Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиску истины, с той или другой пристрастной интерпретацией преступного события. По этой причине процесс расследования протекает в борьбе за истину в противостоянии отдельных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Не каждый обвиняемый стремится скрыть истину, не каждый выступает как противник следователя. Но следователь должен быть готов к противодействию, должен допускать его возможность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. ……3
1. Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших………..… 6
2. Тактические и психологические приемы допроса свидетелей………….... 12
3. Тактические и психологические приемы допроса потерпевшего……..…. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….. 32
БИБЛИОГРАФИЯ……

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная напряженность усиливается и  угнетает допрашиваемого, если он придерживается установки на ложь, чувствует, что  над ним нависает угроза разоблачения, что его положение осложняется. Так создается ситуация, требующая разрядки. Она и наступает, если допрашиваемый отказывается от установки на ложь и начинает давать правдивые показания13.

Для создания предпосылок такой "разрядки" целесообразно (если предметом допроса  является несколько эпизодов) начать допрос с такого эпизода, в отношении  которого у следователя имеются  более достоверные данные, с тем  чтобы показания по этому обстоятельству использовать для определения позиции  допрашиваемого. Таким же образом  можно поступать и с отдельными обстоятельствами того или иного  эпизода.

б) Использование  тактических возможностей процессуального  правила "свободного рассказа".

Допрос по существу дела начинается предложением потерпевшему рассказать все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. Не следует идти на поводу у некоторых допрашиваемых, которые нередко просят следователя задавать им вопросы, так как не знают, о чем говорить.

Выслушивая  свободный рассказ, можно составить  более полное представление о  психологическом складе допрашиваемого, а также о том, намерен ли он показывать правду или предпочитает уклоняться от нее. При этом нужно учитывать и такое немаловажное обстоятельство: допрашиваемый, свободно рассказывая все, что ему известно по делу, иногда по своей инициативе может изложить обстоятельства, о которых следователь не спросил бы его, не предполагая, что оно известно допрашиваемому, а последний предпочел бы умолчать о них. Опыт подсказывает, что если допрашиваемый хотя и решил лгать, то в свободном рассказе он все-таки реже уклоняется от правды, чем в ответах на вопросы, где все его внимание мобилизуется на заданном вопросе.

При производстве допроса по нескольким эпизодам можно  выслушать свободный рассказ  по всему делу, а затем продолжить допрос по каждому эпизоду в отдельности.

Во время  свободного рассказа не следует перебивать допрашиваемого без особой нужды  или торопить его, а необходимо вникать  в показания, делать заметки для  последующих вопросов и для протокола.

Некоторые юристы считают, что потерпевший  может показывать только об известных  им фактах, а не о своих выводах  и суждениях. С этим нельзя согласиться, не говоря уже о том, что иногда трудно отделить сведения о фактах от выводов и суждений. Нужно следить  только за тем, чтобы допрашиваемый, высказывая свой взгляд, суждение, указывал, на чем они основаны, и последнее  оказывается особо ценным.

в) Выявление  причин, обусловливающих ложные показания, и принятие мер к их устранению.

Как свидетельствует  следственная практика, свидетели чаще, чем потерпевшие, дают ложные показания, причем они преимущественно направлены в пользу обвиняемого (подозреваемого). Потерпевшие же больше склонны давать показания с "обвинительным уклоном" под влиянием пережитых эмоций, понесенного  ущерба от преступления и из-за боязни, что преступник останется ненаказанным или наказанным слишком мягко. Часто  причиной ложных показаний свидетелей в пользу обвиняемого (подозреваемого) бывают хорошие (дружеские или родственные) отношения с ним, иногда интерес, вызванный подкупом, жалостью к обвиняемому (подозреваемому) или его семье, уступкой его просьбам.

Причиной  ложных показаний свидетелей в пользу обвиняемого (подозреваемого) бывают также  боязнь мести с его стороны, неприязненные  отношения с потерпевшим, служебная  или материальная зависимость от обвиняемого (подозреваемого), а причиной ложных показаний во вред обвиняемому (подозреваемому) - враждебные отношения  с обвиняемым и дружеские отношения с потерпевшим, отрицательная характеристика обвиняемого (подозреваемого).

