Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:43, реферат
Нет сомнения, что в плане творческом и человеческом личность Еремея Айпина – феномен яркий самобытный и, конечно, противоречивый. Он – явление культурологическое, и потому анализировать его публицистику непросто. Тем более что жизнь Айпина как «этнического» писателя, политика, деятеля культуры, пришлась на эпоху жесточайшей культурной ломки, да и не одной. В таких обстоятельствах далеко не всякая личность способна остаться личностью, борцом и настоящим писателем, сказителем и летописцем души своего народа
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль публицистики в творческой биографии Еремея Айпинана примере анализа сборника «Обреченные на гибель ...»……………………….5
Заключение……………………………………………………………………...13
Список используемой литературы и источников…………………………14
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Роль публицистики в творческой биографии Еремея Айпинана примере анализа сборника «Обреченные на гибель ...»……………………….5
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы и источников…………………………14
Введение
Нет сомнения, что в плане творческом и человеческом личность Еремея Айпина – феномен яркий самобытный и, конечно, противоречивый. Он – явление культурологическое, и потому анализировать его публицистику непросто. Тем более что жизнь Айпина как «этнического» писателя, политика, деятеля культуры, пришлась на эпоху жесточайшей культурной ломки, да и не одной. В таких обстоятельствах далеко не всякая личность способна остаться личностью, борцом и настоящим писателем, сказителем и летописцем души своего народа. О творческом пути Еремея Айпина, насчитывающем теперь уже более полувека, написано немало критических и литературоведческих работ. В разное время его достижения и опыт исследовали и оценивали И.Ф. Смольников, В.Д. Лебедев, В.В. Огрызко и др. Интерес к словесному искусству выдающегося поэта и прозаика, публициста, именуемого основоположником младописьменной хантыйской национальной литературы, не случаен. Айпин ярко индивидуален, своеобразен, ни на кого не похож. Вместе с тем он отразил в своем развитии поворотные этапы истории родного народа и страны в целом. И в этом актуальность нашего исследования. Тема является актуальной не только по причине недостаточной изученности интересующих нас проблем, но и в силу актуальности самого материала. Еремей Айпин продолжает писать и сейчас, не смотря на большой перерыв в творчестве, из-за работы в политике. Но именно тревога за будущее соплеменников заставила писателя обратиться в эту сферу. По настоящее время — он депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры четвёртого созыва, заместитель Председателя Думы — председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера.
Объектом курсовой работы является публицистический сборник "Обреченные на гибель". Где литератор с болью говорит о том, что исчезает его род. А если нет земли, нет возможности заниматься традиционным промыслом, то и будущего у народа нет.
Предмет – публицистические материалы сборника, среди них – публикация "И уходит мой род..."
Цель: проанализировать материал "И уходит мой род..." как публицистическое произведение.
Достижение этой цели подразумевает решение ряда задач:
Глава 1. Роль публицистики в творческой биографии Еремея Айпина на примере анализа сборника «И уходит мой род...»
Родные Еремея пасли оленей,
ловили рыбу, стреляли дичь, ходили на
медведя. Иначе говоря, жили тем же,
чем жили их предки. Хранили традиции.
Настоящей энциклопедией
После окончания Литературного институт имени Горького Айпин вернулся в родные места. Началась у него жизнь не спокойная и размеренная, а бурная, наполненная событиями, зачастую драматичными. Перемены, происходившие на северной земле, сын своего народа принимал близко к сердцу. Больно ему было видеть, как мощная техника пришлых людей уродует ягельники и из-за этого уменьшается поголовье оленей; как из-за аварий на трубопроводах реки покрываются масляной нефтяной пленкой и из них исчезает рыба. На его глазах село Варьеган — колхоз с миллионной прибылью — превратилось в беспомощное поселение. Зачахли фермы по разведению песцов и черно-бурых лисиц, перестало развиваться овощеводство, убыли оленьи стада.
Чтобы понять правду происходящего, нужно дышать ею. Охотник Айпин нашел свою тропу, которая вела (и до сих пор ведет) его к различным испытаниям, заставляющим работать и руки, и ум, и сердце. Он стал изучать жизнь, поскольку был уверен — нельзя писать о том, чего не ведаешь.
Первые рассказы Еремея Айпина появились в окружной прессе в 1968 году. В последующие годы его произведения печатались в журналах «Октябрь», «Юность», «Сибирские огни», «Урал», «Юный натуралист», «Полярная звезда». Первая книга — сборник повестей «В ожидании первого снега» — вышла в Средне-Уральском издательстве. В 1981 году хантыйский литератор стал членом Союза писателей СССР. С 1960-х годов начинается отсчет и публицистики писателя, она сопутствует ему всю жизнь.
