Школьная научно-практическая
конференция
учащихся 5-7 классов
Миасского городского
округа
УРОВЕНЬ
ГРАМОТНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТ
Автор: Кривошеев
Антон, 5 класс, МАОУ «Гимназия № 19»
Научный руководитель:
Лезина Юлия Леонидовна, учитель русского
языка и литературы, МАОУ «Гимназия №
19»
Миасский городской
округ, 2014
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………
стр. 3
2. Основная часть……………………………………………………….
стр. 4-7
3. Заключение……………………………………………………………
стр. 8
5. Список литературы…………………………………………………..
стр. 8
6. Приложение…………………………………………………………….
стр. 10
Введение
Сейчас для многих людей Интернет
– неотъемлемая часть жизни. Для одних
– это работа, для других – источник полезной
информации, для третьих – общение, развлечения.
Довольно большое количество пользователей
– это подростки, проводящие много времени
в социальных сетях. Очень часто можно
заметить, что пользователи не обращают
особого внимания на правильность написания
слов, расстановку запятых, корректное
использование каких-либо терминов. Почему?
Многие объясняют это тем, что в Интернете
всё равно никто не будет проверять твои
записи на грамотность, поэтому можно
писать всё, что захочешь и как захочешь.
Посещая различные сайты, можно
увидеть, что в виртуальном пространстве
слова русского языка не только пишутся
не по правилам, а иногда и специально
искажаются, определяя тем самым новый
стиль, употребляемый в Сети.
Актуальность
проблемы: сегодня влияния Интернета
на уровень грамотности пользователей
социальных сетей огромное. Подрастающее
поколение не знает, где слова написаны
по правилам русского языка, а где нет.
Разница между этими словами очень скоро
может стать незаметной для подростка
или молодого человека;
Цель нашего
исследования: установить причины допущения
ошибок, оценить влияние социальных сетей
на грамотность пользователей, выявить
особенности специального искажения слов
русского языка в виртуальном пространстве
сети Интернет.
При изучении этой проблемы
мы выдвинули следующую гипотезу:
- Орфографические ошибки, отсутствие
знаков препинания в предложениях ведёт
к снижению языковой грамотности учащихся,
как устной, так и письменной, снижает
культуру общения между подростками.
В ходе исследования были поставлены
следующие задачи:
- посетить различные сайты,
на которых общаются ученики гимназии;
- проанализировать уровень
грамотности пользователей интернета
в языковом пространстве Интернета;
- классифицировать типы ошибок.
- провести опрос учащихся
5-6 классов гимназии №19 путем
анкетирования (Соблюдают ли ученики
правила русского языка при
общении в сети Интернет? Используют
ли они слова, намеренно искаженные? Какие
слова чаще всего они используют?
Объект – языковое пространство в
социальных сетях.
Предмет исследования – орфографические ошибки,
а также интернет-сленг.
Основные методы
работы:
- описательный
- методы анализа и обобщения
- методы опроса и анкетирования
Глава I. Виды ошибок в интернете
В русском письме встречаются случаи,
когда написание слова вызывает затруднение.
Выбрать правильное написание можно только
опираясь на правило. Но бывает, что пишущий
не знает орфографических правил, и тогда
он допускает ошибку. Ошибки бывают нескольких
типов: ошибки в написании гласных и согласных
букв; ошибки в слитном, раздельном или
дефисном написании слова; ошибки в написании
строчных и прописных букв; ошибки при
переносе слова с одной строки на другую;
ошибки в графических сокращениях.
Проанализировав некоторые тексты в
форумах, на сайтах, нами были найдены
ошибки в написании гласных и согласных
букв, ошибки в слитном, раздельном или
дефисном написании слова, ошибки в написании
строчных и прописных букв.
К наиболее распространённым ошибкам
можно отнести группу ошибок в написании
гласных и согласных букв.
Орфографическая ошибка указывает на
незнание орфографических правил и отсутствие
практических навыков.
Также при анализе текстов мы заметили,
что некоторые пользователи намеренно
искажают русский язык. Среди пользователей
появились устойчивые выражения, которые
можно назвать жаргонизмами, например, винт полетел (вышел из строя винчестер,
жесткий диск), комп (компьютер), Инет (Интернет), клава (клавиатура). Стали
приобретать популярность такие слова
как «превед», «медвед», «аффтар», «ржунимагу»
и прочие обороты.
Жаргон – специфический язык, который
отличается от общеразговорного языка
специфической лексикой и экспрессивностью
оборотов.
Пользователи сети Интернет
быстро освоили основные правила виртуального
языка: как слышится, так и пишется («аццкий»)
и нарочное «коверканье» слов («креведко»).
Такие ошибки можно выделить в отдельную
группу.
Проанализировав примеры орфографических
ошибок в словах и слова, намеренно искаженные,
можно сделать вывод, что в настоящее время
подростки не обращают внимания на неправильность
орфографического написания, потому что
чаще всего не знают правила орфографии.
Анализ ошибок позволяет сделать
вывод о том, что пользователи
Интернета допускают огромное количество
ошибок. И эти ошибки можно классифицировать
по двум группам:
1. Орфографическая неграмотность. Некоторые люди
не выучили в школе правила орфографии
и попросту не знают, как пишется то или
иное слово. И теперь эти люди допускают
те же самые ошибки не только в школьных
тетрадях, но и во время переписки.
2. Намеренное искажение слов.
Слова печатаются так, как они слышатся
и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные
меняются на глухие, А на О, и наоборот,
(например, «кросафчег», «с празднегом»,
«превед»).
В новом стиле общения в Интернете,
где искажаются слова, подразумевает,
что виртуальный человек должен уметь
говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
Сленг становится своеобразным паролем,
благодаря которому сразу становится
понятно, кто «свой», «кто чужой».
Таким образом, можно
сделать вывод, что Интернет-общение является
самым популярным в мире. Такой тип общения
требует быстроты написания сообщений,
поэтому письма отличаются краткостью
и лаконичностью. Объем одного сообщения
не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно
стал появляться Интернет-сленг.
Глава II. Выявление ошибок
среди учащихся гимназии
Среди учащихся 5-6 классов МАОУ
«Гимназия № 19» города Миасса путем анкетирования
было проведено социологическое исследование,
целью которого было выявить, допускают
ли учащиеся ошибки в социальных сетях
(приложение 1).
Всего было опрошено 59 человек.
Все опрошенные – пользователи сети Интернет.
Вопросов, которые мы задавали
ученикам гимназии:
- Зарегистрированы ли Вы в социальных
сетях?
Все опрашиваемые ответили
«да». Таким образом, 100% учеников используют
интернет для общения в различных формах.
- В каких именно социальных
сетях вы зарегистрированы?
Опрос показал, что самыми популярными
оказались сети вконтакт и одноклассники.
Многие учащиеся зарегистрированы сразу
в нескольких соцсетях.
- Соблюдаете ли вы правила русского
языка при общении в сети Интернет?
Многие из опрашиваемых ответили
«иногда». Можно сделать вывод о том, что
современные подростки выражают свои
мысли быстро и эмоционально, не обращая
внимания на грамотность
- Используете ли вы слова, намеренно
искаженные?
Проанализировав ответы учеников мы сделали вывод
о том, что сленг ребята используют
в своей речи довольно-таки часто.
- Какие слова чаще всего используете?
сёня, седня – сегодня
плз - пожалуйста
щас – сейчас
привки – привет
ок – хорошо
норм – нормально
чмоки-чмоки – целую
дз, домаха – домашнее задание
Причин использования искаженных
слов опрашиваемые отмечали, что «так
короче», «так прикольно».
- Исправляете ли вы ошибки других
пользователей?
В основном ребята отметили,
что не исправляют ошибки других. Но среди
них есть те учащиеся, которые все же указывают
другим на допущенные ошибки.
Таким образом, можно сделать
вывод, что большинство пользователей-подростков
из числа учащихся нашей гимназии допускают
орфографические ошибки и используют
интернет-сленг.
По результатам проведенного
исследования нами был составлен словарь
наиболее часто используемых современными
подростками намеренно искаженных слов
(приложение 2).
Заключение
На сегодняшний день существует
несколько причин того, что подростки
допускают ошибки в Интернете.
Во-первых, некоторые учащиеся
не выучили в школе некоторые правила
орфографии и попросту не знают, как
пишется то или иное слово.
Во-вторых, намеренное искажение
слов людьми, знающими, как они пишутся
на самом деле. Это делается для большей
выразительности сказанного. Но такое
коверканье слов неизбежно снижает грамотность:
невозможно постоянно общаться и выражать
свои мысли с помощью таких слов, а потом,
когда будет необходимо, заговорить красиво
и грамотно.
Причина появления и распространения
такого сленга, с одной стороны, – бедность
словарного запаса пользователей и одновременно
желание быть оригинальным, а с другой
– новизна.
Общение в интернете, которое
не заставляет задумываться над тем, как
ты пишешь, почему так говоришь, оказывает
на лексику современного подростка отрицательное
влияние, так как ребята привыкают к неправильной
речи и начинают использовать сленговые
выражения не только тогда, когда работают
за компьютером, но и в повседневной жизни:
оформляя записи в учебных тетрадях,
общаясь между собой, разговаривая с учителями
и родителями.
Интернет-общение
способствует развитию безграмотности
у молодого поколения. Ведь грамотность формируется при
чтении, а если наши дети повсеместно в
Интернете видят безграмотные тексты,
то так они будут писать и на уроках русского
языка.
Список литературы
Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. … Серия: Просто как дважды два [Текст]. Издательство: Эксмо, 2006 г. Мягкая обложка, 256 стр.
Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык [Текст]. - 6-е изд. - М.: Логос, 2001. - 527 с.
3. Копыл, В.И. «Общение в Интернете
[Текст]». Изд-во: АСТ. 2005.
4. Кучинков, Т.В. «Общение в Интернете»
[Текст]. Изд-во Питер. 2005.
8. Львов, М. Р. Орфография и русский язык
[Текст]: М., 2003. - 475 с.