяет предположить, что данное взаимодействие значимо18.
Материал побуждает отметить 3 основных направлений этого взаимодействия: от контента к жанру, точнее оно определяется следующим образом: заметно расширяется контент; от части близко к первому, однако расширение контента проявляется не в обогащении дискурса новыми жанрами, а определённой специализации привычных; представлен противоположный вектор, что закономерно с системной точки зрения, сложившаяся новая жанровая система благоприятствует углублению контента, это условно можно определить от жанра к контенту.
Для начала раскроем основные понятия:
Понятие медиадискурса является производным от общей концепции дискурса. Согласно Т. Г. Добросклонской, медиадискурс - это совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия. При изучении медиадискурса необходимо учитывать, что современная концепция дискурса отграничивается от понятия «текст». При переносе в сферу масс-медиа понятие «текст» значительно расширяет свои границы. Здесь концепция медиатекста выходит за пределы знаковой системы вербального уровня, представляя собой последовательность знаков различных семиотических систем - языковых, графических, звуковых, визуальных, специфика которых обусловлена конкретным каналом массовой информации. Термин «медиатекст» появился в 90-х годах ХХ в. в англоязычной научной литературе. Изучением данного понятия занимались такие известные ученые, как Т. ван Дейк, М. Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер, которые рассматривали тексты массовой коммуникации с точки зрения социолингвистики, функциональной стилистики, теории дискурса и когнитивной лингвистики. Ученые изучали такие вопросы, как определение функционально-стилевого статуса языка СМИ, способы описания различных типов медиатекстов, влияние социокультурных факторов на выбор языковых средств, лингво-медийные технологии воздействия19.
Спортивный медиадискурс:
«Полярная»
точка зрения, отрицающая саму возможность выделения конкретных типов
дискурса, представлена, прежде всего,
в работе В.В. Красных и, судя по всему,
не поддержана большинством лингвистического
сообщества. Исследователь полагает, что
безусловно можно говорить лишь о «национальном
дискурсе». Отдельные типы дискурса В.В.
Красных трактует лишь как «некоторые
«модификации» русского дискурса, «определённым
образом «адаптированные» в соответствии
с той сферой, в которой он функционирует».
Заметим, что сложность, с которой сталкивается
любой исследователь при определении
границ того или иного «типа» дискурса,
а также проблема адекватности принимаемых
исследователями дискурсивных характеристик
заставляет нас задуматься о большой степени
правоты взглядов на дискурс В.В. Красных.
Однако в последнее десятилетие основания,
по которым выделяются конкретные типы
дискурсов, множатся, а следовательно,
всё возрастает количество описываемых
дискурсов и дискурсивных разновидностей
(дискурс власти, дискурс рынка, дискурс
потребительской культуры, дискурс надежды
и отчаяния, диалектный дискурс, общественный
дискурс, сказочный дискурс, устный дискурс,
патриотический дискурс и мн.др.). Однако
традиционно выделяемые институциональные
дискурсы (политический, спортивный, медицинский,
военный, дипломатический и др.), как правило,
изначально задаются темой общения и представляют
собой сложные дискурсивные образования,
дискурсивные пространства - организованные
по принципу поля системы дискурсивных
разновидностей, объединенные прежде
всего общностью тематики и концептуальной
доминанты, репрезентированной в рамках
дискурса. В некоторых институциональных
дискурсах (таких как религиозный, деловой,
дипломатический, военный) периферия не
так «разветвлена» и обширна, как в институциональных
дискурсах, где периферия поля в определенных
экстралингвистических условиях становится
едва ли не более конституирующей для
данного типа дискурса, чем собственно
ядерная часть. К последним относится
и спортивный дискурс - спортивное дискурсивное
пространство. В текстах, эксплицированных
в спортивном дискурсивном пространстве,
находят отражение многоаспектные проявления
деятельности человека в спортивной сфере,
в том числе универсальные и национально
специфические представления о спорте
и его составляющих как о базовых культурологических
и идеологических ценностях. В спортивное
дискурсивное пространство входят дискурсивные
разновидности, выделяемые по разным основаниям
и критериям (тип- субъектно-объектных
отношений, жанрово-стилевые, прагмастилистические
особенности текстов, опосредованность/
Можно говорить о существовании ядра, ядерной зоны спортивного дискурса - спортивного журналистского дискурса, в рамках которого наиболее полно отражается как концептуальная, тематическая и жанрово-стилевая специфика спортивного дискурса, так и его институциональный характер. Более широкое понятие «спортивный медиадискурс» включает в себя спортивный журналистский дискурс: для последнего медийность является конституирующим признаком, наряду со следующими определяющими эту разновидность спортивного дискурса критериями: 1) критерий субъекта, адресанта спортивного дискурса, выполняющего определенную социальную роль и находящегося в соответствующих статусно-ролевых отношениях с адресатами дискурса - читателями, зрителями, слушателями, пользователями Интернета; 2) критерий жанрово-стилистических характеристик продуцируемых в процессе речемыслительной деятельности текстов. Выделение в качестве ядра спортивного дискурсивного пространства спортивного журналистского дискурса аргументировано соответствием этой разновидности дискурса большинству дискурсообразующих категорий. Именно в спортивном журналистском дискурсе дискурсивно маркированными оказываются все основные составляющие: условия коммуникации, цель коммуникации, субъектно-объектные характеристики общения, совокупность функционирующих в дискурсе текстов, их жанрово-стилистические и прагмалингвистические характеристики, система репрезентированных в дискурсе концептов20.
