Спортивная тематика в журналах и газетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ использования спортивной тематики на примере нескольких периодических изданий.
Задачи:
- рассмотреть характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века;
- проанализировать современный рынок спортивной прессы и его тематику;
- рассмотреть преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ;
- дать общую характеристику современной спортивной тематики;
- провести качественный анализ спортивных публикаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Спортивная тематика в аспекте современной специализированной журналистики………………………………………5
1.1 Характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века…5
1.2 Современный рынок спортивной прессы и его тематика…………………15
1.3 Преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ………….22
Глава 2. Анализ спортивной тематики в современной специализированной прессе…………………………………………………..32
2.1. Общая характеристика спортивной прессы на современном этапе……..32
2.2. Качественный анализ тематики спортивных публикаций…………….38
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………43

Файлы: 1 файл

Спортивная тематика в специализированной прессе.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Как мы видим сейчас, прогноз не сбылся не только на 2005-й, но и на 2010-й год. Увы, тем не менее, неблагоприятный тренд сохраняется и усиливается, и я думаю, что 2013-й будет переломным годом для всех бумажных ежедневных СМИ. Насколько выиграет или проиграет читатель, покажет время. И очень хочется пожелать успеха бывшим коллегам из «СЭ», особенно в наше непростое и крайне тяжелое в свете утраты главного редактора и создателя «Спорт-Экспресс» Владимира Михайловича Кучмия, время16.

Девяностые  годы - время бурного развития средств массовой информации в России, связанное с качественными и количественными изменениями изданий. Наряду со следованием прессы тенденции универсализации, поступательно идут процессы дифференциации. Стоит вопрос о различных подходах к типологической систематизации прессы. Найдем место спортивной прессы внутри этой системы.

Спортивные  издания в большинстве своем  по-прежнему продолжают оставаться всероссийскими и издаются в Москве. Однако во второй половине девяностых впервые начался  процесс укрепления местных спортивных газет.

Какой бы огромной ни казалась пропасть, разделяющая  различные виды и подвиды спортивной прессы, у всех этих изданий, кроме  темы, объекта и предмета отражения, есть и другое объединяющее начало. Это установка на выполнение ими - пусть в различных объемах и пропорциях - одних и тех же функций, призванных в какой-то мере сблизить их с мировой системой СМИ и СМК, а также выделить и обусловить то специфичное, которое заложено в спортивной прессе как типе17.

В современном  мире с его бешеными ритмами и высоким темпом жизни человек подчас оказывается в стрессовой ситуации. Он все время выпадает из колеи и устает от вечного сопротивления все новым и новым трудностям, от необходимости постоянно решать непрестанно возникающие проблемные ситуации. Такой человек, приходя, домой или, устраиваясь утром в кабинете, берет в руки газету и.… Это не обозрение последних политических новостей и не сводка итогов биржевых торгов, это то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить ему о проблемах, так неумолимо часто встающих перед ним самим в его повседневной жизни. Это может быть юмористическое или музыкальное издание, зачастую же это спортивная газета. Чтение даёт нам силы, тонко и умно поведало обо всем главном, происшедшем во втором - а, может, уже - первом? - мире, придало тебе творческих и новых физических сил, вселило, пусть зачастую мимолетную, но столь необходимую тебе уверенность в том, что все еще переменится к лучшему и в не лучшем из миров. Ты встаешь и начинаешь работать над собой и над миром, уверенный, что рано или поздно он станет - и в этом тогда будет и твоя заслуга - чище и светлее.

Спортивные  СМИ призваны обеспечить стабилизирующую  в глобальном объеме задачу перевода направленности отрицательной энергии  человека. Не стоит считать, что это нереально, ведь все глобальное берет начало с частного. И революция назревает в душе отдельно взятого человека прежде, чем найти свое отражение во внешних проявлениях. Поэтому чтение спортивной прессы способствует эмоциональной разрядке личности. В выявлении подобных закономерностей проявляется связь журналистики с другими науками, в частности, с психологией, физиологией и дидактикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Преобладающие  жанры в современной спортивной прессе РФ

 

Попробуем выявить самые  востребованные жанры в современной спортивной журналистике. Взаимодействие жанра и контента само по себе новая проблема. Она почти не рассматривалась специально в понятийном аппарате медиадискурса, а на материале спортивного дискурса не отмечалась вообще. Между тем эмпирическое пространство позволяет предположить, что данное взаимодействие значимо18.

Материал побуждает отметить 3 основных направлений этого взаимодействия: от контента к жанру, точнее оно определяется следующим образом: заметно расширяется контент; от части близко к первому, однако расширение контента проявляется не в обогащении дискурса новыми жанрами, а определённой специализации привычных; представлен противоположный вектор, что закономерно с системной точки зрения, сложившаяся новая жанровая система благоприятствует углублению контента, это условно можно определить от жанра к контенту.

