Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:39, реферат
По данным международной неправительственной организации «Пресс эмблем кампань» за прошедший год в «горячих точках» при исполнении служебного долга погибло более семидесяти журналистов в тридцати странах мира. Освещение конфликтов в Ираке, Пакистане, Мексики, Филиппинах, Индии, Афганистана и многих других странах стало последним журналистским заданием для многих работников различных органов СМИ. Причин таких смертей можно назвать множество, начиная с субъективных: непрофессионализм или неосторожность самих журналистов, кончая более глобальными: плохо обеспеченная защита прав человека, отсутствие работающих международных сводов правил и законодательных актов по регулированию действий журналистов в «горячих точках».
Введение
Глава 1. Направления и аспекты темы «Журналист в “горячей точке”»
1.1 Определение основных аспектов
1.2 Понятие «горячая точка»
Глава 2. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации.
2.1. Правовые основы
2.2 Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута
2.3. Подготовка документов
2.4. Снаряжение в зоне военного конфликта
Глава 3. Работа журналиста в «горячей точке».
3.1. Освещение военного конфликта
Заключение
Библиография
- изучение соответствующих интернет-ресурсов;
- изучение редакционных досье (если таковые ведутся);
-обращение в дипломатические
и иные представительства
-при возможности,
Предстоящий маршрут и временной график передвижения журналиста должны быть тщательно проработаны, привязаны к географической карте и карте автомобильных (железнодорожных) дорог. Желательно, чтобы этот график был согласован с графиком выхода журналиста на связь со своей редакцией, чтобы уже сам факт невыхода на связь мог ориентировать редакцию по возможности организации поиска своего корреспондента.
При составлении маршрута обязательно учитываются пункты, которые хотел бы посетить журналист и реальные возможности по передвижению между ними. В случае, если маршрут пролегает через территорию боевых действий, необходимо руководствоваться вопросами обеспечения безопасности, возможностями передвижения с организованными колоннами, с попутным защищенным транспортом, а также транспортом военных. Если речь идет о труднопроходимых местностях или местностях, подвергшихся воздействию стихии, техногенной катастрофы, нужно предусмотреть возможность воспользоваться услугами проводника.
Отдельно следует проработать
ситуацию, когда журналист работает
в обоих лагерях
Маршрут считается достаточно проработанным, если на нем предусмотрена возможность получения помощи (в том числе материальной) и укрытия как у официальных органов и властей, так и у местного населения».
2.3 Подготовка документов
Подготовка документов, которые журналист берет с собой в зону экстремальной ситуации, является важнейшей частью его подготовки к выполнению редакционного задания. Документ удостоверяет личность, определяет правовой статус журналиста, в связи с чем может явиться спасительным в определённых ситуациях.
«К документам, которые должны быть у журналиста в обязательном порядке, относятся:
-паспорт (российский и (или)
международный, если работать
предстоит за пределами
-редакционное удостоверение,
-план-задание на командировку,
выполненный на фирменном
-командировочное предписание, отработанное по установленной форме».
Кроме обязательных вышеперечисленных журналисту следует иметь документы, наличие которых у желательно:
«- рекомендательные письма от людей,
чье мнение уважается в регионе,
куда направляется журналист (например,
политиков, известных предпринимателей,
руководителей национально-
- аккредитационное удостоверение (если аккредитация имела место);
- удостоверения творческих
- экземпляры газет и журналов
с собственными публикациями
или вырезки своих публикаций,
доказывающие, что журналист является
именно тем, кем он
- визитные карточки с логотипом СМИ, которое он представляет».
Но также практики отмечают перечень документов, которые брать с собой в горячую точку не обязательно, так как они могут осложнить работу журналиста:
«- любые фотоснимки, где журналист снят с оружием в руках;
-подробные карты, на которых
нанесены точки дислокации
-списки участников боевых
- графики выхода на связь с редакцией СМИ.
При подготовке пакета документов, которые журналист берет с собой, нужно понимать, что любой из них может быть подвергнут проверке и изучению, документы могут быть сопоставлены, при необходимости журналисту могут быть заданы уточняющие и проверочные вопросы».
2.4 Снаряжение в зоне военного конфликта
«Условия и характер предполагаемой поездки предъявляют к личным вещам командируемого целый ряд специфичных требований. Вещь должна быть легкой, прочной, надежной и достаточно компактной. Желательна универсальность использования — как в условиях холода, так и жары и повышенной влажности.
В случае выезда даже в летнее время в горную местность или же в континентальные районы необходимо предусмотреть наличие одежды, способной обеспечить достаточный комфорт в температурных пределах от +40 до нулевых отметок. Проще всего эта задача решается применением многослойной одежды.
Головной убор необходим как
защита не только от дождя, но и от солнца.
Это может быть легкая кепка с
козырьком типа бейсболки, но значительно
функциональнее шляпы с небольшими,
сильно опущенными полями. Несмотря на
неказистый вид, они хорошо защищают
глаза от солнца, а кроме того,
не дают обгореть ушам, что бывает крайне
неприятно. Чтобы избежать ожогов шеи,
целесообразно использовать шейный
платок наподобие пионерского
При длительных пеших переходах по дорогам без покрытия и тропам качество и характеристики обуви приобретают первостепенное значение. Обувь должна, будучи достаточно комфортной, выдержать многодневные переходы и не развалиться, не создавать ощущение неуверенности из-за плохого сцепления с грунтом, излишне не утомлять мышцы стопы, чувствующие каждый камешек через подошву, не создавать ощущение парника или компресса и, наконец, не быть многокилограммовыми гирями на ногах.
Важно помнить, что ни в коем случае нельзя покупать себе новые ботинки за пару дней до командировки. Неразношенная обувь даже очень дорогих и качественных марок может привести к сбитым или стертым ногам, что в критической ситуации может сыграть роковую роль, да и просто ограничит вашу подвижность и мобильность.
Рюкзак — основное и наиболее удобное средство переноски грузов и снаряжения при длительных пеших переходах. Хороший рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице или свисать ниже нее. Для этого рюкзак подбирается по росту, лямки и поясной ремень обязательно должны регулироваться в нескольких местах, обеспечивая точную подгонку по фигуре. Рюкзаки с узкими лямками лучше сразу отвергнуть, кроме того, следует отдать предпочтение лямкам с сетчатой нижней поверхностью — плечи под ними будут меньше потеть. То же относится и к спинке рюкзака.
Таким образом, выезжая в командировку с возможными длительными пешими переходами, желательно иметь следующий набор личных вещей:
— легкая куртка из водоотталкивающего и непродуваемого материала;
— свитер или джемпер из материала типа Polar или натуральной шерсти;
— пара хлопчатобумажных футболок или рубашек-ковбоек;
— брюки из вышеперечисленных тканей или обычные джинсы;
— головной убор типа шляпы, вполне годится армейская панама;
— шейный платок;
— хорошо разношенные трекинговые ботинки для переходов и легкие кроссовки для стоянок;
— прочный рюкзак с широкими лямками, поясным ремнем и каркасом для облегчения и перераспределения нагрузки с плеч на бедра».
3. Работа журналиста в «горячей точке»
3.1 Освещение военного конфликта
«Процесс ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, безусловно, является значимым информационным поводом для средств массовой информации. Трагизм ситуации, мужество спасателей - все это неизменно привлекает внимание читателей и зрителей, а потому газеты и телеканалы стремятся как можно быстрее направить в зону бедствия своих корреспондентов».
«Способы освещения войн и вооруженных конфликтов телевидением вызывают множество споров у исследователей массмедиа и журналистов. Существует несколько подходов к данной проблеме. Первый подход к освещению конфликта преследует цель активизировать общественное мнение против одной из участвующих сторон, что иногда реализовалось на практике глобальными телесетями».
Второй способ – «При освещении вооруженного конфликта (как и любого социального конфликта, любой ситуации противостояния) идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта. Этот же принцип должен распространяться и на информацию. Ярких примеров несоблюдения этого принципа в нашей постсоветской истории немало. К примеру, практически все средства массовой информации стран СНГ в ходе гражданской войны в Таджикистане придерживались позиций только одной, правительственной стороны, никак не отражая точку зрения на события оппозиции. В российских СМИ, особенно телевизионных, эта тенденция сохранилась и в последующий период. В результате эти СМИ оказывают правительству Таджикистана медвежью услугу, регулярно вызывая своими публикациями раздражение представителей оппозиции и поддерживающей оппозицию части населения». «Довольно часто телесети следуют этому способу освещения конфликта и представляют мнения двух конфликтующих сторон. Так, к обсуждению ближневосточного кризиса в эфире глобальных телеканалов приглашаются представители Израиля и Палестинской автономии. Это один из наиболее перспективных способов освещения конфликтов, поскольку причины конфликтов, по сути, часто сводятся к гигантскому различию идеологий, точек зрения. Неприятие мнений оппозиционных сторон приводит к еще большему провалу в отношениях, впечатлению, что одна сторона подавляет и притесняет другую (индийцы и пакистанцы, израильтяне и палестинцы, хуту и тутси, сербы и хорваты). Выслушать и понять разные точки зрения – такую возможность дает глобальное телевидение. Правда, надо отметить, что в реальности добиться взаимопонимания между оппозиционными сторонами крайне трудно. Еще труднее – заслужить репутацию беспристрастного телеканала в глазах той или иной стороны».
«Корреспондент не должен разделять конфликтующие стороны на «хороших» и «плохих», чтобы не упрощать ситуацию, не попасть в ловушку собственных чувств и не стать объектом манипулирования со стороны властей. Игнорирование этого правила (например, во время войны в Персидском заливе и военной операции в Ираке Саддам Хусейн предстал как воплощенное зло, в период балканского кризиса злодеем оказался Слободан Милошевич, после терактов во всем обвинили бен Ладена) может привести к нарушению достоверности и целостности картины происходящего. Журналисту, открыто занявшему сочувствующую позицию по отношению к одной стороне, при внезапном изменении событий придется менять свое мнение перед многомиллионной аудиторией. Это подорвет доверие к телекомпании, которую он представляет».
Важным аспектом в освещении событий «горячей точки» является объективность и достоверность фактов. «Не бывает журналистики стопроцентно объективной и беспристрастной, как не бывает журналистики независимой без изъянов. Другое дело, что объективность, беспристрастность и независимость – это те идеалы, к которым нужно и можно стремиться».
«Требования, предъявляемые к видеоряду
во время освещения военных
CNN International 28 сентября 1999 года продемонстрировала пленку с записью, как чеченец целится в голову захваченного в плен российского солдата. Держит его на мушке, курок взведен, но неожиданно стреляет в другого пленного. Показывая впервые материал, CNN не отредактировала пленку, и в эфир прошел почти весь сюжет. При повторном же показе пленка была отредактирована: сцены убийства вырезали. Побуждения журналистов понятны: они получили уникальный видеоматериал, и трудно удержаться от желания показать его целиком. Однако демонстрация сцен насилия не вписывается в концепции вещания глобального ТВ.
Визуальная сторона конфликтов особенно важна, поскольку именно она наиболее сильно отражается на массовом восприятии событий зрителями. Как считают исследователи, восприятие конфликтов в значительной степени стереотипизировано и включает в себя эмоциональную реакцию с чувством враждебности по отношению к одной стороне и когнитивный аспект – стремление к упрощению информации, схематичную оценку фактов, избирательность восприятия.