Понятие «спортивный медиадискурс» шире понятия «спортивный журналистский дискурс»: оно может включать дискурс фанатов, дискурс спортсменов и тренеров, дискурс спортивных чиновников, политиков в том случае, если их речемыслительная деятельность, связанная со спортивной тематикой, реализуется в сфере массовой коммуникации. Однако любая из этих разновидностей спортивного дискурса будет характеризоваться пересечением и перекрещиванием с другими дискурсами - идеологическим, политическим и даже художественным и обиходно-бытовым. Процесс речемыслительной деятельности на спортивную тематику, как и совокупность произведенных в результате этой деятельности текстов, могут быть не опосредованы средствами массовой коммуникации, то есть могут не входить в сферу спортивного медиадискурса, что не мешает относить их к текстам спортивного дискурса.
Определение периферии, периферийной зоны спортивного дискурсивного пространства тоже если не проблематично, то весьма условно и в некоторых случаях дискуссионно.
Рассматривая вопрос о дискурсивной значимости специального подъязыка, обслуживающего ту или иную сферу общения, можно в определённой степени не много оспорить мнение некоторых исследователей В.И. Карасика, А.Б. Зильберта, которые, в силу коммуникативного подхода к дискурсу и «жесткости» в определении статуса институционального дискурса, не рассматривают подъязык как дискурсообразующий фактор. По нашему мнению, специфика спортивного дискурсивного пространства состоит ещё и в том, что, даже несмотря на неинституциональность некоторых его разновидностей (таких, например, как спортивный фанатский дискурс), использование специальной спортивной лексики, в том числе терминов, профессиональных жаргонов и в большей или меньшей степени характеризует большинство разновидностей русского спортивного дискурса. На данное время выходят в свет спортивные словари, при нашем исследовании мы ознакомились с футбольным словарём сленга, где авторы раскрывают все интересные слова и выражения, употребляемые фанатами и болельщиками. Полагаем, что следует согласиться с мнением Е.И. Шейгал, которая предлагает ввести в модель описания институционального дискурса также и подъязык, поскольку очевидно, что использование специального подъязыка при репрезентации специфической тематики и базовых концептуальных доминант может быть ещё одним показателем дискурсивной принадлежности того или иного.
Понятие жанра
Одним из ключевых понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности является понятие жанра (от фр. «Genre» - вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что исходя корнями из литературного творчества, журналистика тем не менее всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление. Понятие жанра используется в основном в двух значениях:1.Для указания рода литературы - в широком смысле (драма, лирика, поэзия);2. Для обозначения родовых разновидностей произведений, вида литературы (рассказ, повесть, роман, очерк, эссе).Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности. Жанры никогда не были изобретены, они возникли в ходе утилитарно - исторический литературного процесса как самостоятельное явление. Исторически сложилась также система жанров, обусловленная теми реальными и объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и способов отображения действительности. Писатель К. Федин писал по поводу жанров: «Всякое содержание может быть выражено единственным в присущей ему форме. Следовательно, содержание и есть то основное, что становится основой для выделения различных жанровых групп. Отнесение того или иного произведения к определенному жанру может происходить только при условии соответствия его определенным жанровым признакам, которые с достаточной степенью допущения определяют формальную принадлежность».
В современной общественно-речевой практике спортивный репортаж занимает значительное место. С развитием средств массовой информации популяризация спорта получает все большее значение в жизни общества. Так развитие техники создания речи способствует созданию новой культурно-речевой ситуации в мире. В настоящее время спорт может быть рассмотрен и как явление культуры (прежде всего физической), и как отдельная область речевого общения, и как раздел журналистики.
Общение изучается рядом речеведческих наук и научных направлений. Изучение всякого отдельного вида речевого общения требует рассмотрения феномена речевого общения в целом: «Речевое общение - это обмен информацией (текстами); в таком обмене действуют по крайней мере двое -передающий и воспринимающий. Поэтому изучая общение, мы оцениваем речевое воздействие коммуникантов: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами тактики речевых кодов»21.
Информация о работе Спортивная тематика в журналах и газетах