Еремей Айпин принимал участие в разработке законопроектов, определяющих народнохозяйственные, правовые, бюджетно-финансовые нормы для жителей Севера; Федерального закона «Основы правового статуса коренных малочисленных народов России». Работал над поправками к законам о недрах, налогах, защите населения и окружающей среды от вредных отходов нефтепродуктов, экологической безопасности. Занимался законами об общинах, оленеводстве, родовых угодьях, гарантиях прав коренных народов.
Коллеги по цеху называют его «летописцем народа ханты». И признают, что без этого писателя маленький северный народ дальше существовать уже не может. Его перу принадлежит свыше двадцати книг, в которых вдумчивый читатель знакомится с настоящим Севером, с его добрыми и доверчивыми детьми, умеющими как никто другой любить и понимать природу суровой югорской земли. Отдельные произведения переведены на английский, французский, немецкий, венгерский, финский языки и некоторые языки народов России и ближнего зарубежья.
Он стал голосом своего народа еще и потому, что смог полезным быть ему не только как литератор. Отнимая время у творчества, он старается решать насущные проблемы сородичей, сидя сразу в двух креслах: заместителя председателя Ханты-Мансийской окружной Думы и председателя Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. Он — это Еремей Айпин. Известный писатель Анатолий Приставкин, оценивая прозу и публицистику Айпина, подчеркивал, что они вызваны болезненным переживанием самого автора за судьбу родного края; это призыв к справедливости, к нравственности в отношении к древним обычаям, к национальной культуре хантыйского народа... Главное достояние его произведений — их художественность. Автор обладает, говоря языком музыкантов, абсолютным слухом, то есть абсолютным литературным вкусом и хорошим языком.
В своих публицистических текстах Еремей Айпин вновь и вновь возвращается к волнующей его проблеме выживания родного этноса и громко заявляет о необходимости гармонии в отношениях между потомственными охотникам и рыболовами – и вторгшимися на их просторы добытчиков разного, и прежде всего нефтяниками. Он с уважением повествует о прошлом своего этноса. Такая стойкость и несгибаемость – залог будущего хантыйского народа, непременно преодолевающего все свои беды.
Еремей Айпин, по сути, стал первым летописцем своего народа. Безусловно, ему выпала непростая роль. На его глазах столкнулись две цивилизации. Он оказался перед сложнейшим выбором. С одной стороны, Айпин – сын потомственного охотника, пытающийся подчиняться сложившимся в течение веков написанным таежным законам. Но, с другой стороны, в размеренную жизнь его народа в последние десятилетия резко вторглись нефтяники. Можно ли найти компромисс между этими двумя силами? Или традиционный уклад жизни хантов изначально несовместим с теми ценностями, которые исповедуют добытчики «черного золота»? вот те глобальные вопросы, определившие содержание первых публицистических материалов Айпина.
Работа на буровой не только не только не развеяла его сомнений и соплеменников, а лишь добавила множество новых проблем. Как представлялось писателю, помочь устранить дисгармонию в отношениях между кочевниками и нефтяниками должно было обращение к опыту предков. И не случайно, в какой-то момент Айпин занялся фольклором, вспомнив, в частности, сказки своего столетнего крестного. Так на хантыйском языке рождались изумительные повести лирического плана «В тени старого кедра» и «Я слушаю Землю».
Автобиографическая проза в какой-то мере подготовила Айпина к освоению публицистических жанров.
У публицистики Айпина неповторимое своеобразие, если ближе познакомиться с ее героями. Они в век прогресса оказались втиснутыми в замкнутый треугольник. С одной стороны, непреодолимой преградой на пути хантыйских охотников стали нефтяные вышки. С другой, все дороги им перерезали трубопроводы. А, с третьей стороны, – жизненному пространству вольнолюбивых кочевников стали угрожать железнодорожные ветки. И беда в том, что с каждым годом размеры этого треугольника, отведенного для сохранения дедовских промыслов, резко сужаются. Ханты постоянно лишаются традиционной среды обитания. Это факт.
В работах Айпина «я» отсутствует. Его творчество тяготеет к стилю газетному, имеющему цель ворваться в жизнь сильно и быстро. В своей публицистике Айпин взял за правило не обнажать свою суть. Он показывает реальность., которая пропитана болью повседневности и близка, наверное, каждому. «Боль» - ключевое слово. Она у него острая, первостепенная, индивидуальная – боль разрыва. Еремей Айпин все время чувствует разрыв с частью самого себя. Он осознает потерю его страны, гармонии, детства, своего народа, своего неповторимого мира, который не вернешь. И от этого он становится ещё более глубоким и бесконечно дорогим. Боль вносит ноту трагичности и даже какой-то безнадежности. Еремей не потерял своих корней, они живы и крепки, но они не могут развиваться.
Сборник "Обреченные на гибель" относится к публицистике последних лет. Этот сборник демонстрирует неординарность мышления Еремея Айпина, глубинное постижение сути проблемы. Но все же главное не в этом. Сопричастность заботам малых мира сего, сострадание, сопереживание с ними, сочувствие их горю, соучастие во всех попытках северян облегчить свою долю - вот пафос предлагаемой вашему внимани книги, вот основная особенность публициста как личности. Отрочество Е.Айпина пришлось на годы яростного и беззастенчивого, не выбирающего способов и средств наступления нефтедобытчиков на его малую родину. Восхищение своими сородичами, беспокойство за их судьбу составляет содержание и всей художественной прозы Еремея Даниловича. Здесь - боль, здесь - стон сквозь стиснутые зубы, здесь - зачастую отчаяние. Особенно в первой части ("Быть ли моему народу?"), но здесь же м вера в то, что зло можно победить, что добро и разум способны восторжествовать, если им помочь ("Нас спасает природа"). Здесь - предложения реальных путей вывода коренных малочисленных народов из тупика, в который загнали их своей бездумной, жестокой социально-экономической политикой и практикой "покорители Сибири" ("Идет беззастенчивый грабеж").
Еремей Айпин так отзывается о своем публицистическом сборнике:" Статьи, вошедшие в сборник, я писал в начале 1990-х. Тогда, казалось, уже не осталось моим сородичам места на земле. Для жизни. Для дыхания. Северяне - терпеливый народ. Вырубали сосновые боры - терпели. Нефтью заливали реки - терпели. Гусеницами и колесами перепахивали ягельники - терпели.
Машинами давили оленей - терпели. Но в октябре 1990-го мои земляки - оленеводы вышли на бетонку с пикетами. Поставили чум. Перекрыли дорогу. Что переполнило чашу терпения? Под колеса машины попал очередной олень - бык-вожак старого оленевода Теклю.
Сам публицист с плакатом "Не стреляйте в наших оленей" вышел на дорогу вместе с другими оленеводами. Он неустанно проводит в публицистике мысль о том, что земля, олени - основа жизни его народа. Его отец просил одного: "Дайте землю, где я мог бы пасти оленей, промышлять зверя и птицу, ловить рыбу". Айпин писал о том, что его род Махи (род Бобра) кончился от чувства безысходности, обреченности. В возрасте до 35- 40 лет преждевременно, по пьяному делу, погибли почти все двоюродные и троюродные братья. Не стало земли - кончился род.
Когда он попал в Верховный Совет СССР, то сразу же занялся разработкой закона о правовом статусе коренных малочисленных народов. Но он до сих пор не принят. В России так и не ратифицирована Конвенция Международной Организации Труда "О коренных и ведущих племенной образ жизни народах независимых стран", закрепляющая за ними право собственности и владения землей. Правда, в 1992-м вХанты-Мансийском округе власти стали передавать аборигенам во владение родовые угодья. У народа появилась надежда, что человек сможет жить так, как он привык,
сумеет сохранить себя. Сегодня нефтяники без согласия владельца родового угодья уже не могут на его земле добывать нефть, они вынуждены заключать с хантыйскими, мансийскими, ненецкими семьями экономические соглашения. Но Айпин не склонен преувеличивать победу, в своей публицистике он делает следующее признание: знаю, что эти соглашения часто не выполняются. Но раньше-то нас просто выгоняли со стойбища, если там, к нашему несчастью, находили нефть.
Уже говорилось, что Айпина ведет свой род от бобра. Согласно народным преданиям сначала появились травы, потом птицы, звери. От них пошли люди. И каждый людской род имеет своего родоначальника. Есть люди из рода чайки, гагары, лося. Представители не только северных людей, но и других национальностей могут принадлежать к бобрам. Сами того не зная они - родственники, хотя этого просто не помнят, не знают. У северян как-то больше, чем у других почитается помнить своей род-племя. Большое впечатление произвели слова Е.Д.Айпина «и уходит мой род…». Художнак говорит о себе как о «призраке». «Я – тень, фантом, приведение. Я есть – и меня нет. Вы меня слышите – и не слышите. Почему? Да потому, что я, подобно многим моим сородичам-ровесникам, однажды – а может быть, и дважды или трижды – уже уходил в Нижний мир, умирал. Дважды или трижды умер. Почему?! А почему мои соплеменники преждевременно ушли в мир иной? Быть может, потому, что они лишились жизненного пространства, им не осталось места на земле. Для жизни. Для дыхания. Для радости и горести…кончилась земля предков».
Информация о работе Жанры публицистики в творчестве Е.Д. Айпина