Причиной  ложных показаний потерпевшего против обвиняемого (подозреваемого) могут  быть его интересы, связанные с  событием преступления, и иные личные враждебные отношения. На практике встречаются  ложные показания потерпевшего и  в пользу обвиняемого (подозреваемого) обычно в случаях, когда потерпевший  склонен к этому из-за настойчивых  просьб кого-нибудь, жалеет обвиняемого (подозреваемого) или его семью, боится мести, изменяет свою позицию14.

Иногда  свидетели дают ложные показания  или под благовидным предлогом  стараются уклониться от дачи показаний, стремясь скрыть собственные неблаговидные  поступки (например, свидетель проявил  трусость во время происходившего в  его присутствии нападения и  предпочел остаться в стороне. В таком случае он может заявить, что не был на месте происшествия, или ничего не заметил, или не видел и т.д.).

Соответственно  причине, побудившей к даче ложных показаний, могут быть приняты и соответствующие  меры к их преодолению: например, разъяснение  значения правдивых показаний для  раскрытия преступления; указание на то, что уклонение от правдивых  показаний может привести к тому, что виновный избежит наказания и вновь будет совершать преступления.

г) Стимулирование положительных качеств потерпевшего.

Дача  потерпевшим показаний является его гражданским долгом. Поэтому, если в его показаниях обнаружены неискренность, желание утаить или  извратить те или иные обстоятельства, то, зная положительные качества допрашиваемого и стремясь получить от него правдивые  показания, целесообразно делать упор не на его ответственность за уклонение  от дачи показаний и за ложные показания, а на стимулирование этих положительных  качеств.

д) Использование  внутренних противоречий в показаниях для уличения во лжи и изменения  позиции допрашиваемого.

Как уже  отмечалось, для установления правдивости  показаний целесообразно максимально  детализировать их и в таком виде записать, а затем получить детальные  показания. Обнаруженные существенные противоречия свидетельствуют о  ложности первого или второго  показания или того и другого, ибо то, что воспринято в действительности, может быть воспроизведено дважды и  более раз без существенных различий, а придуманное объяснение, которое  обычно запоминается лишь в целом, при  повторении, как правило, содержит в  себе существенные различия. Показ  допрашиваемому обнаруженного противоречия нередко оказывает на него сильное психическое воздействие. Наиболее сильное психологическое воздействие для преодоления установки на ложь оказывает использование противоречий между сведениями, сообщаемыми допрашиваемым, и другими доказательствами15.

Выявив  такое противоречие в ходе допроса, потерпевший или свидетель должен обратить на это внимание допрашиваемого. При этом допрашиваемому рекомендуется задать вопрос, можно ли считать, что он сказал так-то об определенном обстоятельстве, или подтверждает ли он сказанное им о таком-то обстоятельстве. При положительном ответе следователь может ознакомить допрашиваемого с теми доказательствами, с которыми его показания вступают в противоречие, и предложить объяснить это.

При использовании  противоречий между сведениями, сообщаемыми  допрашиваемым, и другими доказательствами важное значение имеют задаваемые вопросы, их логическая сторона, направленная на раскрытие истинного смысла этих противоречий. Необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были поставлены в определенной логической последовательности, а ответы на предыдущие вопросы определенным образом связывали бы допрашиваемого и подводили его к завершающему ответу.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Допрос  – распространенный способ получения  доказательств, но и в то же время – сложнейшее следственное действие, как с точки зрения уголовно-процессуального законодательства, психологии, так и с точки зрения криминалистической тактики. Допрос сложен не только тем, что в большинстве случае следователю или прокурору противостоит человек, не желающий давать показания либо вообще дающий ложные показания, но и тем, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить все известное ему по дулу, в силу объективных и субъективных причин могут быть ошибки, заблуждения и вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и участь при оценке и использовании показаний.

В завершении своей курсовой работы мне хотелось бы сделать некоторые выводы, подвести итог решения тех задач, которые были поставлены во введении данной работы.

В процессе написания курсовой работы я изучил требования уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие производство допроса в стадии расследования. Следователю, прокурору чрезвычайно важно знать нормы уголовно-процессуального законодательства, так как, во-первых, они являются одним из источников криминалистической тактики, во-вторых, именно указанные нормы регламентируют процедуру производства допроса, определяют, что можно и нужно и чего нельзя делать в ходе допроса, а в-третьих, одним из требований, предъявляемых к тактическим приемам, является их допустимость, то есть правомерность приемов допроса с точки зрения действующего законодательства.

На  любой стадии производства допроса должна быть обязательно изучена личность допрашиваемого, так как для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит отражение в применении тактических приемов при производстве допроса, то есть методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия.

Допрос  в криминалистике классифицируется как по процессуальным, так и по иным основаниям: это и процессуальное положение допрашиваемого, и признаки личности допрашиваемого, и признаки допрашивающих лиц (например, должностное  положение).

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993.

2. Уголовно-процессуальный кодекс  РФ.

3. Уголовный кодекс РФ.

4. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. профессора Р. С. Белкина. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА o М), 2010.

5. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.

6. Корнеева О. А. Проблемы тактики допроса свидетеля и потерпевшего по УПК РФ // Российский следователь, №1, с. 7-9, 2010

7. Васильев А.Н. Криминалистика. М., 1971.

8. Гаврилов А.К, Закатов А.А. Очная ставка. -Волгоград, 1978.

9. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976.

10. Ефимичев С.П., Кулагин Н.И., Ямпольский А.Е. Допрос. -Волгоград, 1978.

11. Карнеева Л.М. Тактические основы организации и производства допроса на предварительном следствии. - Волгоград, 1976.

12. Кулагин Н.И., Порубов Н.И. Организация и тактика допроса в условиях конфликтной ситуации. - Минск, 1977.

13. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. - М., 1998.

14. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: Юрайт, 2009.

15. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Проспект, 2011.

16. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей: Учеб. пособие. -М., 2008.

17. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976.

18. Комментарий к Уголовному  кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова,  В.М. Лебедева. М. Инфра М - НОРМА. 2004.

19. Научно – практический комментарий к уголовно – процессуальному кодексу (под ред. В.М. Лебедева) (издание шестое, дополненное и исправленное) Издательство "Юрайт", 2010.

20. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (для предпринимателей) (издание второе, дополненное и переработанное) (А.Н. Гуев) Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2000.

21. Уголовное право: Общая и  особенная части: Интенсив. полный курс в алгоритмах: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция"/ Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, А.А. Энгельгардта; Бобылев О.В.; Васин Ю.Г.; Гаухман Л.Д.; Дерюгина Ю.Н. и др.- М.: Центр ЮрИнфоР, 2002.

22. Уголовное право Российской  Федерации: Общая часть: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция"/ Моск. гос. юрид. акад.; Под ред. Б.В. Здравомыслова; Ермакова Л.Д.; Здравомыслов Б. В.; Караулов В.Ф.; Кладков А.В. и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2003.

23. Уголовное право России: Учеб. для вузов: В 2 т./ [Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова]; Волженкин Б.В.; Галиакбаров Р.Р.; Дубовик О.Л.; Дьяков С.В. и др.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003.

24. Уголовное право Российской  Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция"/ Отв. ред. Кашепов В.П.; Кашепов В.П.; Кошаева Т.О.; Марогулова И.Л.; Руднев В.И.- М.: Былина, 2003.

25. Российское уголовное право:  Общая часть: Учебник/ Ин-т гос. и права Рос. АН; Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова; Кудрявцев В.Н.; Кузнецова Н.Ф.; Наумов А.В.; Никулин С. И. и др.- М.: Спарк, 2001.

26. Уголовное право: Общая часть:  Учеб. для вузов; Козаченко И. Я.; Незнамова З.А.; Новоселов Г.П.; Погосян Т.Ю. и др.- М.: Норма-Инфра-М, 2009.

27. Назаренко Г.В. Уголовное законодательство России: Учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по юридическим специальностям.- М.: Ось-89, 2003.

28. Уголовное право России: Общая  часть: Учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Юриспруденция"/ Ин-т междунар. права и экономики; Под ред. А.И. Рарога; Никулин С.И.; Рарог А.И.; Чучаев А.И.; Яцеленко Б.В.- М.: ИМП, 1997.

1 Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. профессора Р. С. Белкина. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА o М), 2010.

2 Уголовное право: Общая и особенная части: Интенсив. полный курс в алгоритмах: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция"/ Под общ. ред. Л. Д. Гаухмана, А. А. Энгельгардта; Бобылев О. В.; Васин Ю. Г.; Гаухман Л. Д.; Дерюгина Ю. Н. и др.- М.: Центр ЮрИнфоР, 2002.

Информация о работе Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших