Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:36, реферат
Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом. При жизни он опубликовал около пятидесяти фельетонов, памфлетов в периодике, и столько же осталось в рукописях. Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в "Сыне отечества" (№ 18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина - его "Письмо к издателю "Сына отечества". Этой заметкой Пушкин начал борьбу с реакционной прессой, выступив против журнала Каченовского "Вестник Европы" и его ведущего критика Михаила Дмитриева.
Введение
Русская журналистика во второй половине 1820-х годов и в 1830-е годы
Журналистская деятельность А. С. Пушкина
Журнал "Современник"
Заключение
Список использованной литературы
С ответом
Булгарину выступили
После этого
Булгарин участил доносы на "Литературную
газету", и Третье отделение стало
зорче следить за нею. В августе
1830 г. Дельвиг получил строгий
выговор за помещение в одной
из заметок фразы "аристократов к
фонарю", взятой из революционной
французской песни (1830, № 45). А когда
в № 61 от 28 октября было процитировано
по-французски четверостишие, сочиненное
Казимиром Делавинем для
Через месяц помощнику министра внутренних дел Блудову, близко знакомому со многими сотрудниками "Литературной газеты", удалось добиться ее возобновления под редакцией Сомова. В 1831 г. "Литературная газета" лишилась ведущих сотрудников, которые давали ей жизнь и движение: Дельвиг умер в январе 1831 г. (по свидетельству А. В. Никитенко, "публика в ранней кончине Дельвига обвиняет Бенкендорфа"), Пушкин и Вяземский потеряли интерес к газете, столь сильно зажатой цензурой, и перестали в ней печататься. Сомов, напуганный вмешательством Третьего отделения, заполняет страницы бесцветными произведениями молодых литераторов. Тираж газеты падал с каждым месяцем, и когда он дошел до ста экземпляров, в конце июня 1831 г. Сомов прекратил ее издание.
Как справедливо
отмечал в "Очерках гоголевского
периода русской литературы" Чернышевский,
"Литературная газета" "не проникала
в публику", хотя в ней "Пушкин
и его сподвижники... высказывали
очень много верного и
После прекращения "Литературной газеты" Пушкин продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале Н. И. Падеж-дина "Телескоп", который не раз критиковал Булгарина как писателя.
В 1829 г. вышел в свет роман Булгарина "Иван Выжигин" Расхваленный в "Северной пчеле" и "Сыне отечества" Гречем и самим автором, он разошелся тиражом в 7000 экземпляров. За "верноподданнические чувствования", выраженные в романе, Булгарин получил от императрицы золотой перстень. В конце 1830 г. он выпустил второй роман - "Петр Иванович Выжигин", за который на этот раз послал ему перстень Николай I. Третьесортный сочинитель А.А. Орлов решил подработать на официальном успехе Булгарина и начал поставлять на московский толкучий рынок свои романы о Выжигиных. В первые месяцы 1831 г. Орлов издал романы: "Хлыновские степняки Игнат и Сидор, или Дети Ивана Выжигина", "Хлыновские свадьбы Игната и Сидора, детей Ивана Выжигина" и "Смерть Ивана Выжигина". Надеждин напечатал критическую статью, в которой рассмотрел все романы о Выжигиных, булгаринские и орловские ("Телескоп", 1831, № 9). Похвалив политическую направленность романов Булгарина, он все же позволил себе ряд язвительных замечаний в адрес автора.
За друга
вступился Греч, заявивший, что Булгарин
как писатель велик и никакие
хулы критиков ему не страшны: "У
него в одном мизинце более
ума и таланта, нежели во многих головах
рецензентов" ("Сын отечества",
1831, № 27). А вот Орлова следует
порицать за то, что он посягнул на героев
Булгарина и дал повод
Прочитав эту защитительную речь, Пушкин выступил в № 13 "Телескопа" с памфлетом "Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов", под которым стояла подпись "Феофилакт Косичкин". Как и в "Отрывке из литературных летописей", в этом памфлете Пушкин сочетает два способа борьбы с противником - открытый и скрытый. Он разоблачает Булгарина как клеветника и доносчика, предателя, "переметчика", дважды изменившего присяге, одного из тех людей, "для коих все равно, бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить все русское - были бы только сыты". Совершенно прямо Пушкин говорит о том, что Булгарин "хвалил самого себя в журналах, им самим издаваемых", задаривал будущих рецензентов, в том числе иностранцев, присвоил себе комментарии польского поэта Ежевского к одам Горация, зная трагедию Пушкина "Борис Годунов" по рукописи, кое-что заимствовал из нее для своего романа. "Дмитрий Самозванец" и т. д.
Это подлинный голос Пушкина. Но в памфлете звучит и голос персонажа, от лица которого написано "Торжество дружбы". Образ добродушного, доверчивого, мало искушенного в литературе Феофилакта Косичкина дает Пушкину возможность средствами юмора и иронии совсем уничтожить противника.
Косичкин в восторге от нежной дружбы Греча и Булгарина, он увлекается романами Булгарина и Орлова, но так передает свои впечатления, что читателю совершенно ясен иронический смысл этих похвал. Под видом "ученого" рассуждения Косичкина Пушкин приводит убийственную характеристику романов Булгарина, а заодно и Орлова, сопоставляя "сии два блистательные солнца нашей словесности".
Когда в ответ на статью Косичкина в "Северной пчеле" усилились выпады Булгарина против Пушкина и Надеждина, а Греч (в № 201) вновь напал на Орлова, в "Телескопе" (№15) печатается еще один памфлет Пушкина-Косичкина "Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем". Взяв из заметки Греча слова "блаженный Орлов", Пушкин с возмущением спрашивает: "Что значит блаженный Орлов? О! Конечно, если блаженство состоит в спокойствии духа, не возмущаемого ни завистью, ни корыстолюбием; в чистой совести, не запятнанной ни плутнями, ни лживыми доносами... то добрый и небогатый Орлов блажен и не станет завидовать ни богатству плута, ни чинам негодяя, ни известности шарлатана". В конце памфлета Косичкин объявляет, что он сочинил роман "Настоящий Выжигин" и приводит его "содержание" (т. е. оглавление). Все основные факты позорной личной и общественной биографии Булгарина представлены в названии восемнадцати глав. Едва успел Выжигин-Булгарин родиться, как сразу же сочинил пасквиль-донос (глава II). В Ревеле в 1808 г. Булгарин украл шинель у лакея офицера Спечинского Григория и пропил ее (Глава III. Драка в кабаке. Ваше благородие! Дайте опохмелиться. Глава IV. Дружба с Евсеем. Фризовая шинель. Кража. Бегство). Двойное предательство Выжигина представлено в главах V-VII (Г л а в а V. Ubi bene, ibi patria. Глава VI. Московский пожар. Выжигин грабит Москву. Г л а в а VII Выжигин перебегает). Десятая глава названа "Встреча Выжигина с Высухиным" (т. е. Гречем: гречиха растет на сухих местах), в тринадцатой главе отражены слухи о том, что после восстания на Сенатской площади Булгарин донес в полицию о связях с "бунтовщиками" своего племянника Искрицкого. В главах XV-XVI раскрывается лицо Выжигина-Булгарина как агента Третьего отделения (Глава XV. Семейные неприятности. Выжигин ищет утешения в беседе муз и пишет пасквили и доносы. Глава XVI. Видок, или Маску долой!).
В своих памфлетах Пушкин пародирует назидательный и грамматически "правильный" слог Греча, развязную фамильярность и саморекламность, свойственную статьям Булгарина, а в "Настоящем Выжигине" он сатирически обыгрывает бойкие, рассчитанные на малотребовательного читателя названия глав из булгаринского "Ивана Выжигина".
Памфлеты Пушкина имели огромный успех у читателя. Белинский неоднократно упоминал о выступлениях "остроумного Косичкина", цитировал их в борьбе с Булгариным и Гречем. Чернышевский в четвертой статье "Очерков гоголевского периода русской литературы" назвал эти памфлеты Пушкина "знаменитыми статейками". Добролюбов в рецензии на седьмой том сочинений Пушкина в издании Анненкова (1857) выделял "яркие, живые, энергические, убийственно-остроумные статьи Феофилакта Косичкина", особо отмечая те главы "Настоящего Выжигина", в которых идет речь о Булгарине как доносчике, агенте Третьего отделения.
В 1831 г. Пушкин, размышляя о состоянии русской журналистики, был озабочен возрастающей монополией "Северной пчелы". Он считает, что если правительство более свободно будет позволять издание общественно-политических журналов и газет, то "Северная пчела" не выдержит конкуренции, ибо она привлекает читателей только своим правом печатать политические известия.
В течение
1832 г. Пушкин добивался разрешения на
издание политической газеты "Дневник"
и получил его благодаря
В конце
1835 г. Пушкин обратился к Бенкендорфу
со скромной просьбой разрешить ему
"в следующем, 1836 году издать четыре
тома статей чисто литературных, исторических,
ученых, также критических разборов
русской и иностранной
Большой заслугой Пушкина как издателя и редактора "Современника" является то, что он сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для такого журнала материалами.
В "Современнике"
помещались не только художественные
произведения, критика, библиография,
статьи по истории и теории литературы,
но и такие статьи, в которых
затрагивались вопросы
При жизни Пушкина вышли все четыре тома "Современника", пятый том (т. е. первый на 1837 год) поэт успел подготовить частично.
Пушкин - издатель и редактор - проделал огромную работу по сплочению вокруг журнала лучших авторов. В "Современнике" участвовали известные писатели - Жуковский, Гоголь, Вяземский, В. Одоевский и молодые начинающие литераторы - Ф. Тютчев, Н. Дурова, А. Кольцов, черкес Казы-Гирей, в том числе и провинциальные (казанская поэтесса А. Фукс). Пушкин вел переговоры о сотрудничестве ссыльного Кюхельбекера, а также сосланного на Кавказ за связь с декабристами историка В. Сухорукова. Осенью 1836 г. Пушкин решил пригласить в "Современник" Белинского.
Стремясь
привлечь к журналу лучшие литературные
и научные силы и всемерно способствуя
профессионализации писательского
труда, Пушкин выплачивал сотрудникам
высокий по тому времени авторский
гонорар - 200 руб. за печатный лист. Это
решение Пушкина очень
Издатель "Современника" проявлял большую строгость при отборе произведений к печати. Он забраковал стихотворение князя Шаликова "К портрету Карамзина", ряд произведений В. Одоевского, целую "кипу статей", полученную от М. Погодина, несколько рецензий Гоголя, два произведения А. Фукс и т. д.
"Современник" Пушкина заметно выделялся на фоне тогдашней журналистики. Поэтические произведения в нем отличались глубиной мысли и изяществом формы. Таковы "Пир Петра Первого", "Скупой рыцарь", "Из А. Шенье", "Родословная моего героя", "Полководец", "Сапожник" Пушкина, "Ночной смотр" Жуковского, стихи Баратынского, Вяземского, Д. Давыдова, Тютчева и Кольцова. В отделе "Проза" были опубликованы "Капитанская дочка", "Путешествие в Арзрум" Пушкина, "Нос", "Коляска", "Утро делового человека" Гоголя.
И все же художественные произведения не были ведущими в этом отделе при Пушкине "Современник" явно тяготел к публицистическим, документальным и научным жанрам: запискам, очеркам письмам, зарисовкам, отчетам, научно-популярным, критическим и публицистическим статьям. Все эти материалы помещались в прозаическом отделе без строгой последовательности; только библиография имела свою рубрику "Новые книги" (или "Новые русские книги"), которой заключался том.