Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:06, реферат
Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты в настоящее время представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России.
Введение……………………………………………………………………………………….
Понятие, объект, субъект и место совершения контрабанды………………………….
Основные предметы контрабанды……………………………………………………….
Контрабанда наркотиков, других психотропных веществ и сильнодействующих веществ…………………………………………………………………………………
Контрабанда ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств и других видов оружия массового поражения…
Контрабанда табачных изделий………………………………………………………..
Контрабанда редких видов животных и растений……………………………………
Контрабанда произведений искусства…………………………………………………
Контрабанда драгоценных металлов и камней……………………………………….
Контрабанда при осуществлении импортных операций…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы
- совершение контрабанды с
Особо квалифицирующейся признается контрабанда, совершенная организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ) – устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.
Совершение контрабанды
Признаком организованной группы при контрабанде, наряду с распределением ролей между ее участниками, является также ее устойчивость, то есть, наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего тщательной подготовки.
И таможенное и уголовное законодательство едины в определении способов контрабанды.
Перемежение товаров помимо таможенного контроля означает любые действия по ввозу или вывозу товаров, миную определенные таможенными органами места, в которых, прежде чем товары будут допущены к пересечению таможенной границы, должен быть проведен таможенный контроль (таможни, таможенные посты), или вне установленного времени производство таможенного оформления.
Сокрытие от таможенного контроля представляет собой любой способ утаивания товаров, использование тайников, специальных хранилищ, придание одним товаром вида других товаров.
Обманное использование
Обманное использование
Недекларирование или
Важное правовое значение для характеристики
объекта контрабанды и
В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.
В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).
В ч. 2 речь идет о перемещении предметов
особого рода, оборот которых запрещен,
ограничен, регулируется специальными
правилами; непосредственный объект токай
контрабанды имеет сложную
Для уголовно-правовой характеристики контрабанды большое значение имеет анализ признаков предмета этого преступления. В теории уголовного права предметом преступления признаются материальные объекты, вещи (предметы), в которых проявляются определенные свойства охраняемых уголовным законом общественных отношений и на которые непосредственно воздействует лицо, совершающее преступление. Если объект преступления – категория абстрактная, недоступная для непосредственного восприятия, то предмет всегда материален, доступен для восприятия человеком. Предметы контрабанды отправляются и перевозятся, перемещаются в пространстве, переходят из владения, пользования, распоряжения одних лиц к другим и т.д. Предметом контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, могут быть любые товары и предметы, за исключением перечисленных в ч. 2 этой статьи, а также недвижимое имущество, помимо перечисленного в ч. 2 ст. 188 УК РФ.
Для детальной характеристики предметов контрабанды необходимо обращаться к ряду норм гражданского права, таможенного и иного законодательства. Так, определение товаров дано в Таможенном кодексе РФ (п. 1 ст. 18), а также в Законе РФ от 12 августа 2003г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Под товаром понимается одно любое движимое имущество, в том числе валюта и валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии, транспортные средства, за исключением используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и иное транспортное оборудование. Как отмечалось в литературе, ст. 18 ТК и ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» сводят понятие товара к понятию вещи, что не вполне согласуется с нормами гражданского права (ст. 128 и др. ГК РФ). Хотя, конечно, и услуги, и работы, и технологии, и информация, и объекты интеллектуальной и промышленной собственности (полезные модели, промышленные образцы, а также товарные знаки, знаки обслуживания, места происхождения товаров) должны рассматриваться как предметы контрабанды.
Что касается предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что их конкретизированный («поименный») перечень является исчерпывающим. Перемещение этих предметов через таможенную границу связано с соблюдением специальных правил. Размер перемещения (стоимости перемещенных предметов) применительно к ч. 2 ст. 18 в законе не оговаривается. Признаки, конкретные свойства, порядок оборота включенных в этот перечень наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегически важных сырьевых товаров; культурных ценностей определяются в федеральных законах «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.), «Об оружии» (1996 г.), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993 г.) и во множестве других нормативных правовых актов, включая Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др., а также в лексикографических источниках. Нельзя не отметить, что это создает значительные трудности для правоприменения.
А теперь более подробно ознакомится с некоторыми видами контрабанды.
2.1. Контрабанда наркотиков и других психотропных веществ и сильнодействующих веществ
Понятие «наркотическое средства и психотропные вещества» определенно ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах.
Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических веществах 1961 г. Это, например, марихуана, гашиш, героин, промедол, морфин.
Психотропные вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, оказывающие опасные для здоровья и жизни человека действие при приеме их в значительных дозах или при наличии медицинских противопоказаний (барбитал, седуксен, димедрол с эдедрином, клофелин, псевдоэфедрин, хлороформ и др.).
Ядовитые вещества – это вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека (ангидрид уксусной кислоты, зарин, змеиный яд, кальций цианистый, метиловый спирт, мышьяковый ангидрид, синильная кислота и др.).
Радиоактивные вещества – это не относящиеся к ядерным материалам вещества, выпускающие ионизирующие излучение (радий-226, цезий-137, полоний-210 и т.д.).
Взрывчатые вещества – это вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое прекращение с выделением тепла и образованием газов (тротил, аммониты, пластиды, эластиды, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т.д.).
Вооружение – это любые виды продукции военного назначения, в том числе боевое неогнестрельное оружие, средства связи, навигационные приборы и радиолокационная аппаратура военного назначения и др.
Взрывное устройство представляет собой комбинацию взрывчатого вещества и специального приспособления (детонатора, взрывателя и т. п.), предназначенного для производства взрыва.
Огнестрельное оружие – это оружие,
предназначенное для
К боеприпасам относятся предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащие взрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды, либо их сочетание.
Ядерное, химическое, биологическое
и другие виды оружия массового поражения
– это различные устройства, средства
и вещества, а также средства их
доставки, применяемые в военных
целях для массового
Под другими видами оружия массового поражения понимается любое другое оружие, способное за счет физических или химических факторов обеспечить массовую гибель людей.
Материалы и оборудование, которые
могут быть использованы для создания
оружия массового поражения, в отношении
которых установлены
Перечень стратегически важных
сырьевых товаров, в отношении которых
установлены специальные
2.3. Контрабанда табачных изделий
По оценкам специалистов контрабанда сигарет за период с 2000 по 2007 годы возросла во всем мире на 73%. Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся рынках Азии. Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между всемирным экспортом и импортом; большинство «пропавших» сигарет продано контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт должен быть близок по величине экспорту. В 2000 году было экспортировано 1107 миллиардов сигарет и только 707 миллиардов импортировано, разница составляет 400 миллиардов. После вычитания 45000 миллиардов сигарет, проданных беспошлинно на легальном основании, остаются 355 миллиардов пропавших сигарет. Единственным логичным объяснением такой пропажи является контрабанда. Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организованна, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода. Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах «New York Times» и «Washington Post» от первого мая 2005 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам. Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налогу на табачные изделия в мае 2000 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения. Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной, таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.