Графология в криминалистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Графология – это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Слово «графология» происходит от греческого «grapho» - пишу и «logos» - учение.1 Это учение о письме, согласно которому по почерку человека можно судить о его характере и даже внешности. Термин «графология» был введен в литературу во второй половине XIX века французским аббатом Мишоном.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития графологии………………………………………………4
2. Криминалистическая экспертиза почерка и графологический анализ...…...9
3. Графология в криминалистике……………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

и.кр.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История развития графологии…………………………………………………4

2. Криминалистическая экспертиза почерка и графологический анализ...…...9

3. Графология в криминалистике……………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей контрольной  работе я рассмотрела тему «Графология  в криминалистике».

Для начала подчеркнем актуальность, выбранной темы. В судебно-почерковедческой экспертизе графологический метод может найти применение на одной из стадий идентификационного исследования, для сужения круга предполагаемых исполнителей, если, например, идентификационная задача решена в отношении конкретного лица в отрицательной форме. Данные, полученные в ходе психолого-почерковедческого исследования, могут играть значительную роль в качестве дополнительной информации при решении задач, касающихся пределов возможностей исполнителя изменять свой почерк или подражать почерку другого лица, что необходимо в сложных случаях исследования - при дефиците полезной и однозначно интерпретируемой информации, а также при решении идентификационных и диагностических задач в вероятностной форме.

Установление свойств  личности важно не только при расследовании дел в уголовном судопроизводстве, но и для своевременного и полного разрешения многих гражданско-правовых вопросов, возникающих в отношении физических и юридических лиц.

Целью данной работы является рассмотрение научных и практических проблем применения графологии в раскрытии и расследовании преступлений.

Для достижения поставленной цели в работе предлагается решить следующие задачи:

 

 

 

 

 

1. История развития графологии.

Графология – это  наука, изучающая законы зависимости  между почерком и личностью. Слово «графология» происходит от греческого «grapho» - пишу и «logos» - учение.1 Это учение о письме, согласно которому по почерку человека можно судить о его характере и даже внешности. Термин «графология» был введен в литературу во второй половине XIX века французским аббатом Мишоном. Но идея о связи почерка с душевными качествами человека родилась в древности. Сама идея о том, что по почерку можно определять свойства личности, не нова. С тех пор, как человечество освоило письменность, его отдельные любознательные представители догадывались, что почерк может содержать не только информацию о предмете письма, но и невольно «рассказывать» о внутреннем мире человека, исполнившего данный рукописный текст.

В развитии графологии выделяют следующие этапы: этап накопления элементарных эмпирических знаний, создания классической теории; проведения экспериментальных исследований; формирования научных основ графологии.2

Каждому понятно выражение  «знакомый почерк». Если мы имели возможность ознакомиться с почерком какого-то человека, то, получив от него записку, можем с первого взгляда установить ее авторство. Или наоборот, даже несмотря на подпись, усомнимся в авторстве, если форма букв или строк отличается от той, что мы видели прежде. То есть почерк – это своеобразная индивидуальная характеристика, отличающая одного человека от другого.

Но если это так, то не существует ли связи этой индивидуальной характеристики с иными особенностями человека, его психологическими качествами? Попытки ответить на этот вопрос предпринимались еще в XVH в. Ранее эта проблема просто не ставилась вследствие почти поголовной неграмотности. Однако с распространением грамотности особенности индивидуального почерка стали привлекать все больше внимания. Так, Гете в своем письме Лафатеру от 3 апреля 1820 г. писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем приходится соприкасаться».

В середине XX в. французским аббатом Мишоном была разработана специальная наука — графология, призванная выявить связь между почерком и личностью. На эту тему было написано немало книг, выходили специальные графологические журналы, было основано графологическое общество. Благодаря стараниям последователя аббата Мишона графологические идеи распространились далеко за пределами Франции. Проблема почерка занимала таких видных психологов, как Чезаре Ломброзо (Италия), Вильгельм Прейер (Германия) и др. В нашей стране наиболее известна работа Д. М.Зуева-Инсарова «Почерк и личность», увидевшая свет в 1929 г. свидетельствует Она была неоднократно переиздана уже в наши дни, что о неослабевающем интересе к этой давней проблеме.

На чем основываются взгляды графологов? Известный специалист в этой области профессор Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, концентрирующихся через движения.

«Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно  и познаем их только через органические движения. Если же выражения желания  надлежит рассматривать как результат  рефлекторного последствия постоянно  разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, также и упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма»3.

Приведем несколько  примеров выявленных графологами закономерностей. Обращает на себя внимание, что все они построены посредством прямой ассоциации. Например, считается, что мелкий убористый почерк с небольшим расстоянием между буквами выдает человека экономного, даже скупого, не склонного в самом широком смысле к размаху и расточительности. Подобная особенность привлекла внимание еще Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он, характеризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».

Крупный и размашистый  почерк, наоборот, свидетельствуете широте натуры, склонности к размаху (в самом широком смысле), некоторой демонстративности поведения. Стремление занять на бумаге как можно больше места прямо трактуется как аналогичная тенденция во всем поведении человека. Особое внимание обращается на крупные заглавные буквы как наиболее явный показатель стремления к самоутверждению.

Подобным образом оцениваются  разнообразные особенности почерка – наклон, нажим, высота и ширина букв, конфигурация слов, форма соединений и т.д.

Насколько обоснованны  графологические заключения? Известный эксперт в области криминологии и судебной медицины С. Оттоленги писал: «Никто больше нас не убежден в научном обосновании графологии, что было бесспорно подтверждено известными опытами Рише и Геринкура и последующими Бине».

Остановимся лишь на последнем  примере. Альфред Бине, известный французский психолог, не был графологом, а прославился преимущественно своими работами в области создания психологических тестов. Разработанный им в 1905 г. совместно с Т. Симоном метод количественной оценки умственных способностей (известная шкала Бине-Симона) в его усовершенствованном варианте (шкала Стэнфорд-Бине - модификация профессора Стэнфордского университета Л. Термена) по сей день является одним из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Но Бине действительно предпринял в свое время попытку сопоставить результаты собственного теста с данными графологов. Поскольку надежность теста Бине не вызывала сомнений, совпадение результатов должно было послужить весомым аргументом в пользу графологической теории. И такое совпадение было установлено.

Сначала группе испытуемых были предъявлены задачи теста Бине, и по результатам решения было сделано заключение об уровне их умственных способностей. Затем было дано еще одно задание. Испытуемым предлагалось сочинить и написать от руки любой текст, который затем анализировали графологи. Заключение по результатам графологической экспертизы практически совпало сданными психологического теста.

По прошествии многих лет, уже в наши дни, возникла идея объективно проверить этот впечатляющий результат. В качестве оценивающих на этот раз выступили вовсе не эксперты, а обычные люди, которых просили сделать заключение об уровне способностей автора того или иного текста. Однако на сей раз тексты, полученные в давнем опыте Бине, были предъявлены не в рукописном, а в отпечатанном варианте. К удивлению исследователей, оценки оказались довольно точными, почти совпадающими с баллами психологических тестов. А ведь «судьи» выносили свое заключение, исходя из единственно возможного критерия - содержания текста. По всей вероятности, и графологи, даже не отдавая себе в том отчета, учитывали этот критерий и опирались не столько на особенности написания букв, сколько на интеллектуальную значимость написанного. Таким образом, была поколеблена вера в возможности чисто графологической экспертизы.

Так неужели за индивидуальными  особенностями почерка не скрывается никакое психологическое содержание?

Совершенно справедливым является наблюдение, согласно которому почерк заметно изменяется под влиянием перемен в душевном состоянии. Поэтому специалисты довольно точно могут определить, в каком состоянии выполнена та или иная рукопись. Однако делать вывод о том, что такое состояние является доминирующим в душевной жизни данного человека, было бы неоправданно.

Несомненно, что для  каждого человека характерно индивидуальное своеобразие начертания букв и слов. По ряду признаков специалисты (в частности, в области криминологической экспертизы) могут установить, написан ли некоторый неавторизованный текст именно тем человеком, чей образец почерка им известен.

Задача графологии – определение того, как отражаются на почерке определенные психические особенности. В предисловии к уже упоминавшейся книге Зуева-Инсарова профессор Н. Иванцов указывал: «Сделать это возможно только путем критической обработки весьма большого конкретного материала, и в этом отношении сделано еще пока очень мало. Между тем только на этой основе могут строиться обратные заключения, на какие особенности характера указывают данные особенности почерка; задача тем более трудная, что одна и та же особенность почерка может быть следствием различных особенностей характера, подобно тому как высокая температура куска проволоки может быть результатом нагревания ее на огне или на солнце, пропускания электрических токов, повторных ударов и пр.».

Независимые исследования позволяют заключить, что графологические оценки личности не могут быть признаны, безусловно, достоверными и объективно научными. Хотя сегодня графология находит широкое практическое распространение в некоторых странах (например, во Франции и в Израиле), наука все еще не располагает убедительными доказательствами четкого соотношения почерка и личности.

 

2. Криминалистическая  экспертиза почерка и графологический анализ

Криминалистическая экспертиза почерка и графологический анализ выступают как два противоборствующих подхода к анализу почерка. В первом случае основу составляет письменно-двигательный навык, а во втором случае психологическая особенность индивидуума (осторожность, целеустремленность, импульсивность, трусость, страх  и т.п.) которая проявляется в признаках почерка. 

Общепринятый графологами  и криминалистами факт то, что основную роль в формировании письменно-двигательного навыка играют обстоятельства субъективного характера, что в конечном итоге и определяет индивидуальность почерка каждого человека. Эти обстоятельства можно разделить на три группы:

• Биомеханические и анатомические особенности (строение руки, подвижность суставов, развитость мышц, и т.д.);

• Недостатки зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и т.п.;

• Психофизиологические особенности человека.

Совокупность этих обстоятельств и позволяет говорить об индивидуальности почерка.

В криминалистической литературе по судебному почерковедению при  изучении диагностических признаков письма и причинам, изменяющим почерк, выделяют:

• неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма;

• различные травмы рук, глаз;

• нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость, и т.д.;

• различные нервные заболевания;

• выполнение рукописи левой рукой при обычном письме правой рукой;

• выполнение рукописи особым образом: в непривычном темпе (установка на старательное или поспешнее письмо), с подражанием почерку другого человека, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту.

Устойчивость письменно-двигательного  навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от степени сформированности письменно-двигательного навыка и особенностей нервного аппарата управления движениями человека.

Таким образом, в случае сформировавшегося почерка графологический  анализ вполне обоснован, поскольку  отражает в значительной степени  тип нервной системы человека.

При этом следует особое внимание уделять условиям, в которых выполнялся образец почерка, поскольку это может приводить к искажению естественного для данного человека почерка.

Что касается типа нервной  системы, то, например, психологами  было замечено, что дети с нервной  системой неуравновешенного типа, дети легко возбудимые, при выполнении упражнений не могут овладеть техническими и графическими навыками. Они нетерпеливы, выполняя упражнения, не могут постоянно сохранять нужную позу и т.п. Внимание у таких детей, как правило, рассредоточено; они не в состоянии на продолжительное время сконцентрировать его на правильном выполнении символов. По этой причине у таких детей формируется упрощенный по строению почерк.

Информация о работе Графология в криминалистике