Трансформация фразеологизмов в газетных заголовках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения широко используются в современной отечественной публицистике. Желание привлечь наибольшее количество читателей приводит к тому, что современные журналисты ищут наиболее яркие способы для выражения своих мыслей. Одним из самых распространенных приемов становится трансформация фразеологических единиц. Первое, на что обращает читатель в газете – это заголовок, поэтому умение правильно подобрать заголовок для статьи часто определяет, обратит ли читатель внимание на ту или иную статью.

Файлы: 1 файл

Трансформация фразеологизмов в газетных заголовках.docx

— 70.54 Кб (Скачать файл)

Возвращение к бюхмановскому пониманию крылатых слов можно проследить в работах С.Г. Шулежковой. в которых они являются предметом специального исследования. Признавая неразработан-ность терминологического аппарата крылатологии и опираясь на ма-териал, извлеченный из широкого круга источников, автор вводит в научный оборот термин крылатые единицы как родовой для обозна-чения собственно крылатых слов (Венера, Скалозуб), а также крыла-тых выражений, структурно представляющих словосочетание (пара гнедых) и предложение (Молодым везде у нас дорога). Это определен-ный шаг вперед в разработке терминологического аппарата крылато-логии.

Можно ли крылатые выражения  относить к фразеологизмам? Ду-мается, только ту ее часть, которая представлена словосочетаниями.

Они действительно являются устойчивыми словосочетаниями, имею-щими переносное значение и употребляющимися в роли одного члена предложения, т.е. семантически и синтаксически неразложимыми. Например, халиф на час - это человек, наделенный или завладевший властью на короткое время; выражение восходит к арабской сказке с аналогичным названием из сборника "Тысяча и одна ночь". Напри-мер, "Керенский между двумя жерновами, - не тот, так другой со-трет... Он халиф на час (М. Шолохов). Летучий голландец -- леген-дарный образ капитана, обреченного вместе со своим кораблем вечно носиться по морю, не приставая к берегу; корабль этого капитана. Выражение является калькой с нем., получи-ло известность благодаря опере Р. Вагнера "Летучий голландец":

«Слышал от Коли о Летучем голландце, об этом вечном скитальце морей, с черными парусами и мертвым экипажем» (А. Куприн). В пер-вом из приведенных предложений халиф на час выступает в роли ска-зуемого, во втором предложении Летучий голландец - в роли допол-нения.

5. Несколько особняком  от рассмотренных типов синтаксических  конструкций, близких по тем  или иным признакам к фразеологизмам, стоят составные наименования, большинство  из которых является терминами.  Особенность им придает то, что  они, как правило, лише-ны экспрессивно-оценочных свойств, будучи обычно стилистически нейтральными. В этом отношении они более всего сходны с фразео-логическими сочетаниями типа оказать влияние, принять решение. Некоторые лингвисты различают в них все четыре разновидности фразеологизмов, выделенных в свое время академиком В.В. Виногра-довым: так, составные термины "кесарево сечение и железная дорога являются (как семантически немотивированные и безобразные) фра-зеологическими сращениями: белый гриб и слепая кишка, обладаю-щие образностью, являются фразеологическими единствами; фрика-тивные звуки и вопросительный знак, включающие в свой состав слова с фразеологическим значением, являются фразеологическими сочетаниями, а политическая экономия и социалистическое соревно-вание, значение которых равно сумме значений образующих их слов, - фразеологическими выражениями" (9, 64).

Конечно, ряд составных  терминов, компоненты которых по степени  семантической спаянности аналогичны составляющим фразеологиз-мы, может быть продолжен: беглые гласные, косвенная речь, красная строка, одушевленные существительные; божья коровка, анютины глазки и т.д. Однако хотим обратить внимание на то, что основная мас-са составных терминов (а их насчитывается в настоящее время десятки тысяч в разных науках) образуется не за счет развития в них «образного стержня», а посредством расширения производящих терминов распространителями, присоединенными к ним справа или слева, что ведет не просто к дифференциации значения этих терминов, а к сужению, дета-лизации первоначальных понятий, обнаружению в них новых отличи-тельных черт, обозначению новых сущностей. Например, деятель-ность: брокерская деятельность, депозитивная деятельность, дилерская деятельность, деятельность по ведению и хранению реес-тра акционеров, деятельность по ведению реестра владельцев цен-ных бумаг и др. Все приведенные составные наименования являются терминами и имеют в федеральных законах официальные дефиниции.

Следует добавить также, что  главной функцией составных наиме-нований - в отличие от собственно фразеологизмов - является не эмо-ционально-оценочная, а номинативная. Составные наименования ис-пользуются в большинстве случаев для называния новых предметов и явлений, открываемых человеком в процессе познания окружающей действительности, что не просто сближает их с обычными словами (однокомпонентными терминами), но и приравнивает двухкомпонент-ные и многокомпонентные наименования по целостности семантики и синтаксической роли к однокомпонентным. Все это свидетельство того, что составные наименования такого рода должны рассматри-ваться в составе не фразеологии, а лексики.

Обобщая сказанное, можно  констатировать, что понятие фразео-логизма в науке неоднозначно и даже противоречиво. Сам термин мо-жет пониматься в узком и широком смысле. В узком понимании фра-зеологизмы включают только идиоматику - фразеологические сращения и фразеологические единства. В расширенном понимании сюда входят также фразеологические сочетания, поговорки и крылатизмы в форме словосочетания. В группу собственно фразеологизмов их объединяют четыре признака: лексическое (фразеологическое) значе-ние, компонентный состав, лексико-грамматическая соотнесенность с ча-стями речи, способность выступать в роли одного члена предложения.

Од-нако для наиболее типичных из этих фразеологизмов характерны также устойчивость, хотя и относительная, воспроизводимость, возможность структурных вариантов, экспрессивно-оценочная окрашенность.

К фразеологизмам в самом  широком понимании этого слова, кро-ме перечисленных разрядов, могут относиться пословицы, речевые стандарты (штампы, клише), лозунги, призывы и слоганы, а также крылатизмы в форме предложений и составные наименования, обла-дающие образным стержнем.

Вследствие различий в  понимании фразеологических единиц, их рассмотрение в лингвистических  работах должна предварять оговор-ка, конкретизирующая это понимание данным автором, чтобы не запу-тывать и без того сложный путь к познанию этого языкового явления.

1.2. Роль фразеологизмов на страницах «Новой газеты»

Журналисты обращаются к  фразеологическим богатствам родного  языка как к неисчерпаемому источнику  речевой экспрессии. Выразительна их речь, благодаря частому обращению  к пословицам, поговоркам. В газетных статьях фразеологизмы часто  употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением, как  правило для стремления журналистов усилить экспрессивную окраску и привлечь внимание читателей к самой статье.

Введение в текст фразеологизмов обусловлено стремлением авторов усилить экспрессивную окраску речи. Например: Волга вместе с ее лихими водителями словно сквозь землю провалилась . (НГ, от 3..0.3.2006 ). Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, придает ему шутливую, ироническую окраску.

Особенно любят использовать фразеологизмы журналисты разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко к смешению стилей для создания комического эффекта: … Обосновался и давай во всякую щель свой нос совать. Ох, и мастер он строить козни … (НГ от 3.03. 2006).

Яркий стилистический эффект создает пародийное использование  книжных фразеологизмов, употребляемых  нередко в сочетании с стилевыми лексико-фразеологическими средствами: … призывала дать по рукам добытчикам черного золота, распоясались добытчики зеленого… (НГ от 5.-02. 2007).

Важно подчеркнуть, что во всех этих случаях фразеологизмы  употреблены в их традиционной языковой форме с присущим им, хорошо всем известным значением.

Сама природа фразеологизмов, обладающих явной образностью, стилевой окраской, создает предпосылки для  их использования в экспрессивной  и прежде всего в художественной и публицистической речи. При этом ничего принципиально нового в употреблении фразеологизмов писатель не вносит, он черпает экспрессию из готового национального источника.

Эстетическая роль фразеологических средств определена заложенной в  них образностью и эмоциональностью, а также умением автора отобрать нужный материал и ввести его в  текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит противоядием против речевых штампов.

Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем  простое воспроизведение их в  речи.

Фразеологическое богатство  языка оживает под пером талантливых журналистов становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с фразеологизмами и как с сырьем, которое подлежит творческой обработке.

В результате фразеологического  новаторства публицистов возникают  оригинальные словесные образы, в  основе которых обыгранные устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную  окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего писатели преобразуют  фразеологизмы, которые имеют высокую  степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функцию. При этом измененные фразеологизмы сохраняют  художественные достоинства общенародных-образность, афористичность, ритмико-мелодическую упорядоченность.

Фразеологизмы, как правило, употребляются в самой статье, включенные в предложения и в  заголовках.

Например:

Бразды правления взяли  в руки члены Совета Думы.(Новая газета ,2004,№45), (далее НГ)

Анатолий Лукьянов тряхнул  стариной (НГ,2003,№41)

Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко  придает ему шутливую, ироническую  окраску:

· «Поматросил и бросил » (НГ, 2апреля, с.г.). О строительстве на территории Воронежской области завода по переработке семян подсолнечника.

· «Время убирать камни» (НГ, 2апреля,с.г. ). Статья посвящена предстоящему месячнику субботников.

· «Оборотная сторона медалей» (НГ, 26февраля, с..г) Статья о выявленных жителях Северной Осетии, выдавших себя за офицеров Российской Армии и не являющихся таковыми.

· «Что имеем - не храним» (НГ, 26февраля, с.г) Реклама нового фильма о жизни семейной пары.

· « Вот и сказке конец» (НГ, 26февраля, с.4) .Судьба сборной команды  города Воронежа по гандболу, не прошедшей  в очередной этап соревнований.

· «Кем богаты, тем и рады» (НГ 2апреля, с.г). Вручение воронежцам и  жителям области наград.

Абсолютное начало текста (заголовок) - типичная позиция для  фразеологической единицы, так как  в этом случае употребление фразеологизма  помогает проективно задавать оценку описываемому материалу, заинтересовать читателя, направить его внимание.

Фразеологические единицы, на газетной полосе выполняют несколько  функций. Обычно выделяют главные функции:

должен сообщать о каком-либо факте или событии

функцию рекламы

должен привлекать внимание читателя,

заставить его знакомиться  с корресподенцией.

Принято считать, что специфика  заголовков - фразеологических единиц состоит в том, что они, как  правило, дают образную характеристику и оценку публикуемому материалу, при  этом, не раскрывая его содержания. Отсутствие функций информации объясняется  широтой семантики фразеологической единицы, приложимостью ее к различным ситуациям. Поэтому текст корреспонденции, озаглавленный фразеологизмом, обязан во-первых, раскрыть фактическую подоплеку образного заголовка, во-вторых, подтвердить правомерность оценки, и, наконец, подкрепить саму оценку. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть функционально-стилистическую соотнесенность заголовков - фразеологических единиц с текстами различных жанров газеты.

Ряд корреспонденций, озаглавленных  фразеологизмами, не имеет соотнесенности конкретно с этой же единицей в  тексте. Необходимо отметить, что это  явление достаточно редкое, обычно, как показывает анализ, журналисты стремятся вернуться к фразеологизму  в тексте, обыграть его и тем  самым повысить его экспрессивно-оценочную  программу. В этой публикации материал в целом раскрывает смысл оценки заголовка, подкрепление ее будет осуществляться в основном за счет нейтральной или  экспрессивно-окрашенной лексики. Например:

В публикации под названием  “Есть еще порох в пороховницах”  присутствует положительная оценка, выражения в самом заголовке. В статье речь идет о встрече депутата парламента РК Александра Милютина с  участниками войны и тружениками  тыла.

Таким образом, фразеологизм семантизируется в тексте конкретным высказыванием: “Как в минуты фронтового отдыха, ветераны лихо отплясывали. И, конечно не обошлось без песен военных лет”.

Есть еще порох в  пороховницах. Вера Кропачева (НГ, № 19 от 13.03.05).

Журналисты по-разному  строят материал, с фразеологическими  единицами, но все это подчинено  одному: четко, емко, ярко дать интерпретацию  темы статьи, раскрыть сущность описываемого факта. подтвердив Иногда это делается очень своеобразно. Материал строится “зеркально семантическому содержанию” фразеологической единицы валить с больной головы на здоровую - “перекладывать вину с виноватого на невиновного”. Интересно, что оценка фразеологизма-заголовка поддерживается в тексте через синонимичную фразеологическую единицу “ставить с ног на голову”.

Необходимо отметить тот  факт, что журналисты, используя  в заголовках фразеологизмы, не “прикрепленные”  к определенной политической ситуации, как правило, внизу (после заголовка) дают подстрочник, указывающий на содержание материала. Например:

Карлыгаш Айтколиева “НГ” №10 от 13.02.06.

Журналисты обновляя семантику фразеологизмов, нередко вос-станавливают первоначальное значение входящих в них слов.

«Пти-цефабрику разнесли в пух и прах»

Томилинскую пти-цефабрику разнесли в пух и прах, причем в пух даже больше, чем в прах: не-сколько дней обезумевшие от бомбежки куры, отчаянно кудахча, в полной панике носились по окрестностям Томилина. Автор как бы возвращает-ся к свободному употреблению слов в пух и прах, образовавших устойчивое сочетание, и обыгрывает их обычное лексическое значение. В результате проис-ходит двуплановое осмысление фразеологизма. Еще пример: «Не в бровь, а в глаз учителю химии»

Не в бровь, а в глаз учителю химии попал пятиклассник Сеня Орликов горошиной из специ-альной трубочки. До слез растроганный педагог скоро выпишется из боль-ницы (НГ, №29, 2005) Возникающая при этом так называемая внешняя омонимия фра-зеологизма и свободного словосочетания рождает каламбур. На двуплановом осмыслении фразеологизмов основаны многие шутки: «Пьеса наделала много шуму»

Информация о работе Трансформация фразеологизмов в газетных заголовках