Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения (дорожно-транспортные преступления)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении криминалистической характеристики транспортных преступлений, а в частности дорожно-транспортного преступления,
Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1) исследовать криминалистическую характеристику преступлений на транспорте в целом и в частности дорожно-транспортных преступлений;
2) изучить методику расследования транспортных преступлений в целом и в частности дорожно-транспортных преступлений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений на транспорте..3
1.1. Общие положения криминалистической методики расследования, понятие и сущность преступлений на транспорте …………………………….3
1.2. Уголовно-правовая характеристика преступлений на транспорте ……11
Глава 2. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений..15
2.1. Специфика, особенности и общая методология расследования ДТП…..15
2.2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования……………………………………………………………………16
2.3. Начальный этап расследования…………………………………………18
2.4. Последующий этап………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.93 Кб (Скачать файл)

В зависимости от общественной опасности совершённого деяния, преступления, предусмотренные данной статьёй, могут быть преступлениями средней тяжести, тяжкими преступлениями.

Преступление может быть совершено действием, к примеру, водитель не удостоверившись в том, что проезжая часть в месте пешеходного перехода свободна от пешеходов выехал на неё и, своими действиями, причинил пешеходу (либо нескольким) тяжкий вред здоровью или смерть.

В юридической науке в качестве объекта преступления выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасность дорожного движения понимается состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под эксплуатацией транспортных средств деятельность, которая направлена на обеспечение надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства Расследование дорожно-транспортных происшествий.4

Предметом данных преступлений признаётся автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под «Механическим транспортным средством» понимается любое транспортное средство кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. нарушение правил дорожного движения на двух- трёхколёсном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную скорость на более 50 километров в час, не подпадают под действие данной статьи Уголовного кодекса России.

Лицо, управляющее транспортным средством может нести ответственность по статье  264 только если наступившие общественно-опасные последствия наступили вследствие нарушения им правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, в иных случаях преступления будут квалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса России.

Под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.5 Это сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, пассажиров и различные транспортные средства, движение подчиняется определённым принципам, нарушение которых влияет на квалификацию данных преступлений:

1. Приоритет жизни и  здоровья граждан, участвующих в  дорожном движении;

2. Приоритет ответственности  государства за обеспечение безопасности  дорожного движения над ответственностью  граждан участвующих в нём;

3. Соблюдение интересов  граждан при обеспечении дорожного движения.6

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в не обеспечении надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства, нарушении правил перевозки пассажиров или груза. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатировать транспортные средства, находится в приложении к правилам дорожного движения.

Дорожно-транспортные преступления могут выражаться в виде:

1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные  средства столкнулись между собой  или с подвижным составом железных  дорог.

К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

2. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное  средство опрокинулось

3. Наезд на стоящее  транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное  средство наехало на стоящее  транспортное средство, а также  прицеп или полуприцеп

4. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное  средство наехало или ударилось  о неподвижный предмет (опора  моста, столб, дерево, ограждение и  т.д.).

5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство  наехало на человека или он  сам натолкнулся на движущееся  транспортное средство. К этому  виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали  от перевозимого транспортным  средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

6. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное  средство наехало на велосипедиста  или он сам натолкнулся на  движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой  транспорт - происшествие, при котором  транспортное средство наехало  на упряжных животных, а также  на повозки, транспортируемые этими  животными, либо упряжные животные  или повозки, транспортируемые этими  животными, ударились о движущееся  транспортное средство. К этому  виду также относится наезд  на животное.

8. Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение  пассажира с движущегося транспортного  средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства  в результате резкого изменения  скорости или траектории движения  и др., если оно не может быть  отнесено к другому виду ДТП.

9. Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным  выше видам. Сюда относятся падение  перевозимого груза или отброшенного  колесом транспортного средства  предмета на человека, животное  или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся  участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся  препятствие (упавший груз, отделившееся  колесо и пр.) и др.7

1.2.Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики. Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений.

В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

-  нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);

-  нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264);

-  оставление места дорожно-транспортного происшествия (статья 265);

-  недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);

-  приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267);

-  нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);

-  нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269);

-  неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);

-  нарушение правил международных полетов (статья 271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.

По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы («О Федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995г., «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г.), правительственные постановления («Правила дорожного движения РФ»), ведомственные приказы и инструкции. Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, (кроме ст. ст.270 и 271 УК) имеет место материальное описание составов. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (статьи 263 - 269 УК) или крупного ущерба (статьи 263, 266, 267, 269 УК). Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба (уголовная ответственность за причинение крупного ущерба отменена Федеральным законом «Изменения и дополнения в УК РФ» от 25 июня 1998г. №92-ФЗ) влечет не уголовную, а административную ответственность.

Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст.271 УК) сконструированы как формальные. Так, например, в диспозиции ст.271 нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может не наступить.

При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (статьи 263, 264 УК и др.). Усиление ответственности за подобного рода деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.

Субъективная сторона транспортных преступлений – всегда преступная неосторожность (кроме двух - ст. ст.270 и 271) в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т. д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности или собственности.

Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом, профессионально обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. ст.263-266, 269-271 УК). Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления – 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих уже достигли совершеннолетия.

Субъектами преступления, предусмотренного ст.267 УК могут быть лица, достигшие к моменту совершения 14-летнего возраста.

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта».8

В учебной литературе предложена классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы: 1) преступления, связанные с использованием транспортных средств; 2)иные преступления в сфере функционирования транспорта. К первой группе относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст.263, 264, 265, 266, 271 УК), ко второй – преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст.267, 268, 269, 270 УК). 9

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что дорожно-транспортными преступлениями, являются преступления средней тяжести и тяжкими совершенные действием. Объектом преступления выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Объективная сторона: в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; наступлении тяжкого вреда здоровью человека; причинная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

Глава 2 Методика расследования дорожно-транспортных преступлений.

2.1. Специфические особенности  и общая методология расследования  ДТП.

Специфические особенности расследования основных видов дорожно-транспортных происшествий можно разделить на две группы: 1) общие; 2) индивидуальные .

Общие особенности - это особенности присущие всем видам ДТП. К ним следует отнести: поиск, сбор и фиксация вещественных доказательств; технические познания; знание и правильное применение ПДД.

Общие особенности при правильном применении в практической работе уже на первоначальном этапе позволяют следователю найти ответы на вопросы о том, что случилось, где и как это произошло.

Первая особенность заключается в умении следователя правильно определить границы поиска вещественных доказательств происшествия, которые включает в себя своевременное обнаружение следов, оставленных за пределами места происшествия. Они могут указывать на то, что происходило при происшествии. Кроме этого, обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортных средств и служить установлению объективных причин ДТП и выявлению виновных лиц.

Информация о работе Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения (дорожно-транспортные преступления)