Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Также в данной работе будет подробно рассмотрена методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Одной из актуальных проблем современности в стране является проблема безопасности дорожного движения. Резкий скачок автомобилей, плохое качество дорог, все увеличивающийся грузопоток недисциплинированность водителей (зачастую и пьянство) приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах, а в последнее время наблюдается тенденция роста ДТП, в том числе с тяжкими последствиями.

Содержание работы

Введение 3
I. Тактика проверки показаний на месте 4
§ 1. Понятие, цели и значение проверки показаний на месте 4
§ 2. Тактика подготовки и проведения проверки показаний на месте 6
§ 3. Фиксация проверки показаний на месте и ее оценка 9
II. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 11
§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений (происшествий) 11
§ 2. Типичные следственные ситуации и содержание начального этапа расследования 14
§ 3. Дальнейший этап расследования 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

криминалистика.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

В процессе расследования  уголовных дел часто возникает  необходимость проверить показания  подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля на месте произошедшего события. Проверка показаний на месте позволяет глубже исследовать материальную обстановку и непосредственно сопоставить полученные данные со сведениями, сообщенными лицом, показания которого проверяются. В данной работе будет детально рассмотрена тактика проверки показаний на месте. Особое внимание будет уделено основаниям и порядку производства проверки показаний на месте, тактическим правилам, которые при этом используются.

Также в данной работе будет подробно рассмотрена методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Одной из актуальных проблем  современности в стране является проблема безопасности дорожного движения. Резкий скачок автомобилей, плохое качество дорог, все увеличивающийся грузопоток недисциплинированность водителей (зачастую и пьянство) приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах, а в последнее время наблюдается тенденция роста ДТП, в том числе с тяжкими последствиями.

II. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений (происшествий)

Под дорожно-транспортным преступлением понимается событие, возникающее в результате нарушения водителем нормального режима движения транспортного, боевого или специального гусеничного средства и повлекшее за собой гибель людей либо причинение человеку тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.1

Субъектами  преступного нарушения правил дорожного  движения являются лица, непосредственно управляющие транспортным средством.

В зависимости от последствий ДТП различают преступные нарушения ПДД и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте. Если нарушение ПДД и эксплуатация транспорта привело к тяжким последствиям, оно квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ. При наступлении иных последствий ДТП квалифицируется как административно-правовые нарушения по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях.

К числу наиболее часто  встречающихся видов ДТП относятся:

1. наезд транспортного  средства на пешехода;

2. столкновение транспортных  средств;

3. опрокидывание транспортного  средства;

4. падение пассажиров.

Объективным фактором, который увеличивает возможность совершения дорожно-транспортных происшествий, является скоротечность этого явления, которая в своем развитии включает три последовательно сменяющих друг друга этапа: первоначально возникает опасность или предаварийная дорожная ситуация, затем следует аварийная и, наконец, наступает послеаварийная обстановка.

Возникновение опасной ситуации характеризуется  появлением на полосе следования движущегося или неподвижного препятствия. Если участники движения не приняли мер к ликвидации опасной ситуации, то возникает аварийная обстановка, в которой предотвратить происшествие технически невозможно. Послеаварийная обстановка является носителем материальных следов происшествия: следов на дороге, в окружающей среде, на автомашине, на потерпевшем и его одежде.1 Так, на дороге образуются следы вращения и торможения колес транспортного средства, волочения потерпевшего, могут находиться детали транспортных средств, их части и т.д. На транспортном средстве остаются следы в виде вмятин, царапин на облицовке радиатора, крыльях, дверях кабины, бортах кузова, волокна одежды, кровь, следы тканей потерпевшего. На теле потерпевшего могут быть обнаружены следы волочения, переезда, удара частями автомобиля в виде ссадин, переломов; на его одежде — следы транспортного средства.

К источникам доказательственной информации, исходя из характера материальных следов, относятся: обстановка места происшествия, автомобиль, потерпевший и его одежда, водительские и медицинские документы.

Основными причинами дорожно-транспортных преступлений, совершаемых водителями, являются:

1) нарушение  правил дорожного движения, а также приемов управления и эксплуатации транспортных средств как следствие невысокой профессиональной надежности водителя;

2) неудовлетворительное  техническое состояние транспортного средства;

3) недисциплинированность  пешеходов, которая иногда является главной и единственной причиной возникновения аварийной обстановки на дороге;

4) неблагоприятные  дорожные условия (ямы, канализационные люки на дороге, отсутствие предупреждающих знаков о ремонтных работах, поворотах и т.д.);

5) недостатки в области транспортной эргономики, неудовлетворительная организация движения (отсутствие светофора на  перекрестке, разметки на дорожном полотне, знаков и т.д.);

6) неправильное  размещение или крепление груза  в кузове автомобиля.

По  делам о дорожно-транспортных преступлениях выяснению подлежат следующие обстоятельства:

а) время и  место происшествия;

б) обстоятельства, дорожная обстановка происшествия, механизм его протекания;

в) факт и содержание нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, ведомственных наставлений, инструкций;

г) личность лица, допустившего нарушение правил вождения или эксплуатации транспортного средства, его служебная и профессиональная характеристики;

д) виновность лица, совершившего преступление (форма умысла, мотив и цель нарушения правил вождения или эксплуатации транспортного средства);

е) последствия, наступившие в результате происшествия;

ж) имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;

з) наличие причинной связи между нарушением правил вождения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями.

и) не несут ли ответственность за ДТП должностные  лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража неисправного транспортного средства или водителя;

к) не имела ли места инсценировка ДТП;

л) ведомственная  принадлежность транспортного средства (по делам, возбужденным по ст. 350 УК РФ);

м) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого.

§ 2. Типичные следственные ситуации и содержание начального этапа расследования

Следственные ситуации на первоначальном этапе расследования данного вида преступлений, могут быть типизированы по следующим основаниям:

1. По  времени, истекшем с момента дорожно-транспортного происшествия:

а) благоприятная  ситуация с точки зрения возможности получения криминалистически значимой информации и доказательств имеет место тогда, когда сведения о происшествии поступают в ГИБДД сразу после его совершения;

б) неблагоприятная  ситуация характеризуется истечением значительного времени с момента ДТП: информация о нем может поступить следователю через несколько суток, недель, месяцев после происшествия.

2. По  месту нахождения водителей транспортного  средства:

а) водитель, совершивший происшествие, и управляемое им транспортное средство находятся на месте ДТП;

б) водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия;

в) водитель скрылся, оставив на месте ДТП транспортное средство.1

Особенности планирования расследования

Содержание действий следователя на первоначальном и последующем этапах работы по уголовному делу зависит от сложившейся следственной ситуации.

К распространенным относится ситуация (благоприятная), когда сведения о недавно совершенном дорожно-транспортном происшествии поступают в ГИБДД вскоре после ДТП, а его участники и транспортные средства находятся на месте события.

Программа действий следователя при этом включает следующие составляющие:

1) выезд на  место происшествия и его осмотр;

2) допросы свидетелей, очевидцев, потерпевших;

3) допрос водителя (на месте происшествия), изъятие  у него водительского удостоверения и иных документов;

4) судебно-медицинская экспертиза или освидетельствование водителя на предмет установления алкогольного (наркотического, токсического) опьянения;

5) изъятие и  осмотр одежды потерпевшего;

6) принятие мер  к оказанию медицинской помощи  живым потерпевшим или отправке трупа в судебно-медицинскую лабораторию.

Ситуация расследования  видоизменяется в случае, если водитель пешим порядком или на транспортном средстве скрылся с места происшествия: наряду с осмотром последнего, одновременно организуются розыскные мероприятия с целью установления маршрута движения или места нахождения транспортного средства и его водителя.

Тактика первоначальных следственных и розыскных действий

1. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия.

Осмотр производится в любой ситуации, независимо от времени, прошедшего с момента события, и является важным способом собирания доказательств.

В ходе осмотра решаются следующие задачи:

- получение данных относительно обстановки места происшествия, информативного материала для выдвижения следственных и розыскных версий;

- выяснение механизма и характера ДТП, роли каждого участника (моделирование дорожно-транспортного происшествия);

- обнаружение, закрепление и изъятие следов ДТП на дороге, транспортном средстве, трупе;

- фиксация и предварительная экспресс-проверка технического состояния транспортного средства.1

До  выезда на место происшествия следователь выполняет ряд действий подготовительного характера, в число которых могут быть включены следующие:

а) выдача работникам органа дознания заданий, распоряжений относительно принятия мер по охране места происшествия, сохранению обстановки на нем, организации объезда, установлению очевидцев ДТП, оказанию помощи пострадавшим, розыску водителя и транспортного средства;

б) подготовка технико-криминалистических средств для обнаружения, закрепления, предварительного исследования, изъятия и сохранения следов и вещественных доказательств. Для этого, прежде всего, используются возможности подвижной криминалистической лаборатории, укомплектованной необходимыми техническими средствами. Кроме того, в ходе осмотра могут применяться видеозаписывающая аппаратура; геодезические приборы (например, буссоль ПАБ"2, теодолит ТТ"3, эклиметр) — для измерения углов на дорожном участке; тепловые аэродромные машины — для растапливания снега в период снегопада в целях поиска следов происшествия на грунте; портативные эхолоты, гидролокаторы —для измерения глубины водоема и обнаружения на его дне транспортных средств, затонувших при переправе по льду, мосту или на пароме.

Объектами осмотра являются:

1) местность,  прилегающая к месту ДТП;

2) дорога;

3) транспортные  средства;

4) труп.

Последовательность осмотра определяется ситуацией, сложившейся на данный момент: если на месте катастрофы находится труп пострадавшего, целесообразно начать с него, с тем чтобы психологически обеспечить работу следственной группы и сосредоточить внимание на других объектах.

Осмотр  прилегающей местности проводится с целью ориентирования места ДТП в окружающей обстановке относительной ближайшего километрового указателя, населенного пункта, какого-либо объекта, а также определения границ осмотра, размер которых зависит от конкретных условий и ситуации развития события. Так, при столкновении транспортных средств на перекрестке дорог осмотру подлежат, помимо самого перекрестка, подъезды к нему, разметка на проезжей части, дорожные знаки. При заносе или опрокидывании автомобиля на крутом повороте осматривается участок дороги по протяженности, позволяющей установить радиус ее закругления. Минимальная длина (протяженность) участка дороги, подлежащего осмотру практически в любой ситуации составляет, как правило, 300 — 400 метров (200 — 300 метров до места происшествия и около 100 метров вперед по ходу движения). В число осматриваемых включаются и объекты, находящиеся за пределами проезжей части: кювет, обрез, прилегающая местность, деревья, здания, дорожные ограждения, на которых могут быть обнаружены следы транспортного средства, водителя.1

Информация о работе Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта