Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:21, реферат
Цель данного реферата – получить представление о структуре телевизионного репортажа, разобраться в специфике его подготовки.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- изучить историю явления: т.е., историю становления и развития репортажа, как жанра журналистики;
- рассмотреть разнообразие видов телевизионного репортажа, специфику каждого из них;
- выделить основные структурные элементы, из которых строится телерепортаж;
- получить примерную схему классического телевизионного репортажа.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Развитие репортажа как жанра………………………………….…...…5
1.1. Жанровое определение репортажа…………………………………….….5
1.2. Телевизионный репортаж и его виды………………………………….…7
Глава 2. Структура телерепортажа……………………….…………………….12
Заключение…………………………………………………………….…………15
Список источников………………………………………………………………16
1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия).
2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие,
другие чрезвычайные
3. Последствия какого-то
4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов).
5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпионата).
6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста).
Другой важный принцип выбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать.
В зависимости от информационного повода событийный репортаж может быть:
Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года.
Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т. к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.
Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.
Комплект – репортаж. Такие репортажи каким – то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон.
Часто репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Иногда делать это нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности, как газетчик, размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми. Для телерепортера освещение экстренных новостей – это, во-первых, оперативность. Телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда это самое событие происходит, а не уже произошло. Поэтому, по возможности, репортеру надо приезжать к самому интересному моменту и за то короткое время, пока развиваются события, успеть сделать очень многое. Успеть собрать информацию о событии, составить из нее связный текст, начитать его на камеру, заснять самые захватывающие кадры. При съемке экстренных репортажей все это делается одновременно, и репортер должен решить, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда идти записывать интервью с очевидцами. Поэтому журналист должен уметь быстро распланировать свою работу и работу оператора на месте съемок. Хотя эти планы очень часто приходится менять уже по ходу съемок.
Могут быть несколько вариантов подачи событийного репортажа:
1. Фиксированный репортаж, снятый за несколько часов до выхода в эфир и смонтированный перед ним. В таком случае репортер имеет возможность следить за ходом событий из студии и при необходимости вносить в закадровый текст необходимые изменения и новые факты.
2. Прямой репортаж с места события. В основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение , в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит “прямо сейчас”. В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Сейчас можно даже говорить о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием , позволяющим выходить в прямой эфир из любого места (достаточным количеством ПТС). Также интерактивное телевидение подразумевает высокую степень информированности репортеров, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.
3. Также для подачи
событийного репортажа зрителю
может быть использована форма
Тематический репортаж. Иногда говорят, что журналист готовит «свой» материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком-то явлении, выстраивает причинно-следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа. Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии какого-то региона, репортаж с автозавода или со съемочной площадки.
Создание тематического
репортажа существенно
Постановочный репортаж. Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие (какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем, или «спровоцированной ситуацией». Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.
Глава 2. Структура телерепортажа.
Телевизионный репортаж подразумевает наличие четырех основных элементов:
-закадровый текст;
-видеоряд;
-звуковой фрагмент или синхрон;
-шумы.
Закадровым текстом называют текст сообщения, написанный репортёром и записанный на пленку в студии. При монтаже закадровый текст закрывается видеорядом.
Видеоряд – это смонтированные воедино фрагменты видеоизображения, планы, отобранные из исходного, отснятого оператором материала.
Шумы – это звук, записанный на пленку, синхронный изображению. Шум звучит параллельно закадровому тексту (интершум) или вместо него (люфт – пауза).
Звуковой фрагмент (синхрон) – это записанный на видеопленку звук, синхронный изображению. Ирвинг Фэнг так говорит о важности звуковых фрагментов: «Написать текст к видеосюжету - не значит просто должным образом соотнести слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает ее наиболее четко и увлекательно».
Кроме описанных четырех основных элементов, телевизионный репортаж, как правило, содержит еще два важных композиционных элемента. Это т.н. «стендап» – появление журналиста в кадре – и лид.
Лид – это первый абзац текста репортажа. В телевизионных репортажах лид – это текст, которым ведущий представляет репортаж. Лиды бывают двух видов. «Жёсткий» лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. «Мягкий» лид – это, напротив, некая не конкретизированная, обобщенная информация.
«Стендапом» называют появление журналиста в кадре, в котором обычно задним планом является место событий. Различают стендапы трёх видов: начальный, «мостик» и завершающий. Задача стендапа - дать понять зрителю, что репортер находится на месте события. Журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок. А текст стендапа непременно должен легко в него вписываться. Поэтому стоит записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как, скорее всего, у журналистов не бывает шанса переписать стендап, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит в нем сообщать изменяющиеся цифры или факты – ко времени выхода материала в эфир они скорее всего устареют и стендап придется исключить из репортажа. Текст стендапа должен быть таким же ясным и чётким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент «корреспондент в кадре», репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко стендапы выбраковываются как раз из-за неграмотности построенных фраз.
Появление журналиста в кадре – это не просто демонстрация себя. В стендапе репортёр чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Также журналист может объяснить зрителю, что произошло, и указать на место.
Существуют разные способы записи стендапа. Журналист может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу (за журналистом ни в коем случае не сплошная стена). Если есть возможность, то стендап снимают в гуще событий.
В некоторых телевизионных службах новостей вообще неприемлемы стендапы с неподвижным корреспондентом. Другой способ создания стендапа основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и стендап с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по цветности, времени суток, обстановке и месту. Поэтому стендап снимают одновременно со съёмкой самого события. Ирвинг Фэнг дает такие советы по съемке стендапов: «Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесенному городу; сидите на полуразвалившемся крылечке рядом с работниками соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!».
Но далеко не каждое событие настолько зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный стендап. В таких случаях стендап может выполнять функцию композиционного элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют стендапы - «мостики».) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре. Затем и в тексте и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать стендап – мостик.
Финальные стендапы выполняют также функцию некой подписи репортёра под всем сказанным. Журналист говорит последние фразы, а потом называет себя. Таким образом, телезритель может ещё раз взглянуть на место, откуда вёлся репортаж, и на человека, которого они выслушали.
«Синхрон». Важной частью большинства репортажей является звуковой фрагмент, записанный на месте съемок - интервью кого-либо (например, очевидца или эксперта). Звуковой фрагмент выбирается до того, как написан текст, поскольку для того, чтобы синхрон естественно ложился в канву репортерского рассказа, ему должен предшествовать текст, подводящий к высказыванию. Интервьюируемый не всегда заканчивает свою мысль, иногда он отходит от темы разговора. Поэтому редактору иногда приходится состыковывать две фразы, чтобы получить одну законченную мысль. В этом случае склеенное утверждение должно звучать цельно и естественно. А сам синхрон – точно передавать сказанное не искажая мысль интервьюируемого. Фэнг предупреждает: « … ни в коем случае нельзя связывать вместе несвязный вопрос и ответ – такой монтаж может вызвать протест или судебный иск». Текст, предшествующий синхрону, должен подводить к утверждению интервьюируемого, но в нем нельзя использовать слова, которые скоро прозвучат или которые могут выдать содержание и сгладить эффект неожиданности заявления.
Итак, классический новостной репортаж через призму названных выше структурных элементов может выглядеть так:
-стендап с началом рассказа о событии;
-закадровый текст с продолжением рассказа корреспондента;
-синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2–3 синхрона);
-закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;
-стендап с выводами и прогнозами.
Естественно, эта схема в значительной степени приблизительна, но начинающему тележурналисту стоит на неё ориентироваться.
Заключение
Мы рассмотрели термин репортаж в трактовке различных теоретиков журналистики, историю репортажа, его жанрообразующие признаки вообще и телерепортажа, в частности. Было изучено жанровое многообразие телевизионного репортажа, выделены и охарактеризованы его структурные элементы.