Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:57, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение коммуникативного процесса и общения писателя через детектив, возникающего в результате обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты детективов и выявить коммуникативные особенности детективного жанра;
2. Рассмотреть коммуникативную структуру детектива и его жанровые особенности;
3. Показать жанровые разновидности и развитие детектива как общение между людьми.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3
1. ГЕНЕЗИС ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА………………………………… 5
1. 1. Начало эволюции детективной литературы в Европе и США……….5
1. 2. Последователи развития детективного жанра……………………….. 9
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВА………….18
КАК КОММУНИКАЦИИ
2. 1. Художественная коммуникация……………………………………….18
2. 2. Специфика и признаки детектива, как средства коммуникации…….22
2. 3. Феномен преступления детективного жанра…………………………..23
2. 4. Особенности коммуникации в детективах Честертона Г. К…………26
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы………………………..31
Английский писатель Гилберт Кийт Честертон, автор множества философских и религиозных трактатов, эссе, глубоких исследований английской литературы довольно скептически смотрел на жанр детектива и именно поэтому прославился как создатель целого пласта детективной литературы. Этот парадокс объясняется парадоксами самого Честертона, которыми он богато усеял практически все свои произведения. Парадокс – всегда загадка, она требует решения. Преступление – тоже загадка, преступление литературное – обязательно – парадокс. Мастеру парадокса нетрудно развить парадокс до детективной интриги, вопрос в том, для чего это ему нужно.
Согласно легенде в какой-то момент Гилберт Кийт нуждался в срочных заработках, кто-то сказал ему, что издатели с невероятной охотой принимают детективы. Что ж, попробую, - сказал Честертон и написал первый свой детектив. И вот, на литературной арене появляется маленький священник из Эссекса – отец Браун[ Г. К. Честертон. Рассказы об отце Брауне].
Можно с весьма высокой степенью уверенности говорить о том, чем именно Честертон обогатил жанр детектива. В первую очередь его можно с полной ответственностью считать зачинателем психологического детектива. Методы честертоновых сыщиков преимущественно психологические.
Рассказы Честертона - сочетание светлого юмора, грусти от понимания людей, атмосферы старушки Англии, доброго ума и классического детектива. Его уникальный отец Браун с великолепным зонтиком - это литературный памятник Англии. Всегда оригинальные головоломки, которые невозможно разгадать в силу их алогичности, но которые удивляют хитросплетением всяких мотивов. Сногсшибательное чтение. Есть Честертон-романист и Честертон-новеллист. Это два абсолютно разных, но удивительных человека.
В своей утопии он рассчитывал на реставрацию "доброй старой Англии" с её чётким иерархическим укладом. Мир в книгах Честертона предстаёт непривычным и романтически преображенным. Сюжетная занимательность, эксцентричность и парадоксальность суждений обеспечили Честертону популярность в широких кругах читателей. Он оказал большое воздействие на католических писателей и мыслителей, а также на авторов, пишущих в детективном жанре.
Гилберт Кийт в молодости увлекался спиритизмом, но потом, повзрослев, стал католиком. Прототипом главного героя отца Брауна послужил католический священник Джон Коннер.
В своих рассказах Честертон через главного героя мог передать все качества, которых иногда не хватает в жизни. Он относился с пониманием к людям и смог оказать воздействие на них через книгу. Потом информация переходила к другим писателям и мыслителям, сразу начинали задумываться над личностью Честертона, ведь через свои книги он мог быть разным человеком.
Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступления логическим методом. Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов, с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В детективе сознательно вводятся детали, ведущие по неправильному пути. Детектив — это вариант лабиринта, где путем перебора некоторых возможных путей в конце концов находят истинный путь. Но человек испытывает эстетическое и информационное удовольствие от нахождения в ситуации незавершенности. Сообщение имени убийцы читателю детектива в середине текста как нежелательный элемент, нарушающий процесс незавершенности.
Когда читаешь книгу, переживаешь чувства главного героя, проходишь с ним до конца, как будто ты сам главный герой. Не можешь остановиться, хочешь быстрее узнать, чем всё закончится.
И персонажи придуманные, списаны с живых людей. Значит были такие справедливые, умные интеллектуалы, всё таки и сейчас такие есть.
Коммуникация в сильной степени определяется тем каналом, по которому она протекает. Одновременно на коммуникацию влияют и внутренние факторы, в рамках которых рассмотрены такие типы коммуникаций, как художественная.
Детектив, где преступник в конце оказывается наказан законом, с какой-то точки зрения равноценен действию газетной заметки о задержании разыскиваемого преступника. Но для детектива его конечный акт избыточен, мы предсказываем текст исходя из законов жанра, когда не поимка преступника является центральной составляющей детектива, а именно сам процесс поимки этого преступника. Виктор Шкловский видел три роли, которые могут играть отступления в сюжете. Это введение нового материала. Это задержание действия, торможение его. И это контраст. Кстати, в результате активного использования таких возможностей и возникает более сильная структурная основа художественной коммуникации.
Художественная коммуникация характеризуется как "диалог" между автором и читателем, слушателем и зрителем. Художественная коммуникация имеет установку преимущественно на форму передачи информации.
