Оперативная обстановка - методология оценки деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

В условиях высокой динамичности развития социально-экономической, политической, демографической и других сфер жизнедеятельности общества, резкого усложнения задач, решаемых системой МВД, значительно возрастает роль адаптационных возможностей аппаратов управления, позволяющих генерировать с учетом складывающейся обстановки новые формы и методы руководства подчиненными органами. Однако реализация этих возможностей предполагает наличие высокоэффективной системы анализа и оценки оперативной обстановки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие оперативной обстановки и ее структурная модель…..4
2. Понятие общего анализа оперативной обстановки…………….13
Заключение……………………………………………………………22
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ НА МОД 2.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

В тоже время  условия внешней среды оказывают  влияние и на состояние системы  органов внутренних дел. Это влияние  может быть опосредованным через  преступность и непосредственным: например, большой разброс населенных пунктов  на территории района, как правило, влечет за собой деконцентрацию сил  органа внутренних дел.

Иногда  в печатных СМИ, в документах практики можно встретить отождествление понятий «внешняя среда» и «криминогенная обстановка». Это неверно. Действительно, среда функционирования в разной степени насыщена криминогенными факторами, которые выступают причинами или катализаторами (провокаторами) преступного поведения граждан: безработица, пьянство, наркомания, маргинальность, бедность, детская беспризорность, мрак на улицах, в подъездах домов и многое другое. Но наряду с этим внешняя среда включает в свой состав и нейтральные к преступности обстоятельства (например, административно - территориальное устройство), а также явно антикриминогенные факторы, например, порядок в общежитиях, экономическое благополучие значительной части населения, надлежащий контроль за миграционными процессами и т.д.

Говоря  о правонарушительстве, следует отметить тот факт, что для организации функционирования отделов внутренних дел преступность и иные правонарушения, их состояние, структура, характер и динамика имеет определяющее значение. Органы внутренних дел, осуществляя борьбу с преступностью, воздействуют на нее и в той или иной мере изменяют ее характеристики. Поэтому правонарушения необходимо рассматривать не только как внешнее условие или объект внешней среды, но и как основной объект воздействия, объект приложения усилий со стороны ОВД с целью обеспечения правопорядка. Поэтому в логической структуре оперативной обстановки преступность выделяется в самостоятельный элемент.

Третий  блок оперативной обстановки представлен ресурсным обеспечением органов внутренних дел. На сегодня это наиболее слабо разработанный элемент, а поэтому фактически не участвующий в анализе и оценке общей оперативной обстановки. А ведь ресурсы - это наши силы и средства, т.е. именно то, что имеет система МВД России для решения своих государственных задач.

Возможностей  всегда не хватает, тем не менее, при равных ресурсах однотипные аппараты работают по-разному. Нередки случаи, когда при очень скудных запасах удается получать больший результат и наоборот. В последние годы, например, финансовые и технические возможности милиции возросли, но раскрываемость ухудшилась, показатели следствия и дознания, безопасность на дорогах и другие параметры снизились. Причем у разных коллективов по-разному.  

Следовательно, необходимо тщательно изучать этот важный компонент внутренних условий  функционирования органов внутренних дел.

Четвертый блок - деятельность органов внутренних дел и ее результаты. Это - динамичная часть системы ОВД. Это - силы (люди) и средства (все остальное) - в действии. Нас интересует и сама работа и ее результаты. Это различные обстоятельства. Характер, содержание, интенсивность работы не всегда соответствуют желаемым итогам. Известный постулат «оценка по конечным результатам» небесспорен и небезупречен. Практические органы хорошо знают, что нередко очень качественная и напряженная работа не дает высокого результата по многим объективным, независящим от коллектива сотрудников обстоятельствам.

Поэтому анализ этой составляющей оперативной  обстановки требует особо вдумчивого и научно обоснованного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие общего анализа оперативной обстановки

 

Из теории управления известно, что анализ рассматривается  как одна из важнейших функций  социального управления. При этом подчеркивается, что аналитическая  деятельность существует не сама по себе, она не является самоцелью. Анализ в  управленческом процессе выполняет  служебную роль, имея конкретную цель – обеспечить принятие руководителем  единственно верного и максимально  эффективного управленческого решения.

Прежде  необходимо четко определиться с  используемыми понятиями: анализ, оценка, общий анализ.

Как известно алгоритм информационно-аналитической  работы представлен четырьмя этапами: информационным, собственно аналитическим, прогнозным и итоговым. На первом этапе  идет работа с информацией, включая  и ее статистический анализ, в ходе которой мы получаем ответ на вопрос – «Что произошло в регионе (городе, районе)?» Имеется в виду оперативная  обстановка во всей своей совокупности. Второй этап – аналитический –  отвечает на вопрос – «Почему это  произошло?» Именно на этом этапе  мы выясняем причины, условия, обстоятельства, обусловившие конкретное состояние  преступности на обслуживаемой территории, результаты работы ОВД. Третий этап - прогнозный – помогает аналитикам заглянуть  в будущее оперативной обстановки. Эти три этапа и составляют собственно анализ обстановки. Мы все  о ней узнали: что случилось, почему и что может быть в перспективе. Теперь полученное знание должно перейти  в итоговые выводы и обобщенную оценку, как отдельных элементов оперативной обстановки, так и всей ситуации в целом.

Например, делая выводы из анализа состояния внешней среды функционирования отдела внутренних дел конкретного района (города), мы можем сказать следующим образом: «Итак, анализ и прогноз всей совокупности факторов внешней среды позволяет сделать следующие выводы: социально-экономическая ситуация района (города) за анализируемый период времени существенных изменений не претерпела: экономика продолжает переживать период стагнации, ВВП не возрастает, кредитно-финансовая система, находясь под определенным влиянием криминальных структур, работает неэффективно. Социальная дифференциация населения усиливается, жизненный уровень населения падает, стоимость продовольственной корзины возрастает, инфляция выходит за планируемые пределы. В неимущих слоях населения растет агрессивность, социальная напряженность, возникают экстремистские и другие асоциальные настроения. Прогноз дальнейшего развития социально-экономической и демографической сферы региона неутешителен. Все это дает основание оценить состояние внешней среды как неблагоприятное, насыщенное криминогенными факторами, влияние которых на развитие криминальной ситуации будет возрастать, вызывая ее осложнения, одновременно затрудняя деятельность отдела внутренних дел».

В таком  же плане формулируются выводы и  оценки по остальным компонентам  оперативной обстановки. Затем необходимо перейти к итоговой оценке: «Таким образом, оперативная обстановка в  целом в районе (городе) за анализируемый  период времени значительно осложнилась (осталась напряженной, стабилизировалась, стала более благоприятной и  т.д.). Особенно это проявляется во внешней среде функционирования, состоянии преступности и результатах  деятельности ОВД по основным направлениям работы».

После этого  следует сформулировать предложения  по оздоровлению оперативной обстановки (или стабилизации, или закреплению  позитивных тенденций).

В этом и  состоит смысл анализа и оценки. Анализ (от греческого analysis – разложение) понимается как синоним научного исследования вообще. Анализ без оценки и выводов – это незавершенный процесс информационно-аналитической работы как функции управления, оценка без анализа вообще немыслима, ибо она не имеет своего содержания.

Если  анализ несет в себе в большей  степени объективное начало т.к. отражает реально сложившуюся ситуацию, то оценка – в значительной мере имеет субъективное происхождение, поскольку окрашена в личное восприятие индивида. Разные люди на основании  одних и тех же аналитических  материалов могут дать различные  оценки. Поэтому стоит задача –  максимально насытить оценку объективным  началом и минимизировать субъективизм.

Анализ  и оценка оперативной обстановки в реальной повседневной деятельности органов внутренних дел протекают  в двух формах: общий анализ (и  оценка) оперативной обстановки и  частный анализ.

Под общим  анализом понимается одновременное  исследование оперативной обстановки в целом, в единстве всех составляющих ее элементов.

Вместе  с тем следует сказать, что  понятие «общий анализ» в научную  литературу системы МВД пришел сравнительно недавно, в середине 90-х годов. До этого, а в нормативных документах МВД России, МВД, УВД, ОВД и в настоящее время используется другой традиционный термин – «Комплексный анализ оперативной обстановки», подразумевая под этим именно анализ всех компонентов оперативной обстановки.

Такой терминологический  подход представляется неверным. Комплексность  есть всеобщее требование к любым  анализам, обязательный принцип аналитической  работы. Какое бы исследование ни проводилось  в системе МВД (как и в любой  социальной системе), оно обязательно  должно носить комплексный, системный  характер, иначе будет неполным, не всесторонним, ущербным. Поэтому, называя  какой-либо вид анализа «комплексным», мы противопоставляем ему другой вид анализа – не комплексный. А таким, как уже сказано, анализ быть не должен.

Поэтому был предложен философский подход к понятийному аппарату. Именно в  философии рассматриваются категории  «общее» и «частное».

Таким образом, общий анализ оперативной обстановки на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, представляет комплекс организационных, методических процедурных и технологических действий по отбору, сбору, обработке, изучению и оценке специально отобранной информации, характеризующей все компоненты оперативной обстановки в их диалектическом единстве и взаимосвязи, осуществляемых по определенным правилам и в соответствующей последовательности с целью выявления и прогнозирования существенных тенденций и отклонений, причин их возникновения и своевременного осуществления управленческих воздействий на систему органов и подразделений внутренних дел13.

Как видно  из определения, основное назначение общего анализа оперативной обстановки в ОВД состоит в комплексном, всестороннем уяснении реальной ситуации, сложившейся во всей совокупности факторов, составляющих оперативную обстановку, в определении на этой основе узловых проблем и приоритетных направлениях деятельности органов и подразделений внутренних дел. Общий анализ обеспечивает решение целого ряда других управленческих задач:

- повышение  осведомленности руководителей  о состоянии внешней среды,  правопорядка, самой системы органов  и подразделений внутренних дел  в настоящем и будущем;

- обеспечение  на основе прогнозирования упреждающего  характера управления органами  внутренних дел;

- выбор  главных направлений комплексного  воздействия и концентрации основных  усилий на решение приоритетных  задач;

- ориентация  личного состава ОВД на конкретные  действия в зависимости от  степени его участия в решении  выявленных проблем и возникающих  задач;

- придание  динамизма управленческим воздействиям  аппаратов ОВД на систему подчиненных структур путем разработки и принятия единственно верных решений.

Наиболее  характерными признаками общего анализа  оперативной обстановки является то, что, во-первых, изучению и оценке одновременно подвергается вся совокупность компонентов  оперативной обстановки, во-вторых, он ориентирован на целостную, системную  оценку деятельности органов внутренних дел; в-третьих, ему присуща цикличность (привязка к определенным периодам); в-четвертых, его проведение предполагает использование значительного объема информации, как о внешних, так  и внутренних условиях функционирования органов и подразделений системы  МВД.

Иначе говоря, общий анализ оперативной обстановки обеспечивает изучение совокупности факторов, характеризующих оперативную обстановку в целом.

Целостный взгляд на оперативную обстановку предполагает изучение связей и зависимостей между  различными элементами и блоками  компонентов. Например, связи и зависимости  между видами преступлений, с одной  стороны, и направлениями деятельности служб и подразделений в предотвращении и раскрытии этих преступлений, с  другой; связи и зависимости между  состоянием правопорядка и факторами  внешней среды (населением, экономикой, инфраструктурой); связи и зависимости  между имеющимися ресурсами и  результатами деятельности; связи и  зависимости между результатами оперативно-служебной деятельности и уровнем организаторской, управленческой работы и т.д.

Глубокий  общий анализ оперативной обстановки на уровне аппаратов МВД, УВД проводится как правило по завершению отчетных периодов работы. Что же касается горрайлинорганов, то такой анализ осуществляется фактически ежедневно, еженедельно, т.е. постоянно, но только в несколько упрощенной форме. В практической деятельности ГРОВД потребность в таком анализе может возникнуть в связи с резким осложнением оперативной обстановки или подготовкой к проведению крупномасштабных и ответственных мероприятий. Наиболее полное и развернутое общее представление о состоянии оперативной обстановки дает ее поквартальный анализ и конечно годовой, потому что такая периодичность позволяет оценить происходящие изменения во взаимосвязи всех ее компонентов и не только по сравнению с прошлым периодом, но и в динамике за ряд лет.

Вышеизложенное позволяет нам выделить и назвать четыре основных вида общего анализа оперативной обстановки по критерию периодичности:

- за длительный  период (более года: 3, 5, 10 лет и  т.д.)

- за отчетный  период (квартал, полугодие, девять  месяцев, год)

- текущий  анализ (за месяц, неделю, сутки)

- внеочередной (моментный) анализ.

Анализ  за длительный период (более года) имеет  цель выявить проявляющиеся во времени  тенденции развития преступности, социально-экономических  и политико-идеологических факторов, а также самой системы органов  внутренних дел. Этот вид анализа  не характерен для горрайорганов, особенно небольших или обслуживающих  территорию с невысоким уровнем  преступности. Однако он осуществляется, например, при разработке комплексного плана социально-экономического развития города, района или комплексной целевой  программы, при вступлении в должность  нового руководителя отдела, в случае получения конкретного задания  на такой анализ.

Информация о работе Оперативная обстановка - методология оценки деятельности