Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:29, курсовая работа
Темой исследования данной работы послужила криминалистическая характеристика убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия. Автор постаралась логично подвести читателя от общего понятия криминалистической характеристики преступлений до такой ее разновидности, как криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия. В ходе изучения данной темы у автора возникли вопросы: какой должна быть структура криминалистической характеристики; как соотносятся криминалистическая характеристика преступлений и следственная ситуация; насколько отвечает потребностям следственной практики разработанная на настоящее время наукой криминалистикой криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия.
Введение _______________________________________________________ 3
Глава 1. Общее понятие криминалистической характеристики преступлений 5
Глава 2. Криминалистическая характеристика убийств_________________ 17
Глава 3 Криминалистическая характеристика убийств с применением
огнестрельного оружия______________________________________29
3.1 Криминалистическая характеристика убийств по найму____________35
а) потерпевших
б) подозреваемых
Криминалистическая характеристика бытовых убийств___________40
а) потерпевших
б) подозреваемых
Глава 4. Особенности организации расследования и взаимодействия
следователя с органами дознания.___________________________48
Заключение._____________________________________________________60
Список использованной литературы_________________________________62
Обратимся к рассмотрению таких элементов криминалистической характеристики данной группы преступлений, как личностные особенности потерпевшего и преступника и мотивы совершения убийств.
Потерпевшие
Как показывает анализ практики, потерпевшими по такого рода делам обычно являются мужчины в возрасте от 30 до 45 лет. Жертвами подобных преступлений как правило являются предприниматели, коммерсанты, банкиры, лица, занимающие руководящие должности на предприятиях, в учреждениях. Нередко многие из этих лиц нарушали правила цивилизованной конкуренции, особенно когда речь шла о получении прибыли. Конфликты, возникающие на почве бизнеса, при разделе сфер влияния, рынка, они часто предпочитали решать не законным путем, а привычными им силовыми методами. К этому некоторых из них подталкивала разлаженность государственного механизма решения конфликтных вопросов, когда криминальные средства чаще оказывались более эффективными. В число жертв подобных посягательств попадают также те лица, которые пытались активно противодействовать антиобщественным проявлениям, разоблачали факты хищений, взяточничества и коррупции и противоположные им по характеру деятельности предприниматели «теневого рынка» и участники организованных групп. В своих отношениях с конкурентами, должниками, кредиторами и другими лицами они широко практикуют такие методы, как угроза физической расправой, похищения и убийства. В большей степени склонны «использовать» убийство в качестве способа решения различных конфликтов члены организованных групп общеуголовной направленности. Для них совершение убийств может служить не только вспомогательным криминальным «инструментом», но и основным источником преступных доходов.
14.04.2000 года в багажнике а/м ВАЗ 2110, находившейся на стоянке ООО «Феникс» был обнаружен труп гр. П, 1974 г.р. с огнестрельным ранением головы. Как было установлено в ходе оперативных мероприятий, данный гражданин являлся типичным представителем предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с нарушением действующего законодательства. Характер причиненных повреждений – огнестрельное ранение в теменную область головы; личностные особенности потерпевшего – деятельность в сфере предпринимательства, связи с криминальными элементами; способ сокрытия преступления – сокрытие трупа в багажнике автомашины, отсутствие на месте происшествия следов преступника, позволили следователю выдвинуть версию о так называемом заказном убийстве.17
Среди лиц этих категорий встречаются и отрицательно характеризуемые, отличающиеся жадностью, жестокостью, крайним эгоизмом, злоупотребляющие алкоголем и (или) употребляющие наркотики, склонные к совершению тяжких преступлений, ранее совершавшие преступления.
Более редко потерпевшие не относятся ни к одной из перечисленных групп, положительно характеризуются, а «заказ» на их убийство был сделан по ошибке.
Трупы лиц, ставших жертвами наемных убийц, обнаруживают в безлюдных местах (на территории заброшенной стройки, пустыре), либо в подъездах жилых зданий, в которых, как правило, проживал потерпевший или даже в его квартире (в салоне автомобиля). Как правило, место обнаружения трупа совпадают с местом убийства. Отмечены случаи перемещения трупа в укромное место, закапывание его в землю или сбрасывание в водоем.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя с сотрудниками органов дознания, особенно с сотрудниками уголовного розыска является одним из первостепенных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Следственные, оперативно – розыскные и иные подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, поэтому целесообразно использовать эти возможности в комплексе. Каждый из субъектов взаимодействия, действуя в рамках своей компетенции с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному раскрытию преступления и изобличению виновных.
О взаимодействии следователя
с иными участниками
Взаимодействие должно строиться на определенных принципах. Основным принципом совместной деятельности следователя с органами дознания является ее соответствие требованиям закона. Это означает, что следователь по расследуемым им делам в порядке ст. 127 УПК РСФСР дает органам дознания отдельные поручения с указаниями о производстве розыскных и следственных действий, такие поручения обязательны для органов дознания. В соответствии со ст. 196 УПК РСФСР следователь вправе поручить сотрудникам органа дознания розыск обвиняемого, если его местонахождение не известно, а если обвиняемый не является к следователю, то последний вправе вынести постановление о принудительном приводе обвиняемого в порядке ст. 147 УПК РСФСР и поручить его исполнение органу дознания. Орган дознания, в свою очередь, на основании ст. 119 УПК РСФСР вправе сам проводить неотложные следственные действия и возбуждать уголовное дело, а после, по последственности направить его следователю.
Вторым принципом
Третьим принципом взаимодействия является плановость и непрерывность расследования, так как наибольший эффект достигается именно благодаря согласованному планирования следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. В плане указывается участие всех привлеченных к расследованию преступлений служб, указываются конкретные исполнители, устанавливаются определенные сроки. План может быть, как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляется в тех случаях, когда в нем раскрывается конкретное содержание оперативно- розыскных мер, что в общем, плане отражать нецелесообразно. При расследовании убийств, особенно совершенных в условиях неочевидности, такой план определяет сферы и порядок взаимодействия всех заинтересованных служб и тем самым приносит ощутимую пользу. Непрерывность взаимодействия означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника и в дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируется обстоятельствами и интересами дела. Действия этого принципа можно проследить на примере создания следственно-оперативных групп.
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации « разового » взаимодействия следователя и оперативных групп; создавать лучшие условия для взаимопонимания между членами группы.* Это способствует более активному и умелому использованию научно- технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости – концентрации усилий группы на решающем участке.
Следственно- оперативные группы могут приступать к расследованию сразу после получения информации об убийстве, совершенном в условиях неочевидности, непосредственно с осмотра места происшествия. В других случаях такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после совершения убийства, и если к этому времени работники местных правоохранительных органов не раскрыли преступление.
В практике правоохранительных органов сложились определенные виды следственных и следственно-оперативных групп. Остановимся на рассмотрении исключительно следственно- оперативных групп. Рассмотрение следует начать с приведения их классификации, которую предлагает в своей работе О.В. Синеокий *. При всем разнообразии и несходстве уголовных дел, индивидуальности их фабул и обстоятельств совершения преступлений создаваемые для их расследования группы можно подразделить на два вида, исходя из форм участия в них оперативных работников органа дознания. Первый вид – это взаимодействующее с оперативными работниками по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания. В полном смысле слова « следственно – оперативная группа » такую форму взаимодействия трудно назвать группой, она выделяется скоре всего для лучшего уяснения постоянно (в течение длительного времени) действующих групп. Такой взаимодействие целесообразно в ситуациях, когда лицо совершившее убийство, установлено и задержано. Тогда следователь направляет сотрудникам органа дознания поручения с указаниями действий, направленных на собирание дополнительных доказательств. Второй вид, – когда следователь или следователи взаимодействуют с постоянно выделенным составом оперативных работников. Такой вид взаимодействия наиболее благоприятен, так как в этом случае не только следователь, но и оперативные работники заинтересованы в своевременном и качественном проведении мероприятий. Контроль за деятельностью таких групп осуществляется путем заслушивания результатов, полученных за определенный промежуток времени или при выполнении какой-либо части плана, на совещаниях руководителя ведомства. Для создания группы не требуется вынесения специального постановления, надо, чтобы руководитель ведомства ( прокурор, начальник УВД и т.д.) издал приказ, где были бы указанны выделенные для постоянной работы в группе подчиненные ему работники. При этом следует заметить, что участие в такой группе лишь в исключительных случаях, таких, например, как необычайно большой объем работы, особая тяжесть совершенного преступления, повышенный интерес к расследованию преступления со стороны общественности, освобождает следователя или оперативного работника от выполнения повседневной работы по своим делам. Как правило в группу включаются наиболее опытные и квалифицированные работники, у которых и так большая загруженность им тяжело сконцентрировать усилия на деятельность в группе, так как из-за этого происходит приостановление текущей работы по остальным делам.
Численность следственно- оперативных групп может быть самая различная: от двух – трех, до нескольких десятков участников. Для каждого вида следственно-оперативных групп характерны свои тактические особенности взаимодействия, они определяются кругом участников, задачами и др.
В УПК РСФСР прямо
не предусмотрена возможность
Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания являются: 1. раскрытие и расследование преступлений; 2. привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; 3. совместная деятельность по розыску преступников; 4. пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.* В целях реализации этих задач происходит обмен информацией, представляющей интерес для следствия, оперативно – розыскной и иной деятельности. Оперативные работники осуществляют информационное обеспечение следственных действий. Следователь же не только использует полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о результатах ее реализации. Происходит совместное обсуждение результатов следственных и оперативно – розыскных действий, профилактических мер по предотвращению в дальнейшем таких видов преступлений. Профилактические меры на практике сводятся в основном к проверке участковым инспектором лиц, ранее совершавших преступления или имеющих склонность к их совершению, а также выявление следователем причин и условий совершения преступлений и внесением представлений в соответствующие инстанции.
Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений