Криминалистическая характеристика преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Темой исследования данной работы послужила криминалистическая характеристика убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия. Автор постаралась логично подвести читателя от общего понятия криминалистической характеристики преступлений до такой ее разновидности, как криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия. В ходе изучения данной темы у автора возникли вопросы: какой должна быть структура криминалистической характеристики; как соотносятся криминалистическая характеристика преступлений и следственная ситуация; насколько отвечает потребностям следственной практики разработанная на настоящее время наукой криминалистикой криминалистическая характеристика убийств с применением огнестрельного оружия.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________ 3

Глава 1. Общее понятие криминалистической характеристики преступлений 5

Глава 2. Криминалистическая характеристика убийств_________________ 17

Глава 3 Криминалистическая характеристика убийств с применением
огнестрельного оружия______________________________________29

3.1 Криминалистическая характеристика убийств по найму____________35

а) потерпевших

б) подозреваемых

Криминалистическая характеристика бытовых убийств___________40

а) потерпевших

б) подозреваемых

Глава 4. Особенности организации расследования и взаимодействия
следователя с органами дознания.___________________________48

Заключение._____________________________________________________60

Список использованной литературы_________________________________62

Файлы: 1 файл

ssa039.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

При расследовании преступлений можно выделить несколько этапов взаимодействия.

Первый из них совпадает  с этапом доследственной проверки материалов о совершении преступлений и продолжается до момента возбуждения уголовного дела. Чаще всего на практике такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует нужные материалы, получает объяснения, принимает меры к предотвращению и пресечению преступления. Данный этап взаимодействия как правило начинается с выезда на место происшествия. Осмотр места происшествия с участием оперативных работников позволяет более полно и своевременно отобрать информацию, имеющую поисковое значение, наметить версии, подлежащие проверке как следственным, так и оперативным путем, определить круг неотложных следственных действий.

При производстве осмотра  места происшествия важно правильно  распределить функции между его  участниками. Задачи сотрудников органа дознания при таком осмотре различаются в зависимости от характера самого происшествия и подлежащего осмотру места.

При осмотре места  обнаружения трупа сотрудник  уголовного розыска выполняет следующие  действия: знакомится с данными об обстоятельствах смерти человека и  принимает необходимые оперативно – розыскные меры по установлению и задержанию преступника; выявляет очевидцев и других лиц, которые могут сообщить что – либо об обстоятельствах совершенного преступления и о преступнике; собирает сведения о направлении, в котором скрылся подозреваемый, осуществляет его розыск по «горячим следам»; с целью розыска преступника и обнаружения следов преступления обследует места их возможного укрытия: чердаки и подвалы ближайших зданий, лесопосадки и т.п.; информирует следователя об имеющих значение для дела данных, полученных в результате осуществления на месте происшествия оперативно – розыскных мероприятий.

Участковый инспектор  во время осмотра места происшествия по указанию следователя принимает  меры по охране места происшествия, сообщает следователю и сотруднику уголовного розыска сведения о характере и месте совершения преступления; потерпевшем и его окружении, связях; ставит в известность следователя и оперативного работника о появлении на обслуживаемой им территории подозрительных лиц, представляющих оперативный интерес. Кроме того участковый инспектор по поручению следователя устанавливает лиц, располагающих сведениями о преступнике и преступлении. В этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.

В свою очередь и следователь делится с сотрудниками органа дознания полученной им в ходе осмотра информацией, помогая тем самым определить наиболее перспективные направления поиска преступника и следов преступления. Обычно уже в ходе осмотра у следователя возникают какие – либо идеи и версии, требующие немедленной проверки. Обмен информацией между следователем и сотрудниками органа дознания является залогом получения положительных результатов. Немаловажную роль при этом играет профессионализм и взаимопонимание.

Второй этап начинается с момента возбуждения уголовного дела и продолжается до окончания первоначальных следственных действий. Взаимодействие в стадии возбуждения уголовного дела во многом определяется характером повода к возбуждению уголовного дела. Обычно выделяют три наиболее типичных повода:

  1. уголовное дело возбуждается по материалам, полученным оперативным путем. Имея возможность пользоваться полученными материалами, следователь и оперативный работник заранее согласовывают порядок и последовательность своих действий. Подобные ситуации наиболее часто возникают при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам о нераскрытых преступлениях;
  2. уголовное дело возбуждается в связи с непосредственным обнаружением признаков преступления. Следователь и орган дознания, как правило, лишены возможности заранее подготовиться в таких случаях к проведению необходимых следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий. Взаимодействие по таким делам осуществляется с момента осмотра места происшествия и производства первоначальных следственных действий.
  3. уголовное дело возбуждается по заявлениям граждан, сообщениям должностных лиц и др. В таких случаях предстоящее расследование не является неожиданным для причастных к преступлению лиц, ими уже  приняты меры к уничтожению или сокрытию следов преступной деятельности.

 На этом же этапе  следователь, проанализировав совместно  с представителями взаимодействующих  сторон полученные на предыдущем  этапе данные, касающиеся обстоятельств  совершенного преступления, выдвигает  следственные версии, согласовывает меры по их проверке, составляет план расследования по уголовному делу. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:

  1. изложение следственных и розыскных версий;
  2. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и  выяснению – по каждой из выдвинутых версий;
  3. перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и порядок таких действий;
  4. перечень розыскных мероприятий;
  5. сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана;
  6. исполнители по каждому пункту плана.

 

 Особенно важны  согласованность и своевременная  корректировка начального этапа  расследования, когда от этого  зависит успешность раскрытия  преступления по «горячим следам», установление и розыск преступника, розыск похищенного имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников дознания, он обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно – розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.

 С помощью оперативно  – розыскных мер получения  информации о событиях, предметах,  имеющих значение для дела, оперативные  работники на этом этапе:

        - устанавливают объекты – возможные источники доказательств, их характер, местонахождение, а также сведения, ориентирующие на наиболее целесообразные способы их использования. Нередко положительные результаты дают оперативно – розыскные мероприятия, проводимые с целью поиска вещественных доказательств, предметов, уличающих преступника, тайников и т. д.;

        - выясняют ориентирующие данные  о конкретных обстоятельствах,  подлежащих доказыванию, для решения  следователем вопроса о выборе  наиболее эффективных средств доказывания, тактических и технических приемов собирания доказательств;

        - собирают сведения, позволяющие  следователю более правильно  оценить имеющиеся по делу  доказательства;

        - собирают иную информацию, которая  используется следователем при составлении плана расследования, а также для организации и тактики проведения отдельных следственных действий.

В обмене информацией  между следователем и оперативным  работником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности планов следствия и оперативно – розыскных мероприятий. Это особенно важно при планировании оперативно – тактической комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и последовательность (очередность) оперативно – розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов следственно – оперативной группы. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы лица, противодействующие расследованию.

Контроль за реализацией  намеченных мероприятий осуществляет начальник подразделения (ведомства), он же оказывает практическую помощь – техническими  средствами, привлечением к осуществлению мероприятий дополнительных исполнителей, выявляет допущенные ошибки и принимает меры по их устранению, дает указания о формах и содержании взаимодействия. 

Третий этап взаимодействия начинается после установления личности лица, подозреваемого в совершении преступления, этот этап присутствует в качестве самостоятельного только тогда, когда подозреваемый не был  установлен с самого начала. Как  только выявлено лицо, подозреваемое в убийстве, следователь приступает к проверке версии о виновности лица и    одновременно к проверке оправдательной версии, выдвинутой подозреваемым, если, конечно, таковая имеется. Здесь же следователь и оперативный работник собирают сведения о личности подозреваемого, устанавливают его связи и причастность к совершению иных преступлений.

На основе этих сведений следователь решает вопрос об избрании  меры пресечения.

На четвертом этапе  взаимодействие осуществляется в связи  с проведением комплекса следственных действий, направленных на завершение расследования. На практике на данном этапе взаимодействие, как правило, почти прекращается, оставшиеся следственные действия проводит в большинстве случаев сам следователь. На проведение мероприятий по профилактике правонарушений и совместный анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступления, ни у следователя, ни у оперативного работника времени не хватает. Все ограничивается внесением представлений, на которые тоже  мало кто обращает внимание, в лучшем случае делает формальную отписку в орган, пославший представление. Поэтому заключительный этап расследования преступления, в ходе которого следователь проверяет достаточность собранных по делу доказательств, соблюдение требований уголовно – процессуального закона, а также устраняет имеющиеся в деле противоречия, трудно отнести в полной мере к этапу взаимодействия.

Правовую основу взаимодействия составляют:

- уголовно – процессуальное  законодательство РФ;

- приказы и указания  Генерального прокурора РФ, прокуроров  субъектов РФ, прокуроров территориальных единиц субъектов по вопросам организации следственной работы;

- нормативные акты  МВД РФ, инструкции

Кроме того, методические отделы ОВД вырабатывают практические рекомендации по вопросам взаимодействия следователей с органами дознания, которые направляются начальникам подразделений для ознакомления с ними сотрудников.

Можно сказать, что в  настоящее время о полном взаимодействии остается только мечтать, так как  у каждой службы есть свои задачи, и в первую очередь они стремятся действовать в их рамках. Несмотря на хорошую теоретическую разработку данного вопроса, практика весьма далека от теории. Чтобы исправить создавшееся положение, представляется необходимым создать какой – то стимул, заинтересовать сотрудников органов дознания не только в раскрытии преступлений, но и доведении дела до суда.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

         Традиционно в Российском государстве  сохранялся высокий уровень преступности. В настоящее время, несмотря  на значительное увеличение числа  сотрудников правоохранительных  органов и улучшение материально  – технической базы тенденций к снижению роста преступности не наблюдается.

   Уверенные в  своей безнаказанности преступники  совершают преступления все более  изощренными и дерзкими  способами,  бросая вызов не только правоохранительной  системе, но и всему обществу. Граждане, не получая действенной защиты своих прав и интересов со стороны государства, порой сами обращаются за помощью в криминальные структуры, не думая о том, как это отражается на криминогенной обстановке по стране в целом.         Естественно, что пока ситуация не стала критической, надо сосредоточить все усилия на борьбе с преступным миром.

          За долгое время своего существования  система правоохранительных органов  накопила большой опыт предупреждения, пресечения,  раскрытия и расследования  различных видов преступлений.

         Своими достижениями в области  расследования уголовных дел  следственная практика во многом  обязана теоретическим разработкам  науки криминалистики. Одной из  самых удачных методических разработок  криминалистики стала криминалистическая  характеристика преступлений.

           Расследование многих преступлений, подобно задачам с несколькими  решениями, может быть проведено  с большей или меньшей затратой  сил и средств, в установленный  законом срок или необходимое  для этого время окажется в  два – три раза больше. Именно использование криминалистической характеристики при организации расследования по уголовному делу позволяет кратчайшим путем найти такое оптимальное решение.    

Автор в своей работе на основе анализа теоретического и  практического материала постаралась показать  значимость криминалистической характеристики в процессе расследования преступлений, рассмотрела особенности криминалистической характеристики убийств с применением огнестрельного оружия, рассмотрела механизм взаимодействия следователей и сотрудников органа дознания в настоящее время.

В заключение хочется  сказать, что продолжая теоретические  разработки научных категорий, необходимо последовательно и планомерно приводить  практику в соответствие с теорией. Это послужит укреплению законности, повышению эффективности борьбы с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ  АКТЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации  // М.: Юридическая литература, 1993.
  2. УК РФ // С – Пб.: Альфа, 1996
  3. УПК РСФСР / М.: Юридическая литература, 1999.
  4. Комментарий к УПК РСФСР //под. ред. пред. Верх. Суда РФ Лебедева В.М. М., 1997.

Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений