Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия - всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.
Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20
а) Возбуждение уголовного дела 20
б) Типичные следственные ситуации 23
Глава 3. Тактика следственных действий 28
а) Первоначальные следственные действия 28
б) Последующие следственные действия.
Судебные экспертизы по делу ДТП 39
в) Предъявления обвинения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Выезд на место ДТП начинается с создания следственно-оперативной группы, в которую кроме следователя входят работники ГИБДД, оперуполномоченный уголовного розыска (инспектор ГИБДД по розыску), специалист-криминалист, а также судебно-медицинский эксперт, если ДТП привело к гибели людей или причинило тяжких легких повреждений.
Осмотр места ДТП состоит из двух этапов – общего и детального. Общий осмотр места происшествия целесообразно начать с изучения обстановки на месте ДТП. Изучение обстановки позволяет установить, какой вид происшествия имел место. На стадии общего осмотра следователь (дознаватель) или по его поручению специалист-криминалист проводит ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фото- либо видеосъемку. Важными объектами осмотра на этой стадии являются такие элементы дороги, как: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходные дорожки, а вне населенного пункта так называемый подрез (та часть дорожного полотна, которая расположена за кюветом при отсутствии пешеходной дорожки.
Детальный осмотр целесообразно осуществлять в следующем порядке:
Если водитель скрылся с места происшествия, необходимо выявить и зафиксировать оставленные в результате ДТП следы, позволяющие установить тип, марку, модель транспортного средства. К ним относятся:
Если с места происшествия скрылся только водитель, то необходимо выявить, зафиксировать и изъять:
Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.
Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и рисунок тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств по отношению к элементам проезжей части и к определенной границе проезжей части (тротуару, обочине и т.д.).
Поскольку установление скорости движения транспортного средства нередко имеет исключительно важное значение для расследования, необходимо очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Эта величина с учетом характера дорожного покрытия, рельефа дороги, вероятного веса автомашины, степени изношенности ее покрышек, состояния тормозной системы, а иногда и силы ветра может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению. Наиболее применимы следующие способы установления скорости автомашины:
1) по специальным таблицам;
2) по формуле, разработанной специалистами-
3) путем производства
Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если обстановка ДТП позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко ввиду интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения трассы для проезда транспорта труп приходится осматривать в морге. При осмотре трупа и одежды устанавливается:
При осмотре трупа необходимо обращать внимание на отсутствие следов, которые должны быть исходя их характера происшествия, но их не оказалось (отсутствие пятен крови возле трупа или под ним при наличии значительных повреждений, отсутствие на одежде и теле трупа следов шин при переломах костей, разрывах внутренних органов и т.д.).
Значительные особенности имеет осмотр транспортного средства. Автомобиль осматривают на месте происшествия или там, где он обнаружен после ДТП. Задачами осмотра являются:
Осмотр ТС состоит из двух этапов: наружного и технического. Наружный осмотр целесообразно начинать с передней части ТС. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, бампера, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на выступающих частях автомобиля. Необходимо зафиксировать форму и месторасположение обнаруженных следов, указать их размеры и высоту над уровнем земли.
В процессе технического осмотра осуществляется проверка состояния тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных приборов.
При обнаружении транспортного средства, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется обратить особое внимание на наличие следов недавнего ремонта (выпрямленных вмятин, свежей покраски и т.д.).
О производстве осмотра составляется протокол с соблюдение требований ст. 166, 167 и 180 УПК РФ.
В протоколе описывается:
Схема описания следов транспорта:
Одним из важнейших способов фиксации всей обстановки места ДТП в целом и каждого вещественного доказательства в отдельности, как уже отмечалось выше, является использование возможностей фотовидеосъемки.
Для фиксации обстановки места происшествия может быть использован универсальный однокамерный фотограмметрический комплекс «ФОМП-К». Комплекс обеспечивает быструю и точную фиксацию обстановки места ДТП за счет использования цифровой фотовидеосъемки, фотограмметрической компьютерной обработки снимков и объектно-ориентированного способа построения схемы места происшествия. При этом никаких измерений на месте происшествия можно не производить все измерения выполняются по цифровым снимкам.
В протоколе обязательно указываются, какие следы и другие объекты изъяты и каким способом, как фиксировалась обстановка места происшествия, условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты.
Обычно очевидцы ДТП устанавливаются во время прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы. Ими могут быть пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, проезжавших по трассе в момент ДТП, лица, проживающие в домах в районе места происшествия, лица, по роду своей работы находящиеся на улицах. Очевидцы ДТП могут быть установлены и с помощью средств массовой информации: в местной печати, по радио и телевидению сообщают о факте ДТП и просят очевидцев сообщить в следственные органы все им известное о происшествии46.
При допросе очевидцев должны быть выяснены вопросы об условиях восприятия наблюдавшего происшествие, о сложившейся аварийной ситуации и механизме ДТП. Перечень и характер вопросов определяется наличной следственной ситуацией.
Очевидцы ДТП люди, чьи показания обычно объективны. Однако скоротечность и неожиданность события ДТП ухудшают его восприятие. Субъективные качества очевидца (водитель, пешеход и т.д.) также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и последующего воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Люди не всегда могут разглядеть обстановку, не среагировать на обстоятельства, способствовавшие происшествию. Поэтому важно принять меры к максимально возможному установлению круга очевидцев. Их можно выявить с помощью допрошенных свидетелей, силами работников ГИБДД. При допросе необходимо предъявить очевидцу схему места ДТП. Иногда целесообразен допрос на месте47.
Если очевидцы, установленные на месте происшествия, как правило, дают правдивые показания, то практика последних лет показала, что очевидцы, явившиеся к следователю по своей инициативе, особенно при отсутствии обращения к населению с помощью средств массовой информации, нередко лгут. Они могут действовать по просьбе кого-либо из участников ДТП и давать выгодные этим участникам ложные показания. В ходе допросов таких очевидцев надо особенно тщательно выяснять все известные им обстоятельства ДТП, причину их запоздалого обращения к следователю, их отношения с участниками происшествия48.