Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения (дорожно-транспортные преступления)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа
Описание работы
Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении криминалистической характеристики транспортных преступлений, а в частности дорожно-транспортного преступления, Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1) исследовать криминалистическую характеристику преступлений на транспорте в целом и в частности дорожно-транспортных преступлений; 2) изучить методику расследования транспортных преступлений в целом и в частности дорожно-транспортных преступлений.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений на транспорте..3 1.1. Общие положения криминалистической методики расследования, понятие и сущность преступлений на транспорте …………………………….3 1.2. Уголовно-правовая характеристика преступлений на транспорте ……11 Глава 2. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений..15 2.1. Специфика, особенности и общая методология расследования ДТП…..15 2.2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования……………………………………………………………………16 2.3. Начальный этап расследования…………………………………………18 2.4. Последующий этап………………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………….27 Список использованной литературы …………………………………………28
Осмотр транспортного средства
производится как часть осмотра места
происшествия или как самостоятельное
следственное действие, если транспорт
находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее
осматривать транспорт на месте аварии,
ибо при его перемещении имеющиеся на
нем следы могут исчезнуть.
Обязательной фиксации подлежит
положение транспортного средства на
месте происшествия по отношению к элементам
дороги (тротуару, газону), постоянным
ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным
средствам. При этом производится фотографирование,
вычерчивание плана.
Порядок осмотра транспортного
средства определяется следователем с
учетом информации об обстоятельствах
события. Начинать осмотр транспортного
средства следует с тех частей, где находятся
или должны быть повреждения, следы и вещественные
доказательства. Но, как правило, осмотр
обычно производят снизу вверх. Начинать
его следует с передней части автомашины.
Тщательному осмотру должны быть подвергнуты
бампер, фары, подфарники, лобовое стекло,
капот, передние крылья и т.д. При осмотре
нижней части автомашины внимание обращается
на ходовую часть, выступающие части мостов,
рессоры, картер двигателя, ось, где можно
обнаружить частицы одежды, волосы, кровь,
кусочки мозгового вещества, краску и
т.д. Следы рук надо искать в таких местах,
где они менее подвержены изменениям —
колонка рулевого управления, рукоятка
переключения передач, на приборной панели
и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих
предметов, которых касались водитель
и пассажиры.
При осмотре автотранспортных
средств используют приборы для технического
контроля автомобиля, обнаружения, фиксации
и изъятия вещественных доказательств.
Для осмотра труднодоступных мест можно
применить эндоскоп (медицинский инструмент),
снабженный оптическими и осветительными
системами.
Обнаружение на транспортном
средстве следов и повреждений, возникших
в процессе ДТП, не представляет, как уже
указывалось, сложности. Труднее описать
их характер, форму, локализацию. Указанные
трудности могут быть преодолены с помощью
специалиста.
3) Осмотр трупа
Осмотр трупа производится
по общим правилам. Особое внимание следует
уделить обнаружению следов и повреждений,
характерных для автотранспортной травмы.
Они могут быть на одежде и теле потерпевшего.
Большую информационную нагрузку несут
следы наложения (частицы лакокрасочного
покрытия, смазочные материалы, отпечатки
протектора) и различные части транспортного
средства. Должное сопоставление повреждений
на потерпевшем и транспортном средстве
позволяет в большинстве случаев достоверно
решить задачу возможности или исключения
контактного взаимодействия ТС и тела
жертвы, а иногда идентифицировать ТС.
Осмотр трупа на месте позволяет получить
данные о механизме происшествия в целом,
о механизме контактного взаимодействия.
По расположению трупа по отношению к
другим элементам дорожной обстановки
можно сделать вывод о замаскированном
убийстве, инсценированном под ДТП. Как
правило, повреждения на теле человека
от автомобильной травмы являются компрессионными
(сдавливание, уплотнение поврежденных
частей тела), обширными по размеру и односторонними
по локализации.
Кроме осмотра самого трупа
необходимо осмотреть одежду, обувь и
сопутствующие предметы. При осмотре одежды
отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения
и загрязнения: следы волочения и т.д. Если
труп не был опознан, то при осмотре следует
зафиксировать признаки внешности, наличие
особых примет. Одежда сохраняется в том
виде, в каком она была обнаружена. Если
позволяет обстановка, труп осматривается
на месте происшествия с участием судебного
медика. При этом все необходимые следы
на теле и одежде измеряются и фотографируются.
4) Судебно-медицинская экспертиза
Сразу же после проведения осмотра
места происшествия, если у следователя
возникло подозрение относительно физического
состояния водителя, немедленно проводится
его медицинское освидетельствование.
При установлении по результатам предварительной
проверки нетрезвого состояния этот водитель
направляется на судебно-медицинскую
экспертизу. В лечебном учреждении проводится
исследование объектов биологического
происхождения (кровь, моча) для установления
факта употребления алкоголя или наркотиков,
степени опьянения, давности употребления
спиртного и др.
Во всех случаях, когда ДТП повлекло
человеческие жертвы, назначается судебно-медицинская
экспертиза потерпевших. Эта экспертиза
помимо традиционных вопросов о степени
тяжести телесных повреждений, причинах
смерти, характере травмы и т.п., разрешает
вопросы, направленные на восстановление
механизма образования автотранспортной
травмы, в частности, возникло ли повреждение
от удара частями автомашины, от удара
какой части ТС образовалось повреждение,
в каком положении в этот момент находился
потерпевший. Судебно-медицинская экспертиза
может также определить характер и тяжесть
повреждений, полученных самим водителем,
его физическое состояние. По характеру
повреждений, обнаруженных у лиц, сидевших
в машине, судебно-медицинская экспертиза
может установить, кто из них сидел за
рулем в момент происшествия.
5) Допрос потерпевших
Допросы потерпевших целесообразно
проводить в первую очередь, так как именно
они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах
происшествия. Если потерпевшие получили
повреждения, не опасные для жизни, они
допрашиваются прямо на месте происшествия.
При допросе потерпевших выясняется: как
происходило ДТП, с целью уяснения последовательности
действий потерпевшего и других участников
события; каковы причины происшествия
(по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие
каких-либо физических недостатков, мешающих
им правильно ориентироваться в окружающей
среде или быстро передвигаться (по этому
вопросу дополнительно целесообразно
проконсультироваться с лечащим врачом
или допросить родственников, знакомых
потерпевшего). Если водитель скрылся
с места происшествия, то у потерпевшего
следует выяснить вид, марку и другие внешние
признаки транспортного средства (ТС),
признаки внешности скрывшегося водителя
(пол, возраст и проч.), направление, в котором
он скрылся. Необходимо получить ответы
на вопросы: где находился потерпевший
в момент развития события, в каком направлении,
каком темпе двигался, видел ли он движущийся
транспорт, какие меры предпринимал водитель
для предотвращения наезда или столкновения,
какие сигналы светофора заметил потерпевший
в момент происшествия. При оценке показаний
потерпевших следует иметь в виду, что
они Могут находиться в состоянии добросовестного
заблуждения (травмированная психика
вызывает иногда ретроградную амнезию).
6) Допрос свидетелей.
Свидетельские показания иногда
являются единственным источником сведений
об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по
этим делам могут быть водители ТС, не
участвовавших в ДТП, пассажиры городского
транспорта, пешеходы, работники ГИБДД
и т.д. Из числа свидетелей важно выделить
очевидцев, непосредственно воспринимавших
динамику и механизм ДТП. Однако при их
допросе следует учитывать, что быстротечность
и драматизм события, его неожиданность,
кратковременность его восприятия могут
привести очевидца к неточной, отрывочной
и противоречивой информации об обстоятельствах
ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей,
совокупность показаний которых поможет
максимально полно воспроизвести обстановку,
роли ее участников в ДТП. Следователь
в ходе допроса свидетеля-очевидца должен
выяснить, где в момент происшествия находился
последний, чем он занимался, что конкретно
привлекло его внимание, каково было поведение
пострадавшего пешехода непосредственно
перед ДТП и в момент его, откуда и куда
он начал пересекать улицу, на каком участке
проезжей части улицы произошел наезд,
какой частью ТС был нанесен ему удар.
Вместе с тем следует выяснить, каковы
действия водителя до происшествия, характер
движения ТС (с какой примерно скоростью
ехала автомашина). При этом нужно выяснить,
как свидетели умеют ориентироваться
в определении расстояний и скорости движения.
Целесообразно с целью более правильного
воссоздания происшествия свидетелей-очевидцев
допросить непосредственно на месте аварии
либо дать возможность самому составить
схему места происшествия и обозначить
на ней свое местонахождение в момент
ДТП и других объектов дорожной обстановки.
В случаях, когда водитель сам или на ТС
скрылся с места происшествия, следователю
предстоит выяснить признаки внешности
водителя и приметы ТС, которые удалось
запомнить свидетелю. При допросе работников
медицинских учреждений необходимо выяснить,
не сообщил ли пострадавший какой-либо
информации, относящейся к делу.
7) Допрос водителя
При допросе водителя следует
выяснить, как протекал весь процесс ДТП,
какие были его действия и потерпевшего
в момент аварии, с какой скоростью двигалось
ТС, какие попытки делались водителем
для предотвращения опасных последствий
(торможение, маневр или то и другое), оказал
ли он помощь потерпевшему, по какой причине
скрылся с места ДТП, принимал ли меры
к сокрытию материальных следов, кто может
подтвердить данные водителем показания
и т.д.
При необходимости осуществляется
розыск скрывшегося водителя и автомашины.
Для этого проводится комплекс следственных
и оперативно-розыскных мероприятий, в
ходе которых используются данные о следах,
оставшихся на проезжей части — ширине
колеи передних и задних колес, базе, модели
шины, а также сведения об отделившихся
от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого
груза, следах на теле и одежде потерпевшего,
на вертикально расположенных предметах
окружающей среды. Помощь в поиске могут
оказать очевидцы, потерпевшие. Ориентирующие
и справочные сведения, полученные в процессе
произведенных мероприятий, немедленно
сообщаются подразделениям ГИБДД и соседним
территориальным органам милиции. При
возможности проводится розыск по «горячим
следам», не дожидаясь окончания осмотра.
При этом осматриваются гаражи, автостоянки
и другие места с целью обнаружения проверяемой
машины. Для розыска используют печать,
радио и телевидение.14
4. Последующий
этап
Характер последующих следственных
действий зависит от той ситуации, которая
складывается после проведения первоначальных
следственных действий. Она чаще всего
определяется характером и объемом собранных
доказательств вины правонарушителя и
его отношением к ним. На этом этапе часто
приходится допрашивать новых свидетелей,
назначать различные экспертизы, а в случае
необходимости проводить следственный
эксперимент и предъявление для опознания.
По делам о ДТП назначаются
разнообразные экспертизы. Особое место
при расследовании данной категории занимает
автотехническая экспертиза, которая
является одним из видов инженерно-транспортных
экспертиз. Автотехническая экспертиза
назначается для установления механизма,
ДТП, определения технического состояния
ТС, его отдельных узлов и агрегатов, технической
оценки действий водителя во время ДТП,
установления причинной связи между техническими
неисправностями ТС и событием происшествия
и решения других вопросов1. Своеобразием
автотехнической экспертизы является
то, что в ней в качестве исходной информации
выступают не только материальные объекты,
но и фактические обстоятельства, содержащиеся
в протоколах осмотра места происшествия
и ТС, фотоснимках, киносъемке либо видеозаписи,
схемах (планах), протоколах допроса очевидцев,
потерпевших, следственного эксперимента,
очной ставки и т.п. Поэтому любая небрежность
и неточность, допущенная следователем,
может повлиять на вывод эксперта.
Кроме автотехнической экспертизы
по делам данной категории в зависимости
от вида и характера события могут быть
назначены иные экспертизы, в частности
различные виды криминалистической экспертизы.
Возможны также комплексные исследования
объектов ДТП. 15
Поскольку при расследовании
ДТП важное значение имеет установление
фактических обстоятельств происшествия,
иногда возникает необходимость проведения
следственного эксперимента. Он должен
проводиться в условиях, максимально приближенных
к тем, при которых имело место, данное
событие, по возможности на месте происшествия.
При этом не допускается проверка опытным
путем обстоятельств, связанных с экстренным
торможением, маневрированием для определения
технической возможности предотвращения
наезда и т.д. Наиболее типичными задачами
следственного эксперимента являются
проверка: степени видимости с места водителя
проезжей части, дорожных знаков либо
других средств, предупреждающих о приближении
к опасному месту; скорости движения автомашины,
возможности самопроизвольного движения
ТС под уклон без принятия мер предосторожности;
наличия у водителя профессиональных
навыков для вождения машины и др.
При необходимости на заключительном
этапе расследования могут быть проведены
предъявление для опознания водителя,
ТС, очные ставки и иные следственные действия.
После вынесения следователем мотивированного
постановления о привлечении водителя,
в качестве обвиняемого, производится
его допрос. На этом этапе расследования
может возникнуть необходимость в проведении
повторных или дополнительных экспертиз
для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым
или его защитником.16
Заключение
В заключение необходимо выделить
главное, что криминалистическая характеристика
транспортных в целом, а в частности дорожно-транспортных
преступлений включает в себя совокупность
общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных
черт, проявляющихся преимущественно
в механизме преступления, некоторых особенностях
способа его совершения, обстановки и
средств совершения преступления, а также
особенностях личностного характера участников.
В криминалистической характеристике
данного преступления ведущим элементом
является именно механизм преступления,
а не способ его совершения, как это не
редко наблюдается в криминалистических
характеристиках других преступлений.
Способ совершения дорожно-транспортного
происшествия, имеющий своеобразные черты,
чаще играет подчиненную роль по отношению
к механизму и другим элементам криминалистической
характеристики дорожно-транспортного
преступления.
При этом под механизмом дорожно-транспортного
происшествия понимается совокупность
промежуточных состояний и процессов,
формирующих последствия на взаимодействовавших
объектах в материализованном виде, на
предаварийном, аварийном и послеаварийном
этапах развития дорожно-транспортного
происшествия.
Способ совершения дорожно-транспортного
происшествия как самостоятельный элемент
криминалистической характеристики в
силу своеобразия этого вида преступлений
чаще всего рассматривается с позиций
особенностей поведения в предаварийной
обстановке, способа предотвращения наступления
вредных последствий либо уменьшения
их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного
происшествия или своего участия в нем,
а иногда и способ маскировки его под другое
преступление являются самостоятельными
элементами указанной характеристики.
Список использованной
литературы
1.Правила дорожного движения
Российской Федерации. М. 2007.
2.Приказ от 18 июня 1996 г. N 328 «О
мерах по реализации постановления правительства
Российской Федерации» от 29 июня 1995 Г.
N 647
3.Алфёрова В.А.и Фёдорова В.А.
Вопросы безопасности дорожного движения:
Справочно-методическое пособие/ М., 1998.,
как совокупность условий по обеспечению
транспортной безопасности.
4. Белкин Р.С. Курс криминалистики.
В 3 т. Т. 3: Криминалистические средства,
приемы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997.
5. Герасимов И.Ф., Цыпленкова
Е.В. Общие положения методики расследования
преступлений // Криминалистика. М.: Высшая
школа, 1994.