Для начала раскроем основные понятия:

Понятие медиадискурса является производным от общей концепции  дискурса. Согласно Т. Г. Добросклонской, медиадискурс - это совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия. При изучении медиадискурса необходимо учитывать, что современная концепция дискурса отграничивается от понятия «текст». При переносе в сферу масс-медиа понятие «текст» значительно расширяет свои границы. Здесь концепция медиатекста выходит за пределы знаковой системы вербального уровня, представляя собой последовательность знаков различных семиотических систем - языковых, графических, звуковых, визуальных, специфика которых обусловлена конкретным каналом массовой информации. Термин «медиатекст» появился в 90-х годах ХХ в. в англоязычной научной литературе. Изучением данного понятия занимались такие известные ученые, как Т. ван Дейк, М. Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер, которые рассматривали тексты массовой коммуникации с точки зрения социолингвистики, функциональной стилистики, теории дискурса и когнитивной лингвистики. Ученые изучали такие вопросы, как определение функционально-стилевого статуса языка СМИ, способы описания различных типов медиатекстов, влияние социокультурных факторов на выбор языковых средств, лингво-медийные технологии воздействия19.

Спортивный медиадискурс:

«Полярная»  точка зрения, отрицающая саму возможность выделения конкретных типов дискурса, представлена, прежде всего, в работе В.В. Красных и, судя по всему, не поддержана большинством лингвистического сообщества. Исследователь полагает, что безусловно можно говорить лишь о «национальном дискурсе». Отдельные типы дискурса В.В. Красных трактует лишь как «некоторые «модификации» русского дискурса, «определённым образом «адаптированные» в соответствии с той сферой, в которой он функционирует». Заметим, что сложность, с которой сталкивается любой исследователь при определении границ того или иного «типа» дискурса, а также проблема адекватности принимаемых исследователями дискурсивных характеристик заставляет нас задуматься о большой степени правоты взглядов на дискурс В.В. Красных. Однако в последнее десятилетие основания, по которым выделяются конкретные типы дискурсов, множатся, а следовательно, всё возрастает количество описываемых дискурсов и дискурсивных разновидностей (дискурс власти, дискурс рынка, дискурс потребительской культуры, дискурс надежды и отчаяния, диалектный дискурс, общественный дискурс, сказочный дискурс, устный дискурс, патриотический дискурс и мн.др.). Однако традиционно выделяемые институциональные дискурсы (политический, спортивный, медицинский, военный, дипломатический и др.), как правило, изначально задаются темой общения и представляют собой сложные дискурсивные образования, дискурсивные пространства - организованные по принципу поля системы дискурсивных разновидностей, объединенные прежде всего общностью тематики и концептуальной доминанты, репрезентированной в рамках дискурса. В некоторых институциональных дискурсах (таких как религиозный, деловой, дипломатический, военный) периферия не так «разветвлена» и обширна, как в институциональных дискурсах, где периферия поля в определенных экстралингвистических условиях становится едва ли не более конституирующей для данного типа дискурса, чем собственно ядерная часть. К последним относится и спортивный дискурс - спортивное дискурсивное пространство. В текстах, эксплицированных в спортивном дискурсивном пространстве, находят отражение многоаспектные проявления деятельности человека в спортивной сфере, в том числе универсальные и национально специфические представления о спорте и его составляющих как о базовых культурологических и идеологических ценностях. В спортивное дискурсивное пространство входят дискурсивные разновидности, выделяемые по разным основаниям и критериям (тип- субъектно-объектных отношений, жанрово-стилевые, прагмастилистические особенности текстов, опосредованность/неопосредованность средствами массовой коммуникации, тип канала передачи информации и т. п), но характеризующиеся.

Можно говорить о существовании ядра, ядерной  зоны спортивного дискурса - спортивного  журналистского дискурса, в рамках которого наиболее полно отражается как концептуальная, тематическая и жанрово-стилевая специфика спортивного дискурса, так и его институциональный характер. Более широкое понятие «спортивный медиадискурс» включает в себя спортивный журналистский дискурс: для последнего медийность является конституирующим признаком, наряду со следующими определяющими эту разновидность спортивного дискурса критериями: 1) критерий субъекта, адресанта спортивного дискурса, выполняющего определенную социальную роль и находящегося в соответствующих статусно-ролевых отношениях с адресатами дискурса - читателями, зрителями, слушателями, пользователями Интернета; 2) критерий жанрово-стилистических характеристик продуцируемых в процессе речемыслительной деятельности текстов. Выделение в качестве ядра спортивного дискурсивного пространства спортивного журналистского дискурса аргументировано соответствием этой разновидности дискурса большинству дискурсообразующих категорий. Именно в спортивном журналистском дискурсе дискурсивно маркированными оказываются все основные составляющие: условия коммуникации, цель коммуникации, субъектно-объектные характеристики общения, совокупность функционирующих в дискурсе текстов, их жанрово-стилистические и прагмалингвистические характеристики, система репрезентированных в дискурсе концептов20.

Понятие «спортивный  медиадискурс» шире понятия «спортивный  журналистский дискурс»: оно может  включать дискурс фанатов, дискурс  спортсменов и тренеров, дискурс  спортивных чиновников, политиков в  том случае, если их речемыслительная деятельность, связанная со спортивной тематикой, реализуется в сфере массовой коммуникации. Однако любая из этих разновидностей спортивного дискурса будет характеризоваться пересечением и перекрещиванием с другими дискурсами - идеологическим, политическим и даже художественным и обиходно-бытовым. Процесс речемыслительной деятельности на спортивную тематику, как и совокупность произведенных в результате этой деятельности текстов, могут быть не опосредованы средствами массовой коммуникации, то есть могут не входить в сферу спортивного медиадискурса, что не мешает относить их к текстам спортивного дискурса.

Определение периферии, периферийной зоны спортивного дискурсивного  пространства тоже если не проблематично, то весьма условно и в некоторых случаях дискуссионно.

Рассматривая  вопрос о дискурсивной значимости специального подъязыка, обслуживающего ту или иную сферу общения, можно в определённой степени не много оспорить мнение некоторых исследователей В.И. Карасика, А.Б. Зильберта, которые, в силу коммуникативного подхода к дискурсу и «жесткости» в определении статуса институционального дискурса, не рассматривают подъязык как дискурсообразующий фактор. По нашему мнению, специфика спортивного дискурсивного пространства состоит ещё и в том, что, даже несмотря на неинституциональность некоторых его разновидностей (таких, например, как спортивный фанатский дискурс), использование специальной спортивной лексики, в том числе терминов, профессиональных жаргонов и в большей или меньшей степени характеризует большинство разновидностей русского спортивного дискурса. На данное время выходят в свет спортивные словари, при нашем исследовании мы ознакомились с футбольным словарём сленга, где авторы раскрывают все интересные слова и выражения, употребляемые фанатами и болельщиками. Полагаем, что следует согласиться с мнением Е.И. Шейгал, которая предлагает ввести в модель описания институционального дискурса также и подъязык, поскольку очевидно, что использование специального подъязыка при репрезентации специфической тематики и базовых концептуальных доминант может быть ещё одним показателем дискурсивной принадлежности того или иного.

Понятие жанра

Одним из ключевых понятий в журналистике, как и  любом виде творческой литературной деятельности является понятие жанра (от фр. «Genre» - вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что исходя корнями из литературного творчества, журналистика тем не менее всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление. Понятие жанра используется в основном в двух значениях:1.Для указания рода литературы - в широком смысле (драма, лирика, поэзия);2. Для обозначения родовых разновидностей произведений, вида литературы (рассказ, повесть, роман, очерк, эссе).Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности. Жанры никогда не были изобретены, они возникли в ходе утилитарно - исторический литературного процесса как самостоятельное явление. Исторически сложилась также система жанров, обусловленная теми реальными и объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и способов отображения действительности. Писатель К. Федин писал по поводу жанров: «Всякое содержание может быть выражено единственным в присущей ему форме. Следовательно, содержание и есть то основное, что становится основой для выделения различных жанровых групп. Отнесение того или иного произведения к определенному жанру может происходить только при условии соответствия его определенным жанровым признакам, которые с достаточной степенью допущения определяют формальную принадлежность».

В современной  общественно-речевой практике спортивный репортаж занимает значительное место. С развитием средств массовой информации популяризация спорта получает все большее значение в жизни общества. Так развитие техники создания речи способствует созданию новой культурно-речевой ситуации в мире. В настоящее время спорт может быть рассмотрен и как явление культуры (прежде всего физической), и как отдельная область речевого общения, и как раздел журналистики.

Общение изучается  рядом речеведческих наук и научных  направлений. Изучение всякого отдельного вида речевого общения требует рассмотрения феномена речевого общения в целом: «Речевое общение - это обмен информацией (текстами); в таком обмене действуют по крайней мере двое -передающий и воспринимающий. Поэтому изучая общение, мы оцениваем речевое воздействие коммуникантов: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами тактики речевых кодов»21.

Информация о работе Спортивная тематика в журналах и газетах