Оперативная обстановка - методология оценки деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

В условиях высокой динамичности развития социально-экономической, политической, демографической и других сфер жизнедеятельности общества, резкого усложнения задач, решаемых системой МВД, значительно возрастает роль адаптационных возможностей аппаратов управления, позволяющих генерировать с учетом складывающейся обстановки новые формы и методы руководства подчиненными органами. Однако реализация этих возможностей предполагает наличие высокоэффективной системы анализа и оценки оперативной обстановки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие оперативной обстановки и ее структурная модель…..4
2. Понятие общего анализа оперативной обстановки…………….13
Заключение……………………………………………………………22
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ НА МОД 2.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

1. Понятие  оперативной обстановки и ее  структурная модель…..4

2. Понятие общего анализа оперативной обстановки…………….13

Заключение……………………………………………………………22

 

 

 

Введение

 

В условиях высокой динамичности развития социально-экономической, политической, демографической и  других сфер жизнедеятельности общества, резкого усложнения задач, решаемых системой МВД, значительно возрастает роль адаптационных возможностей аппаратов  управления, позволяющих генерировать с учетом складывающейся обстановки новые формы и методы руководства  подчиненными органами. Однако реализация этих возможностей предполагает наличие  высокоэффективной системы анализа  и оценки оперативной обстановки.

Выполняя  требования законов Российской Федерации  о повышении уровня общественной безопасности, указаний МВД России о кардинальном улучшении управленческой деятельности, министерства, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, городские, районные, линейные отделы внутренних дел осуществляют меры, направленные на совершенствование  аналитической работы и обеспечение  глубокого знания оперативной обстановки в каждом органе и подразделении, причин изменений динамики и структуры  преступности, эффективности использования  имеющихся сил и средств. Однако в целом уровень и качество этой работы отстают от возрастающих требований. Во многих ОВД само понятие оперативной обстановки крайне сужено, неполно, а ее оценка чаще всего носит поверхностный характер, базируется лишь на статистических данных, не отражает реального состояния криминогенной и криминальной ситуаций на обслуживаемой территории.

Все это  серьезно ограничивает возможности  руководства органов внутренних дел по управлению подчиненными подразделениями, не позволяет определить реальные, необходимые меры усиления охраны правопорядка, своевременно осуществить маневр имеющихся  сил и средств, сконцентрировать внимание на тех участках, где складывается наиболее сложная обстановка.

1. Понятие оперативной обстановки и ее структурная модель

 

Изучение  и оценка оперативной обстановки являются составной частью управленческой деятельности руководителей ОВД. Трудно представить какую-либо организационную или тактическую проблему, возникшую в органах внутренних дел, которая решалась бы без предварительного изучения и оценки оперативной обстановки.

Как профессиональный термин «оперативная обстановка» широко используется в нормативных, организационно-методических и иных документах, в специальной  литературе, а также в повседневном лексиконе работников. Это понятие  хорошо известно военным, сотрудникам  МЧС, других правоохранительных органов, так называемых силовых структур.

Прежде  чем рассматривать данную категорию, необходимо разобраться с составляющими  понятиями: «обстановка» и «оперативная». Под обстановкой, как указано в толковых словарях, понимается «окружающие кого или что люди, предметы, случайности»1, «условия, обстоятельства, положение2».

Прилагательное  «оперативный», по профессору Д.Н. Ушакову, (в одном из значений) значит «связанное с непосредственным исполнением, практическим осуществлением тех или иных задач; умеющий справляться с практическими задачами, действенный; приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач, умеющий справляться с практическими задачами»3.

Термины «оперативный», «оперативная» в  современном понимании означают нечто динамичное, быстро развивающееся, стремительно меняющееся, способное  к решительным действиям (оперативное  вмешательство, оперативное реагирование и т.д.). В данном контексте не рассматривается негласный, секретный характер какого-либо действия.

Итак, оперативная  обстановка в общечеловеческом смысле - это какие-либо динамичные обстоятельства, факторы, положения, условия, требующие  неотложного реагирования.

В системе  МВД под оперативной обстановкой  понимается совокупность условий, в  которых функционируют органы внутренних дел, реализуя свою правоохранительную и правоприменительную функции.

Более детальное  исследование этой совокупности позволяет  выделить четко просматриваемые  две группы условий: внешние и  внутренние. Будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, внешние  и внутренние условия функционирования органов внутренних дел неравнозначны. Внешние условия выступают определяющими, существующими независимо от системы  ОВД. Они как бы окружают правоохранительные структуры, объективно определяя характер и направленность их деятельности. Однако внутренние условия, непосредственно  характеризующие сами органы внутренних дел, в свою очередь оказывают  определенное влияние на внешние  факторы, способствуя укреплению правопорядка на территории обслуживания. Происходит это в форме общей и частной  превенции и путем привлечения  внимания государственных органов  и общественных организаций к  решению наиболее актуальных проблем  борьбы с преступностью, через публикации, представления, законотворчество.

Как конкретное проявление реальной действительности оперативная обстановка характеризуется  исключительной структурной сложностью. Она представляет собой чрезвычайно  динамичную систему взаимодействующих  факторов и условий разного природного и социального уровней. Поэтому  при ее изучении целесообразно использовать положения системного подхода. Применение этих положений требует, во-первых, структурного описания объекта, т.е. указание составляющих его компонентов, во-вторых, выявление целевого назначения и  функциональной роли каждого из них, в третьих, фиксирование связей между компонентами и их совокупностями. Тем самым обеспечивается всесторонность изучения оперативной обстановки как объекта исследования.

Таким образом, модель оперативной обстановки можно  представить как два блока  взаимодействующих условий. Один из них составляют внешние условия  функционирования ОВД, а другой - внутренние условия, отражающие цели, задачи, внутрисистемное  построение, ресурсы, деятельность органов  внутренних дел субъектов федерации, городов, районов, муниципальных образований  и ее результативность4. Иначе говоря, внутренние условия - это сам орган внутренних дел или их система .

Однако  названные две составляющие - факторы  внешнего и внутреннего характера - сами по себе крайне сложны по содержательной структуре и состоят из множества  различных элементов.

Так, внешние  условия представляют собой систему  географических, климатических, административно-территориальных, экономических, социальных, демографических, этнических, политических, религиозных, экологических, криминальных и других характеристик любой территории - страны в целом, республики, края, области, города, района.

Как уже  упоминалось, системный подход требует  строгой классификации всех условий  и факторов, составляющих категорию  «оперативная обстановка». В структуре  внешних условий, среди прочих элементов, важное значение имеет состояние правонарушительства или криминальная ситуация. По нашему мнению, именно этот фактор является специальным объектом воздействия со стороны органов внутренних дел и других правоохранительных структур. Естественно, что наука и практика вычленяют его из всего спектра внешних условий и рассматривают как относительно самостоятельный элемент оперативной обстановки в целом. Точно также органы здравоохранения в качестве такого важнейшего фактора называют состояние здоровья населения, а структуры МЧС России - состояние безопасности людей при различных катаклизмах.

Таким образом, блок внешних условий распадается  на два подблока: группа факторов, всесторонне  характеризующих какую-либо территорию , и отдельно взятый фактор - преступность и административные правонарушения, называемый наукой криминологией криминальной ситуацией или обстановкой.

Аналогичные рассуждения уместны и при  структурном анализе блока внутренних условий, т.е. всего того, что относится  к конкретному органу внутренних дел или их совокупности. К статичному аспекту (статике) мы относим все  ресурсы ОВД, его организационную  структуру, аппараты управления, т.е. все  то, что дано коллективу органа внутренних дел для успешного решения  поставленных перед ним задач.

Эта «статика», несмотря на свою значимость, носит  подчиненный, вторичный характер, в  то время как динамичную сторону  составляет оперативно-служебная, служебно-боевая, управленческая деятельность аппарата ОВД и ее конечные результаты, т.е. повседневное выполнение личным составом своих непосредственных задач и  функций.

Теперь  можно построить окончательную  структурную модель оперативной  обстановки. Она будет состоять из 4 элементов, входящих в 2 блока:

1) внешняя  среда функционирования (включая  криминогенную ситуацию);

2) правонарушительство  (криминальный фактор);

3) ресурсное  обеспечение системы органов  внутренних дел (силы и средства);

4) деятельность  органов внутренних дел и ее  результаты.

На этих же позициях находится МВД России5, а так же многие практические органы внутренних дел всех уровней управления6.

Следует, однако отметить, что в специальной литературе существуют различные структурные модели оперативной обстановки.

Так, в  одной из работ ВНИИ МВД России компонентами оперативной обстановки выступают: а) внешняя среда функционирования органов внутренних дел; б) сфера  и объекты непосредственного  воздействия со стороны ОВД (криминальная ситуация); в) система управления и  функционирования ОВД7.

Такой же схемы придерживается профессор  А.П. Ипакян8 и другие авторы.

Есть  определенные разночтения в последовательности размещения элементов оперативной  обстановки в ее логико-структурной  модели. Так, В.В. Герасимов выстраивает модель следующим образом: правонарушительство, среда функционирования, работа ОВД, ресурсы системы МВД9.

Своеобразен набор компонентов оперативной  обстановки у одного из основных разработчиков  данной темы Иванова Н.И. Также взяв за основу четырехзвенную структуру  модели, автор наполнил ее несколько  иным содержанием. Первый блок - преступность как объект воздействия, второй - условия  внешней среды функционирования ОВД, третий - МВД, УВД как система  управления и четвертый блок - состояние  организации и деятельности государственных и общественных институтов как субъектов взаимодействия при решении задач правоохраны.

Важным  с точки зрения теории вопроса  является также выделение Н.И. Ивановым во внешней среде функционирования таких компонентов как концептуальная среда и ситуационная среда. Первая категория означает социально-политическую атмосферу, складывающуюся под воздействием установок федеральных органов  власти, требования новых законов  и подзаконных актов, директивных  решений  МВД России. Ситуационная же среда - реальные условия, каждодневно  возникающие и постоянно меняющиеся в конкретном месте и времени10.

Не вступая  в полемику с изложенной точкой зрения, заметим только, что она имеет  право на существование, но с позиций  логики, удобства анализа и оценки оперативной обстановки представляется не очень удачной и продуктивной. Более того, и концептуальная среда  и ситуационная в полном объеме входят в предлагаемую в данной лекции модель оперативной обстановки.

Важно отметить, что все названные элементы относительно самостоятельны и в то же время  диалектически связаны друг с  другом. Их автономность определяется специфическим набором характеристик, информации, разнообразием методов  и приемов их изучения. Диалектика же проявляется во взаимосвязи и  глубокой взаимообусловленности, детерминированности  всех этих элементов.

Таким образом, на основании вышеизложенного, оперативную обстановку можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к органу внутренних дел условий, характеризующих состояние внешней среды, правонарушительства, ресурсов ОВД их деятельности и результатов по обеспечению правопорядка на обслуживаемой территории, анализ и оценка которых является основой целенаправленных воздействий  аппарата управления на подчиненные органы и подразделения внутренних дел.

Эту дефиницию  следует принять всего лишь в  качестве основы, поскольку оперативная  обстановка настолько многообразна и неожиданна, что ее можно дополнять еще многими существенными признаками и качествами, отражающими те или иные ее стороны и свойства.

Так, В.В. Герасимов включает в определение  оперативной обстановки ее способность  характеризовать определенную степень  тревожности  для общества11, Л.Г. Хейло и К.В. Аушев подчеркивают принадлежность оперативной обстановки к объективной действительности и ее системный характер12.

Все элементы оперативной обстановки наполнены  огромным содержанием.

Рассматривая условия внешней среды функционирования органов внутренних дел, можно сказать, что административно-территориальные, социально-экономические, демографические, политико-правовые и иные изменения условий внешней среды могут выступать факторами, обусловливающими те или иные изменения в преступности. Без их глубокого анализа невозможно определить тенденции и закономерности развития преступности, причины и условия совершения преступлений, правильно оценить криминальную обстановку в целом и наметить систему мер реагирования на ее изменения.

Информация о работе Оперативная обстановка - методология оценки деятельности