Элементом коммуникации в детективе является его незавершенность. До последней страницы текст ощущается как незаконченный. Известна роль незавершенных действий для человеческой психики. Человеку свойственно стремиться к завершению подобных ситуаций. Детектив так захватывает человека, что он не в состоянии отказаться от чтения. С другой стороны, человек может перечитывать художественный текст, чтобы еще раз испытать это чувство незавершенности.
Список использованных источников и литературы
1) Ардаматский В. Ещё раз о детективе // Литературная газета.- 1978.- № 18 2) Бавин С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах) // Популярная библиографическая энциклопедия. - М., 1991
3) Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведения художественной литературы у различных категорий читателей // Художественное восприятие. - М.: Наука, 1971
4) Брюсов В. Эдгар По. История западной литературы (1800—1910)/ под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, 3 т. - М., 1914
5) Гозенпуд А. А. Как сделать детектив. Л.: Детективная драма, 1967. - с. 132
6) Кашкин И. А. Для читателя-современника, - М., 1968
7) Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. - с. 157
8) Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. - Л.: Искусство, 1975. - с. 61
9) Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук, 2000
10) Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. - М; Л., 1927. - с. 9
11) Трауберг Н.Л. Честертон. / Краткая литературная энциклопедия. В 8 т. Под ред. А. Суркова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1975. – С.479-480
12) Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX – XX веков. - Иваново, 1994
13) Шнайдер Б. Золотой треугольник //журнал Иностранная литература.-1987.- № 3-5
14) Аллен Г. Эдгар По. - М.:
Молодая гвардия, 1984. — С. 354.
[Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/По,_
15) Будда Кришна. На вершинах
мира - Золотой век детектива. Подозреваются
все. – М.: Литература, 2010. – С. 100. [Электронный
ресурс]. URL: http:// bydda-krishna.livejournal.com/
16) Честертон Г. К.// Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http://ru.wikipedia.org/Честер
17) Честертон Г.К. Как пишется детективный рассказ// Честертон Г.К. Писатель в газете. – М.: Прогресс, 1984. – с. 350 [Электронный ресурс]. URL:
http:// roman-chuk.narod.ru/1/
18) Публичная библиотека.
Буало-Нарсежак// Литература. 1983. [Электронный
ресурс]. URL: http://publ.lib.ru/Архив/Archi
19) Вольский Н.Н., Кестхейи Тибор. – Будапешт.:
Литературно-художественная антология,
1989. – с 90. [Электронный ресурс]. URL: http:// literra.websib.ru/volsky/
20) Зарубежная литература. [Электронный
ресурс]. URL: hhtp:/e-filolog.ru/…zhanr…
21) По притчам царя Соломона. [Сайт]. URL:
22) Томирис. // Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http:// ru.wikipedia.org/wiki/Томирис (дата обращения 22.11.2011)
23) Сфинкс. // Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http:// ru.wikipedia.org/wiki/Сфинкс (дата обращения 22.11.2011)
24) Кёр-оглы. // Большая советская энциклопедия. [Сайт]. URL:
http:// dic.academic.ru/dic.nsf/bse/
25) Детектив. // Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
26) Кристи Агата.// Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
27) Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Массовое
чтение и общедоступная библиотека: перемены
девяностых годов. [Сайт]. URL: http://www.library.ru/1/
1 Аллен Г. Эдгар По. - М.: Молодая гвардия, 1984. — С. 152. [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/По,_
2 Будда Кришна. На вершинах мира - Золотой век детектива. Подозреваются все. – М.: Литература, 2010. – С. 53. [Электронный ресурс]. URL:
http:// bydda-krishna.livejournal.com/
7 Честертон Г. К.// Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http://ru.wikipedia.org/Честер
Честертон Г.К. Как пишется детективный рассказ// Честертон Г.К. Писатель в газете. – М.: Прогресс, 1984. – с. 301-306 [Электронный ресурс]. URL:
http:// roman-chuk.narod.ru/1/
8
Публичная библиотека. Буало-Нарсежак//
Литература. 1983. [Электронный ресурс]. URL:
http://publ.lib.ru/Архив/Archi
9 Цит. по: Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции. // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 271
10 Вольский
Н.Н. Кестхейи Тибор. – Будапешт.:
Литературно-художественная антология,
1989. – С. 53-59. [Электронный
ресурс]. URL: http:// literra.websib.ru/volsky/
11 Зарубежная
литература. [Электронный ресурс]. URL: hhtp:/e-filolog.ru/…zhanr…
11 По
притчам царя Соломона. [Сайт]. URL:
12 Томирис. // Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
14 Сфинкс. // Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http:// ru.wikipedia.org/wiki/Сфинкс
15 Кёр-оглы. // Большая советская энциклопедия. [Сайт]. URL:
http:// dic.academic.ru/dic.nsf/bse/
16 Детектив. // Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
17 Кристи Агата.// Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
18 Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Массовое чтение и общедоступная библиотека: перемены девяностых годов. [Сайт].
URL: http://www.library.ru/1/
19 Г.Г Почепцов. Теория коммуникации, 1998. – С. 34.
20 Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. - С. 17.
21 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970. - С. 95.
22 Кавелти Джон.// Свободная энциклопедия. «Википедия» [Сайт]. URL:
http:// ru.wikipedia.org/wiki/Кавелти,