Журналист в горячей точке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

По данным международной неправительственной организации «Пресс эмблем кампань» за прошедший год в «горячих точках» при исполнении служебного долга погибло более семидесяти журналистов в тридцати странах мира. Освещение конфликтов в Ираке, Пакистане, Мексики, Филиппинах, Индии, Афганистана и многих других странах стало последним журналистским заданием для многих работников различных органов СМИ. Причин таких смертей можно назвать множество, начиная с субъективных: непрофессионализм или неосторожность самих журналистов, кончая более глобальными: плохо обеспеченная защита прав человека, отсутствие работающих международных сводов правил и законодательных актов по регулированию действий журналистов в «горячих точках».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Направления и аспекты темы «Журналист в “горячей точке”»
1.1 Определение основных аспектов
1.2 Понятие «горячая точка»
Глава 2. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации.
2.1. Правовые основы
2.2 Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута
2.3. Подготовка документов
2.4. Снаряжение в зоне военного конфликта
Глава 3. Работа журналиста в «горячей точке».
3.1. Освещение военного конфликта
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

горячая точка.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

Бурятский Государственный Университет

Филологический  факультет

Кафедра журналистики и рекламы

 

 

 

 

Реферат на тему

Журналист в «горячей точке»

 

 

 

Выполнила: Барташевич К.В.

Гр.03290

Проверила: Шагдарова Б.Б

 

 

 

 

 

 

 

Г.Улан-Удэ

2012 год

Содержание

 

Введение

Глава 1. Направления и аспекты  темы «Журналист в “горячей точке”»

1.1 Определение основных аспектов

1.2 Понятие «горячая точка»

Глава 2. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной  ситуации.

2.1. Правовые основы

2.2 Изучение театра предстоящей  работы и подготовка маршрута

2.3. Подготовка документов

2.4. Снаряжение в зоне военного  конфликта

Глава 3. Работа журналиста в «горячей точке».

3.1. Освещение военного конфликта

Заключение

Библиография

 

Введение

 

По данным международной неправительственной  организации «Пресс эмблем кампань» за прошедший год в «горячих точках» при исполнении служебного долга погибло более семидесяти журналистов в тридцати странах мира. Освещение конфликтов в Ираке, Пакистане, Мексики, Филиппинах, Индии, Афганистана и многих других странах стало последним журналистским заданием для многих работников различных органов СМИ. Причин таких смертей можно назвать множество, начиная с субъективных: непрофессионализм или неосторожность самих журналистов, кончая более глобальными: плохо обеспеченная защита прав человека, отсутствие работающих международных сводов правил и законодательных актов по регулированию действий журналистов в «горячих точках».

Исследователи называют выбранную  нами тему одной из наиболее актуальных в современной теории и практике журналистики. В основном это обуславливается её малоизученностью. Существует не так много теоретических и научных трудов на данную тему. Но есть огромное множество публицистики и личных историй журналистов. В данном реферате мы попытаемся отразить различные точки зрения и наблюдения журналистов-исследователей и журналистов-практиков.

 

1. Направления  и аспекты темы «Журналист в «горячей точке»»

 
1.1 Определение основных аспектов

 
При раскрытии темы реферата следует  определить основные аспекты в изучении журналистики «горячих точек», так  как тема включает в себя различные  стороны.

Исследователи в первую очередь  описывают правовую сторону военной  журналистики и журналисткой работы в «горячей точке». Это всевозможные конвенции, соглашения локального и  международного характера, Международное  Гуманитарное право, а также законодательство конкретной страны (в данном реферате – Российская Федерация). Также описывают  этические нормы журналистской  работы. В военной журналистике профессиональная этика играет особенную роль ввиду  серьёзности темы и последующего влияния опубликованного материала  на массовое сознание.

Подготовка журналиста к командировке в «горячую точку» - большой раздел данной темы. Сюда включают профессиональную подготовку военных журналистов, психологическую  подготовку, личное ознакомление корреспондента с уже упомянутыми нами правовыми  нормами, сбор полной информации о стране или местности, в которую он направляется. Журналисты-практики уделяют внимание экипировке, подробно описывая одежду и необходимые в командировке предметы. Подробно рассматриваются  документы, которые необходимо при  себе иметь. Не менее важное место  занимает обеспечение безопасности журналиста, начиная опять же с  законодательства, закачивая правилами  поведения на поле боя и ситуацией  захвата заложников. Самым спорным  аспектом, на наш взгляд, является проблема подачи информации: характер освещения  конфликта, оценки журналиста, позиция  средства массовой информации, картинка и т.д.

Также авторы описывают частные  журналистские случаи и ситуации, конкретные «горячие точки». Например, в России – это Чеченский конфликт, Дагестан, Грузия, Нагорный Карабах  и др.

В данной работе мы рассматриваем  лишь некоторые аспекты темы «Журналист в горячей точке», также кратко описать суть самых основных из них.

 
1.2 Понятие  «горячая точка»

 

Прежде, чем приступить к дальнейшему  раскрытию темы реферата, следует  определить само понятие «горячая точка».

Определений существует множество, кроме  того, в разных сферах словосочетание «горячая точка» имеет абсолютно  разные значения. Мы же рассматриваем  наше понятие, соотнесённое с такими сферами, как война и журналистика.

«BBC дает свое определение горячим  точкам: «Под "враждебной обстановкой/условиями" мы подразумеваем страну, регион или  отдельную территорию, где происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков. Это определение распространяется и на территории с экстремальным  характером климата или местности». Определение, данное вещательной корпорацией BBC, на наш взгляд, является самым  полным, поэтому в дальнейшем понятие  «горячая точка» будет использоваться нами в этом значении.

Далее следует отметить понятие, применимое к Российскому государству, которое  выделяют историки и другие исследователи. Это «Горячие точки на постсоветском  пространстве», что определяется как  «вооруженные конфликты, вспыхнувшие  на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х - начале 1990-х. Общей причиной всех конфликтов была национальная и региональная политика советского руководства, допускавшая, особенно, в 1960-80-е годы этнический и территориальный протекционизм, фактически означавший разный статус тех или иных наций и территорий при декларируемом равноправии. Это приводило к формированию потенциально конфликтных групп интересов, зачастую охватывавших этнические группы целиком.

С ослаблением (делигитимизацией) центральных властей в середине 1980-х годов и ухудшением социально-экономической ситуации конфликты перешли в фазу вооруженного противостояния, а затем и боевых действий.

Характер тех или иных конфликтов, состав их участников, их взаимоотношения  с другими заинтересованными  сторонами и политика по отношению  друг к другу определялась местными условиями».

Понятие «Горячие точки на постсоветском  пространстве» введено нами в  связи с тем, что самые известные  конфликты, широко освещаемые российскими  журналистами, связаны именно с вышеизложенным. В «горячих точках» Чечни, Дагестана, Северной и Южной Осетии погибло большое число российских деятелей СМИ.

 

2. Подготовка журналиста  к выполнению профессиональных  задач в зоне экстремальной  ситуации

 

2.1 Правовые основы

 
Прежде, чем отправляться на редакционное задание в зону военного конфликта, на первом этапе подготовки журналисту следует ознакомиться с существующими  законодательными актами и другими  документами, регулирующими его  профессиональную деятельность. «Отправляясь в «горячую точку» за информацией, каждый благоразумный человек, а тем  более профессионал, должен в первую очередь определиться со своим правовым статусом. От этого самопозиционирования во многом будет зависеть и успешность миссии в целом, и стоимость накладных расходов, в частности». Документов существует очень много. Рассмотрим наиболее известные.

Начнём с первых документов, появившихся  в мире на тему «горячих точек».

«Впервые положение журналиста на войне было определено Гаагской конвенцией 1907 года «О законах и  обычаях сухопутной войны». В ст. 13 приложения к конвенции говорилось:

“Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие  собственно к ее составу, как то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем  и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами  военнопленных, если только имеют удостоверение  от военной власти той армии, которую  они сопровождали”.

В 1929 году была принята Женевская  конвенция «Об обращении с  военнопленными». В ней говорится  примерно то же: «Журналисты имеют право в случае попадания в плен на то же обращение, что и военнопленные, хотя они и сохраняют статус гражданских лиц. При этом упор делается опять же на то, что при них непременно должно быть удостоверение, выданное вооруженными силами».

«После второй мировой войны  конвенция была пересмотрена, ее новая  редакция вышла в 1949 году. В ней  ничего не изменилось в отношении  военных корреспондентов. Однако, учитывая, что в условиях хаоса во время  второй мировой войны происходила  массовая потеря журналистских удостоверений  и разрешений на сопровождение армии, условие иметь при себе удостоверение  смягчено – в новой редакции конвенции  написано, что необходимо получить удостоверение и разрешение. Речь идет о том, что журналист должен иметь разрешение от командования армии  своей страны, чтобы сопровождать ее. Кроме того, удостоверение предназначено  для того, чтобы доказать право  его обладателя на применение к нему тех или иных норм. Однако на момент написания упомянутых Конвенций  право распространялось только на момент задержания. Позднее вопрос обеспечения  безопасности журналистов на войне  много раз обсуждался на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в 70-х годах. 8 июня 1977 года были приняты Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям. Положению военных журналистов посвящена целая глава («Глава III. Журналисты») в Дополнительном протоколе I. В ней снова упоминается о том, что журналисты относятся к гражданским лицам. Однако вносятся уточнения: «Как таковые, они (журналисты) пользуются защитой в соответствии с Конвенциями и настоящим Протоколом при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах, на статус, предусмотренный статьей 4 (А.4) Третьей конвенции». Этот пункт упоминают практически все, кто пишет о правилах поведения на войне. Журналисты – гражданские лица, и пользуются защитой только пока остаются гражданскими лицами. Вернемся к главе III Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям. Последний пункт вновь говорит о журналистском удостоверении личности. Однако, теперь удостоверение должно быть выдано уже не «военной властью армии», а правительством государства, гражданином которого является журналист, на территории которого он постоянно проживает, или в котором находится информационное агентство, в котором он работает. То есть формально теперь журналист уже не зависит исключительно от командования армии, за которой следует. Удостоверение выдается правительством, и если оно имеется – то получать разрешения у военных уже не нужно.

С подписания данного протокола  статус журналиста в горячей точке  согласно международному гуманитарному  праву остается без изменений: журналисты приравниваются к гражданскому населению, пользуются его правами, в том  числе правом на защиту, в то же время, попав в плен, корреспонденты приравниваются к военнопленным». 

Теперь рассмотрим правовые основы военной журналистики в нашей  стране.

В российском праве регулирование  деятельности военных журналистов  касалось исключительно цензуры. Военная цензура, контролирующая их деятельность сформировалась ещё при Александре I в 1810 году.

«Статья 29 Конституции Российской Федерации, а кроме того, статья 19 Всеобщей декларации прав человека провозглашают  право каждого человека свободно искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным образом. Российское законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантировать  ему возможность осуществлять в  таких условиях свою профессиональную деятельность».

Ныне Закон «Закон о средствах  массовой информации» Российской Федерации, гласит: «журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных  бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений  граждан, а также местности, в  которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях». Тем самым была провозглашена открытость самых  конфликтных социальных зон и  ситуаций.

«Формально в контексте Законов "О чрезвычайном положении" и "О  безопасности" ограничение свободы  массовой информации выражается в предварительной  цензуре информации, освещающей события  в зоне чрезвычайного положения, с правом временного ареста печатной продукции: «Ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной  цензуры с указанием условий  и порядка ее осуществления, а  также временное изъятие или  арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого  порядка аккредитации журналистов»».

Теперь вернёмся к правовому  статусу журналиста. В России Борис  Пантелеев выделяет три:

«Во-первых, это, как ни странно, статус просто гражданина Российской Федерации, временно находящегося вне места  своей постоянной регистрации (прописки) в связи с работой, с туристическими целями или по иным причинам. Именно к этой категории следует отнести  стрингеров, то есть журналистов, не состоящих  в штате какого-либо СМИ. Эти люди фактически или по договору выполняют работу журналиста, но не всегда могут документально подтвердить свой специальный статус. Основным и единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, признается паспорт. Перечитайте еще раз, что в нем написано о сроках обмена паспорта, порядке вклеивания новых фотографий и т.п.

Во-вторых, это статус журналиста независимого СМИ, то есть такой редакции, которая  не подчинена прямо или косвенно государственной власти, в данном случае Вооруженным Силам, и не выполняет  их заказы по информационному обеспечению  проводимой военной акции. В этой ситуации документально подтвердить  принадлежность к конкретной редакции и специальный статус журналиста, как правило, совершенно не сложно, однако также нужно быть готовым  к тому, что ваши удостоверения, как  и другие документы, будут изучаться  «под микроскопом».

В-третьих, это статус так называемого  «военного корреспондента», то есть сотрудника СМИ, афилированного с властями, «правильно» понимающего всю суть происходящего и полностью согласующего с ними свою информационную и прочую жизнедеятельность. Поэтому проблем с документами и другими формальностями у них обычно не возникает»

Подводя итог, следует отметить обобщённые моменты, касающиеся работы журналиста в «горячей точке», выработанные в  различных зарубежных и международных  правовых актах и других документах за прошедшее время.

«- журналисты имеют статус гражданских лиц, находясь в горячей точке, и при этом пользуются защитой, только пока остаются гражданскими лицами.

- Журналист в горячей точке  формально зависим от издания,  пославшего его и государства,  но не командования армии».

 

2.2 Изучение театра предстоящей  работы и подготовка маршрута

 

«Журналист, которому предстоит выполнять  профессиональные обязанности в  условиях опасности, должен обладать максимумом информации о стране или регионе, конкретной местности, куда он направляется, иметь представление об экономике, политико-географическом устройстве, этно-религиозных особенностях населения, а также о предыстории конфликта (если речь идет о боевых действиях) или предпосылках к аварии (в ситуации с техногенной катастрофой или стихийным бедствием).

Поскольку заранее невозможно предугадать, с чем именно предстоит столкнуться  журналисту при выполнении задач  по подготовке газетных, теле- и радиоматериалов, подготовка должна быть тщательной и  всесторонней. Какие методы могут  быть использованы при изучении «поля»? Их достаточно много. Выделим наиболее значимые:

- опыт коллег, ранее выполнявших  подобные задачи;

- консультации специалистов (в  том числе военных, представителей  МЧС, МВД, МИДа, политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей);

- консультации представленных  в своем городе национально-культурных  автономий;

-изучение справочных материалов;

- изучение публикаций по проблематике  конфликта (аварии);

Информация о работе Журналист в горячей точке