Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия - всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20
а) Возбуждение уголовного дела 20
б) Типичные следственные ситуации 23
Глава 3. Тактика следственных действий 28
а) Первоначальные следственные действия 28
б) Последующие следственные действия.
Судебные экспертизы по делу ДТП 39
в) Предъявления обвинения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57

Файлы: 1 файл

криминалистическая характеристика дтп.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП                                          7

Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП              20                      

а) Возбуждение уголовного дела                                                                         20

б) Типичные следственные ситуации                                                                  23

Глава 3. Тактика следственных действий                                                           28

а) Первоначальные следственные действия                                                      28

б) Последующие следственные действия.

Судебные экспертизы по делу ДТП                                                                    39

в) Предъявления обвинения                                                                                51

Заключение                                                                                                            54

Список использованной литературы                                                                   57

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием спроса на услуги автомобильного транспорта, который сегодня является наиболее востребованным и динамично развивающимся из всех видов транспорта. На его долю приходится три четверти грузов, перевезенных всеми видами транспорта, одновременно существенно увеличился объем осуществляемых им пассажирских перевозок1.

Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.

Критическая ситуация в сфере безопасности дорожного движения усугубляется тенденцией к дальнейшему ухудшению, которая определяется:

- высоким уровнем аварийности  и тяжести последствий дорожно-транспортных  происшествий. В ближайшее пятилетие  прогнозируется возможность роста  числа погибших до 38 - 40 тыс. чел. и  количества дорожно-транспортных  происшествий (далее - ДТП) свыше 212 тыс. случаев;

- высокой долей среди погибших  людей наиболее активного трудоспособного  возраста (26 - 40 лет), которая за 5-летие  может превысить 30%;

- продолжающимся ухудшением условий  дорожного движения в городах;

- низким уровнем безопасности  перевозок на пассажирском автотранспорте2.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия - всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще только имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Качественное расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения.

В Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» отмечается: «Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. За последние 11 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек»3.

Таким образом, значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, неслучайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.

Данные статистики и судебной практики показали, что в России, ежегодно совершается от 15 до 21 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибают и получают ранения более 200 тыс. человек4.

Вышесказанное обусловливает необходимость формулирования новых приемов, методов и средств раскрытия и расследования преступлений, нарушающих правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Практика показывает, что криминалистические методы, применяемые в следственной и оперативно-розыскной деятельности, часто оказываются недостаточно эффективными.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей криминалистической методики расследования ДТП. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  • Определить и рассмотреть элементы криминалистической характеристики ДТП;
  • Рассмотреть особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП;
  • Рассмотреть следственные ситуации;
  • Рассмотреть тактику следственных действий;
  • Рассмотреть первоначальные следственные действия;
  • Рассмотреть судебные экспертизы по делу ДТП;
  • Рассмотреть последующие следственные действия;

Объектом дипломной работы является механизм ДТП, а также деятельность правохранительных органов.

Предметом – особенности расследования ДТП.

В дипломной работе нами использовались следующие методы: статистический, социологический, наблюдение, описание, сравнение и гипотеза.

Теоретическую основу работы составляют научные исследования в области криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и т.д.

Нормативную базу составляют Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ и т.д. Выводы и предложения в работе основаны на современных законодательных и подзаконных актах.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников использованных при подготовки работы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП.

Основными элементами криминалистической характеристики ДТП являются: способы совершения ДТП; характеристика личности водителя виновного в совершении преступления; обстановка ДТП.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения5.

В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество параметров системы «водитель—автомобиль—дорога—окружающая среда»6.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 15.11. 95 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб 7. В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб 8.

Указанные определения позволяют выделить основные признаки ДТП, отличающие его от других происшествий:

1) ДТП возможно только  при участии ТС;

2) в момент возникновения  ДТП транспортное средство должно  находиться в процессе дорожного  движения;

3) возникновению ДТП предшествует  одно или несколько нарушении  нормативов по обеспечению БДД  и правил эксплуатации транспорта;

4) ДТП всегда имеет  вредные последствия.

Под участием ТС в процессе дорожного движения как необходимом условии ДТП имеется в виду выполнение им транспортной работы, т.е. перемещение его самого, перевозка груза, пассажиров по улицам, автомобильным дорогам и другим местам9.

Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием. Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям10.

В криминалистике ДТП традиционно классифицируются на: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел11.

Столкновение транспортных средств может произойти при следующих типовых ситуациях – их семь:

    • заднее столкновение – столкновение с задней частью остановившегося автомобиля, его разновидности;
    • встречное столкновение – автомобили следуют точно навстречу и ударяются передними частями;
    • угловое столкновение – удар одного автомобиля в угол другого, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей при ударе составляет 15 см;
    • боковое столкновение – столкновение автомобилей боковыми сторонами, длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см;
    • перекрестное столкновение – автомобили сталкиваются под прямым углом;
    • столкновение нескольких транспортных средств;
    • столкновение автотягачей с прицепом и полуприцепом12.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.

После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого – передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.

Вообще дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений, представляющих результат сбоя в действии системы «человек-автомобиль-дорога-среда». «Сложность взаимодействия элементов входящих в эту систему, определяет объективный и субъективный характер трудностей следственного процесса. Поэтому без использования современных судебно-автотехнических познаний невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений»13.

Ведь «правильность наименования экспертизы и формулировки вопросов следователем при ее назначении может сыграть решающее значение при рассмотрении уголовного дела в суде. Это особенно важно при расследовании дорожно-транспортных преступлений, когда результат экспертизы является порой тем доказательством, на котором базируется все расследование. … При назначении любой экспертизы следователь должен четко представлять, какие специальные познания требуются для разрешения поставленных им вопросов. В случае, если для разрешения какого-либо вопроса требуются познания в нескольких областях научного знания, необходимо назначение комплексной экспертизы»14.

Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении – выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП