Интересен тот факт, что ведущие
были выбраны совершенно случайным образом.
Создателям передачи нужны были молодые
люди, которые владели языком, именно поэтому
создатели «Взгляда» обратились на иновещание.
Там и нашли Вакуловского, Захарова, Любимова
и Листьева. Это четверка сразу же пришлась
по душе Анатолию Лысенко (руководителю
программы): «Они были нестандартны по-своему.
Тедди-бой Саша, зануда Димуля, красавец
Влад, Вакуловский такой «никакой», но
он и ушел после третьей передачи. Они
как-то соединились, и получилось хорошо»
[10].
Таким образом, на глазах многочисленной
зрительской аудитории родился абсолютно
новый тип ведущего, обыкновенного человека,
такого же, как и все. Конечно же, такой
своеобразные подход оставлял программу
в выигрыше, но не обходилось и без потерь.
Программа готовилась всем штатом редакции,
а значит, и не была авторской, по этой
причине терялась ее стройность, ясность
и целостность, композиция была слишком
рыхлой. От этого она теряла авторское
искусство, но зато становилась ближе
к жизни.
Хотя подход был и не достаточно
профессиональным, все же выпуски программы,
подготовленные Д.Захаровым, В.Листьевым
и А. Любимовым, пользовались огромным
успехом. Аудитория воспринимала ведущих
очень положительно, принимая их за «своих».
Естественно, что «Взгляд» складывался
под влиянием новой культуры, в нем были
огромные массивы различной информации,
но комментарии практически отсутствовали.
Поначалу это очень нравилось зрителю,
и именно такое позиционирование программы
сделало А. Любимова, Д. Захарова и В. Листьева
кумирами многих. Но позже это утомило
массовую аудиторию. Зрителю наскучила
«голая» информация, он хотел уже более
глубокого и спокойного анализа происходящих
событий.
Сами ведущие представляли
«Взгляд» как некий тележурнал. К своему
пику она уже полностью оформилась и приобрела
постоянную форму. Для «Взгляда» была
характерна адресность, периодичность
и многоплановость подачи информации,
это и составляло разноплановость «журнальных
страниц». В каждом выпуске программы
была одна главная тема, но зачастую телеведущие
часто надолго оставляли ее и обсуждали
совершенно сторонние вещи. Но хотя основная
тема и была размыта, ведущие все же акцентировали
на ней внимание, делая лирические отступления
прочим обсуждениям и возвращаясь к основном
ядру выпуска. Главными темами передачи
всегда оставались социальные и политические
проблемы страны. Переплетения видео-новостей
и музыкальных номеров и создавали основу
для программы. Это делалось для того,
чтобы аудитория могла отвлечься от острых
проблем и отдохнуть, после такого отдыха
важные вопросы поднимались вновь.
Сегодня достаточно нелегко объяснить
культовую популярность «Взгляда».
Наверное, главный ее секрет заключался
в том, что появилась именно в то время
и в тот момент, когда она была нужна зрителю.
Время как будто выбрало ее само и превратило
ее ведущих в народных любимцев.
Но спустя некоторое время передача потеряла
свою актуальность, нужны были новые жанры
и идеи. Листьев замечал по этому поводу:
«Стало ясно: не вышивки, не бантики волнуют
зрителей, а острые социальные проблемы.
Избегать их − значит не получать зрительского
доверия» [7, С.23]. В первую очередь программа
носила развлекательный характер, а время
требовало обсуждения новых, более серьезных
проблем.
2.2 Образ Владислава Листьева в
контексте «нового» телевидения
В 90-ые годы ХХ века Владислав Листьев
стал поистине самым ярким и успешным
журналистом «нового» телевидения. За несколько лет Влад превратился
в самую успешную и узнаваемую личность
в стране. 2 марта 1995 года «Комсомольская
правда» писала: «Не стало человека,
которого в нашей стране знал каждый. И
он, казалось, знал всех в этой огромной
стране. Выстрелы, прозвучавшие в подъезде
его дома на Новокузнецкой улице, — это
выстрелы в спину каждого.» [1] Влада считали близким
человеком многие жители страны, его убийство
вызвало большой шок огромного количества
людей.
Но несмотря на успешную карьеру,
стоит отметить, что жизнь журналиста
была весьма трагичной. Несчастья будто
специально преследовали его. Владислав
родился в Москве 10 мая 1956 года. Николай
Иванович, отец Листьева, покончил жизнь
самоубийством. На протяжении долгих лет
Владислав ничего не знал о реальной причине
смерти отца.
Но злой рок не переставал преследовать
Влада. Сын Листьева, который родился в
1978 году, скончался, не прожив нескольких
часов. Владислав очень ждал первенца,
после его смерти Влада не покидало чувство
собственной вины в смерти сына. Листьев
даже предпринял попытку самоубийства,
которая, к счастью, оказалась безуспешной.
В журналистику Владислав пришел
в 1982 году. Его карьера началась на
радиостанции «Голос России», наболее
известной как «Иновещание». Название
радиостанции говорило само за себя —
ее основой была пропаганда прогрессивного
советского строя среди других народов
мира. Соответственно и требования к работникам
станции были особые. На радиостанции
Владиславу Листьеву удалось поработать
секретарем комсомольской организации.
В скором времени Влад вступил в партию
и уже готовился отправиться специальным
корреспондентом в Латинскую Америку.
Жена Листьева не приняла такой инициативы
со стороны мужа, она написала заявление
о том, что Владислав ее бросил вместе
с ребенком. Листьев был исключен из
партии, его выгнали с работы. После этого
он два года писал спортивные репортажи.
Олимпиада 1980 года подарила
Владу знакомство с Татьяной, студенткой
МГУ. В скором времени Листьев сделал Татьяне
предложение. Спустя два года у пары родился
мальчик, его назвали Владиком, в честь
отца. Через три месяца вновь произошла
беда, сын заболел гриппом. Отец показывал
сына самым лучшим врачам, он даже копил
деньги на лечение ребенка за границей.
Но приговор врачей звучал ужасающе —
шансов на выздоровление практически
нет. Маленький Владик умер во сне. Смерть
второго сына расшатала все нервы Листьева,
он был близок к сумасшествию.
1987 год, Влад Листьев
становится одним из главных
ведущих нового отечественного
телепроекта под названием «Взгляд». Это
было настоящим успехом для Влада. Он смог
найти себя в профессий журналиста. Примерно
в это же время Листьев встретился с Альбиной
Назимовой. На момент их знакомства ей
было всего 25 лет. Назимова полностью посвятила
себя делам мужа, она всегда была на съемках,
а после съемок вместе с Владиславом всю
ночь монтировала передачи. Она не оставляла
мужа без присмотра ни на секунду. С Альбиной
положение дел у Влада улучшилось. В 1990
году он становится генеральным продюсером
телекомпании «ВиД».
На сегодняшнее день трудно
себе представить, что телевидение, которое
мы смотрим, было очень ограничено. В нем
не было ни информационно-развлекательных
программ, ни ток-шоу, ни игровых передач.
То телевидение, которое мы наблюдаем
сегодня, было выстроено и сформировано
Владиславом Листьевым. Он был в числе
тех людей, которые в 87-ом взбудоражил
общественное сознание «Взглядом».
Молодые ведущие очень отличались от плакатных
советских дикторов, монотонно читающих
«вести с полей». Журналисты «Взгляда»
захватывали телезрителя своим обаянием
и своеобразием подачи информации.
Листьев установил телевизионную
рамку на новый уровень, железный занавес,
разделявший советское и мировое телевидение,
был разрушен.
В нем соединялась легкость
шоумена с очень хорошим журналистским
чутьем. Это его уникальное свойство и
определяло отношение зрителей. Он собирал
колоссальные аудитории не только потому,
что это были интересные сами по себе программы,
но и потому, что невероятно привлекательной
была фигура самого ведущего. Молодой, веселый, энергичный,
Листьев, казалось, всегда излучал какие-то
флюиды обаяния, благодаря которым всегда
становился центром любой компании, любой
передачи. В нем непостижимым образом
сочетались абсолютно все качества, необходимые
телевизионщику-профессионалу: умение
хорошо и интересно говорить, искренний,
почти детский интерес, проявляемый к
собеседнику, безукоризненная, немного
хулиганистая внешность и, наконец, присущий
ему одному шарм. По словам людей, хорошо
знавших Владислава Листьева, он и с друзьями,
и в семье оставался таким же, каким его
привыкли видеть зрители на экране, —
излучающим энергию жизни, творчества
[4, C.12].
Искренний, остроумный, открытый
Владислав Листьев имел уникальный дар
общения, и он не терял своих лучших качеств
на экране никогда.
«Никто не умел так, как Влад,
общаться в кадре, так проникаться человеком
– будь то актер, министр, рабочий, президент.
Он умел сделать практически любого человека
интересным для зрителя. Это удивительный,
редкий талант, который невозможно определить
словами: Влад демонстрировал не себя,
а человека, с которым общался. Научить
этому невозможно» - говорил Леонид Ярмольник
[9, C.31].
Хороший журналист должен обладать
правильной мировоззренческой позицией,
которая должна сочетать в себе поливариантность,
множественность путей подхода к различным
проблемам, мнениям о том или ином человеке,
предмете, явлении. Также и принципиальная
позиция журналиста, служащая лишь только
фактам, жизненной правде, объективности
отражения действительности, стремлению
обуздать сложнейшие явления жизни во
всей их глубине и противоречивости. Гуманистическое
мировоззрение - залог успеха настоящего
профессионала.
Естественно, очень приветствуется,
когда человек, работающий в средствах
массовой информации, имеет специальное
журналистское образование. Но несомненно,
если избрана профессия журналиста, то
всю жизнь нужно учиться и пополнять свой
багаж знаний, как это ни парадоксально,
но грамотному журналисту нужно учиться
абсолютно всему, так как профессия обязывает.
Еще одно важное качество знатока своего
дела – эрудиция, только эрудированный
человек может справиться с любой, даже
форс-мажорной ситуацией.
У Владислава Листьева было
образование. Но на факультет журналистики
он попал, можно сказать, случайно. Владислав
был очень хорошим легкоатлетом и имел
большие спортивные перспективы, но он
провалился в институте физкультуры. Листьев
был таким человеком, который магическим
образом мог завораживать и держать аудиторию,
при этом не сказав ничего важного. Он
воздействовал на аудиторию на уровне
энергетики, этим качеством он владел
блестяще.
Особое место в мире журналистики
занимают специфические особенности в
различных направлениях профессии. Например,
особое место в работе телевизионщика
занимает его внешность, то, как он выглядит
на экране. Зритель всегда осознано выбирает
именно тот канал и того ведущего, который
ему действительно нравится.
Владислав Листьев обладал
природным чутьем, пониманием времени,
понимал, что нужно не подстраиваться
под время, а чуть-чуть его опережать. Даже
внешне он ощущал эти перемены: в «Поле
чудес» стал выходить в смокинге, потом
появилась «Тема», где уже не было никакого
смокинга, а дальше «Час Пик», где Влад
впервые появился в рубашке и подтяжках.
Леонид Ярмольник сказал: «Он превратился
в очень дисциплинированного, западного
типа руководителя, который блестяще
конструирует свою жизнь…Влад умел быть
и руководителем, и творцом» [9, C.67].
В 1990 году Влад назначается
художественным руководителем новой телекомпании
«ВИД». Чуть позже он становится ведущим
всеми любимой телеигры «Поле чудес».
Выход программы состоялся в октябре 1990
года, 25 числа. Телеигра ознаменовалась
триумфом для Листьева, хотя сам Влад и
не хотел быть ведущим развлекательных
телепередач. Но зритель с большой любовью
принял игру и ее великолепного ведущего.
«Поле» сделало Листьева самой яркой личностью
отечественного телевидения. Вряд ли кому-нибудь
другому зрители бы простили переход
от злободневности «Взгляда» к легким
возгласам: «Приз - в студию!», Владу простили.
Новый образ шоумена мгновенно полюбился
зрителю.
Листьев никогда не гнался за
славой, она его попросту не интересовала.
Листьев покинул «Поле чудес», но оставил
вместо себя хорошего преемника. Якубович
вел программу лучше, чем Владислав, и
Листьев был очень рад, когда люди на улицах
указывали пальцами на Леонида Якубовича.
Тут мы можем пронаблюдать еще
один феномен Влада. Говорят, что незаменимых
людей не существует, но Владислав был
именно таким человеком, которого заменить
было просто невозможно. Передачи, созданные
им, пробовали вести и другие ведущие,
но при этом уникальная «листьевская»
атмосфера напрочь оттуда исчезала. Якубович
даже признавался, что несколько раз пытался
уйти из передачи, но Влад просил остаться,
хотел, чтобы именно он вел программу.
Листьев представлял собой новый зрительский
эталон, именно в нем видели будущее российского
телевидения.
Известность Владислава заметно
росла, новые телепроекты не заставляли
себя долго ждать.
31 января 1992 года на отечественном
телевидении выходит новый проект
Листьева - «Тема». Это было еще одно новаторство,
принесенное Владом. «Тема» - первое в
истории отечественного телевидения ток-шоу
с простыми людьми в студии, которые свободно
высказывают свое мнение по той или иной
проблеме и ведут диалог с ведущим. Передача
изобиловала огромным количеством различных
тем: это были и социальные проблемы, как
общества в целом, так и конкретно взятой
персоны, но популярность передачи совершенно
не зависела от того, что будут обсуждать.
Поучаствовать в съемках телешоу было
необычайно престижно. «Я Листьева видел!
» - с гордостью рассказывали потом счастливчики.
В наше время ток - шоу никого не удивишь,
но в то время это был просто взрыв. Редакторам
приходилось изрядно стараться и репетировать
одну передачу по несколько раз, так как
публика была слишком зажата и боялась
задавать вопросы телеведущему. «Тему»
постигла та же судьба, что и «Поле чудес»,
спустя небольшой промежуток времени
она перестала быть актуальной для Влада,
ему хотелось чего - то большего.
В 94-ом году Владу пришла новая
идея и 30 мая на телеэкраны вышло новая
передача под названием «Час пик». Передача
выходила в прямом эфире, что само по себе
было весьма необычным для постсоветского
телевидения. Программа представляла
собой интервью в прямом эфире, гостей
Листьев выбирал сам. Гости были самые
разнообразные. Это были такие известные
люди, как Людмила Гурченко, Никита
Михалков, Илья Глазунов, митрополит Питирим,
Михаил Горбачев и многие другие. Новый
проект увенчался очередным успехом. Влад
в очередной раз смог угодить зрителю.
Интервьюируемыми желали стать многие.
Но стоит заметить, что «Час пик»копировал
известное шоу «Larry King Live», выходившое
на экраны в США. Образ ведущего не
стал исключением, Ларри Кинг был полностью
скопирован Листьевым. Манера держаться
в камере, жесты, характерный взгляд из-под
очков – все это пришлось по душе отечественному
телезрителю.