Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:21, реферат
Цель данного реферата – получить представление о структуре телевизионного репортажа, разобраться в специфике его подготовки.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- изучить историю явления: т.е., историю становления и развития репортажа, как жанра журналистики;
- рассмотреть разнообразие видов телевизионного репортажа, специфику каждого из них;
- выделить основные структурные элементы, из которых строится телерепортаж;
- получить примерную схему классического телевизионного репортажа.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Развитие репортажа как жанра………………………………….…...…5
1.1. Жанровое определение репортажа…………………………………….….5
1.2. Телевизионный репортаж и его виды………………………………….…7
Глава 2. Структура телерепортажа……………………….…………………….12
Заключение…………………………………………………………….…………15
Список источников………………………………………………………………16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»
Трифонова Анастасия Юрьевна
Структура телевизионного репортажа
Реферат по дисциплине
«Информационное телевидение: содержательная, жанровая, языковая специфика»
студентки факультета филологии и медиакоммуникаций (гр. ЯЖБ-105-О)
очной формы обучения
Факультет филологии Экзаменатор:
и медиакоммуникаций
Кафедра стилистики и
языка массовых
коммуникаций
3 июня 2013г
ОМСК
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие репортажа как жанра………………………………….…...…5
Глава 2. Структура телерепортажа…………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Репортаж - одна из основ журналистики. И не только телевизионной. Это один из первых жанров печатной журналистики. Но СМИ за многие века изменились, и если на сегодня в печати репортаж - это всего лишь один из многих жанров, причем стоящий не в числе главнейших, то на телевидении репортаж по-прежнему жанр №1. Особенно в информационных программах. Причина абсолютно не в том, что телевидение примитивнее печатных СМИ. Скорее, напротив. В печати приоритет у аналитических и художественно-публицистических жанров, а среди информационно-публицистических сегодня доминирует интервью. На телевидении же ситуация иная. Аналитические и художественно-публицистические жанры здесь, конечно, тоже очень распространены, но не настолько, как информационные. Те же аналитические программы, выходящие после выпусков новостей, занимают меньшее эфирное время, да и зрительская аудитория у них намного меньше. А вот ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи, без них не обходится ни одна программа новостей. Это неудивительно: зрелищная природа телевидения требует, прежде всего, зрелищных жанров. Ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж. И если репортаж тематический - это жанр не чисто информационный, а скорее связующее звено между информационными, художественными и аналитическими жанрами, то репортаж событийный - жанр полностью информационный, и больше всего ценится в информационных программах. Событийный репортаж позволяет наиболее оперативно и наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию, а также предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа и перед заметкой, и перед корреспонденцией.
Изученность темы. Теоретически телерепортаж достаточно хорошо освещён в трудах многих авторов. Из зарубежных можно привести: «Телевизионный репортаж. Практическое пособие для профессионалов» Пола Стэнли и «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Теленовости. Радионовости» Ирвина Фэнга, «Беседы о масс-медиа» Эверетта Дэнниса и Джона Мэррилла. В нашей стране ознакомиться с теорией телерепортажа можно по работам А. Князева «Основы тележурналистики и телерепортажа», В. Егорова «Телевидение: теория и практика», Р.П. Овеспяна «История новейшей отечественной журналистики», С. Г. Корконосенко «Основы творческой деятельности журналиста» и других авторов.
Цель данного реферата – получить представление о структуре телевизионного репортажа, разобраться в специфике его подготовки.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- изучить историю явления:
т.е., историю становления и
- рассмотреть разнообразие
видов телевизионного
- выделить основные структурные элементы, из которых строится телерепортаж;
- получить примерную
схему классического
Структура реферата: первая глава посвящена истории репортажа и определению его жанровых признаков в работах отечественных теоретиков журналистики, а также многообразию его поджанров; во второй главе непосредственно рассматривается строение телерепортажа.
Глава 1. История развития репортажа как жанра.
1.1. Репортаж до появления телевидения
Термин «репортаж» происходит от французского «reportage» и английского «report» , что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский («reporto» - передавать).
В начале XIX века, когда в Европе и в России развивалась ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. Позднее такого рода сообщения стали называться «отчётами», а «репортажами» стали именоваться публикации несколько иного плана, те, которые похожи на современные российские очерки. Поэтому в российской и западной журналистике до настоящего времени существуют расхождения в терминологии. Когда европейский журналист говорит о репортаже, он имеет в виду то, что его отечественный коллега назвал бы очерком. Тем не менее, как раз западные очерки и есть генетические предшественники и «родственники» нынешнего российского репортажа. Необходимо помнить об этом, пользуясь переводными трудами зарубежных авторов.
В современном языке понятие «репортаж» трактуется по-разному. Большая советская энциклопедия определяет его как «информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом, в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Репортаж, передаваемый по радио, всегда придерживается хронологической последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Репортаж на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране».
Один из известнейших теоретиков журналистики А.А. Тертычный В своих исследовательских работах А.А. Тертычный не дает дефиниции информационного жанра репортажа, но определяет через его метод и задачу. Он пишет в своей работе «Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате развернутого применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов». Задача репортера заключается прежде всего в том, чтобы создать «эффект присутствия», рассказывая о «предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся)». Также в задачу журналиста, кроме достижения наглядности, входит вызов сопереживания читателя.
В классификации жанров, предложенной Тертычным, репортаж принадлежит к группе художественно-публицистических текстов. Он объясняет это тем, что в репортаже метод наглядного изображения действительности не просто используется, как средство обобщения или оживления текста, но и выступает как самоцель.
Доктор филологических наук, профессор Л.Е. Кройчик в своей статье в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» дает следующее определение жанра: «Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события». По Л.Е. Кройчику репортаж, отчет и интервью можно отнести к оперативно-исследовательским текстам, то есть, к публицистическим жанрам, где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария.
Также он называет некоторые образующие элементы репортажа:
-последовательное воспроизведение события,
-отсутствие авторского вымысла,
-наглядность,
-предельную документальность,
-образную аналитичность (отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь),
-эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность,
-активную роль личности самого репортера, позволяющую не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающую аудиторию к самостоятельной работе воображения.
Л.В. Шибаева в научно-популярной статье «Жанры в теории и практике журналистики» называет такие жанрообразующие признаки:
-предмет
-функция
-метод
-масштаб отображения действительности
-стилевые особенности
По Шибаевой, предметом репортажа всегда является процесс, ход какого-либо события. Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее).
Итак, в работах всех вышеперечисленных авторов можно выделить некие общие черты, присущие репортажу, а именно: фиксация последовательного развития события во времени, исключение элементов авторского вымысла, вызывание эмоционального отклика у аудитории, наглядность отражения события.
Таким образом, репортаж, независимо от того, какой вид СМИ его использует, это информационный жанр, и задача произведений, выполненных в нём – давать наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица.
1.2. Телевизионный репортаж и его виды
Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если «газетчики» и «радийщики» вынуждены «рисовать» событие словами, то за журналиста – телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, «картинка». С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию – телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, «телевизионщики» более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. «Телевизионщик» оценивает, какую «картинку» он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда – один из основных условий «смотрибельности» репортажа. Это сказывается и на выборе тем, о которых стоит делать телевизионный репортаж. Если газетчик думает, что по этому поводу написать, а радиожурналист - что об этом можно рассказать, то телевизионщик оценивает, что можно рассказать и что показать. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах, но о них редко делают телерепортажи (только если процесс очень скандален или неординарен). Причина – сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают смертную тоску.
Так как телерепортаж способен показать,
что происходило в реальном времени,
то зритель как бы становится очевидцем
события. Поэтому журналисту нет
необходимости описывать
Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если «газетчик» может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.
По способу трансляции различают прямой и фиксированный репортажи. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его совершения или в его реальном временном объеме (проще говоря, если действие затягивается, а его информационная ценность уступает цене эфирного времени) требует его фиксации.
По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые. Синхронный репортаж (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук) содержит естественные шумы события и речь его участников. Немой репортаж лишен естественных шумов, слышен лишь голос диктора, читающего закадровый текст. Немой репортаж всё реже появляется в эфире.
По способу подачи репортажи делятся на комментированные и некомментированные. Некомментированный репортаж, или трансляция, - это простейшая разновидность репортажа. Он полностью лишен закадрового авторского текста и используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где зрителям все понятно без комментариев. Но когда событие непонятно без пояснений репортера, применяется комментированный репортаж, где репортер поясняет происходящее на экране с помощью закадрового текста.
И, наконец, еще одна классификация репортажа: событийный, тематический и постановочный. В основе репортажа, как и многих других жанров, - прежде всего актуальность. Но это актуальность неоднозначная. Это либо единичное событие, либо цепь взаимосвязанных событий, фактов, вырастающих в проблему. Отсюда - два основных типа репортажа: событийный и тематический
Событийный репортаж. Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним. Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Проблема отбора самых важных и самых интересных – и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: «Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная». Значит, и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. В книге Эверетта Дэнниса и Джона Мэррилла «Беседы о масс-медиа» приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю: