Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:36, курсовая работа
Приготовительные действия к террористическому акту могут совершать организатор, подстрекатель и пособник, действия, образующие оконченный террористический акт, - только исполнитель. Отсюда непосредственное причинение вреда объектам посягательства также связано с действиями исполнителя1.
Исполнителем террористического акта может быть признано всякое лицо, непосредственно совершившее взрыв в общественном месте, поджог зданий, как жилых, так и административных и т.п., разрушение дамб, затопление площадей, повреждения объектов жизнеобеспечения населения.
Введение
Глава 1Уголовно-правовой анализ терроризма
1.1 Основные разновидности современного терроризма
1.2 Деятельность специальных служб и правоохранительных органов по противодействию терроризму
Глава 2 Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с терроризмом.
2.1 Задачи и особенности оперативно-розыскной деятельности в борьбе с терроризмом
2.2 Проблемы использование сведений, полученных агентурным путем
Глава 3 Особенности возбуждения уголовного дела о терроризме. Актуальные проблемы в расследовании преступлений террористической направленности.
3.1Особенности организации и производства осмотра места происшествия
3.2 Тактические особенности и проблемы обыска
3.3 Тактические особенности и проблемы допросов лиц различных процессуальных категорий при расследовании преступлений террористической направленности
Заключение
Роль специальных служб и правоохранительных органов в системе обеспечения антитеррористической безопасности России
«Борьба с терроризмом... — говорится в «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации », — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по:
выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности;
раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.
Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы (автоматизированные системы управления)»94.
К числу субъектов борьбы с терроризмом относятся многие федеральные органы, наделенные специальной компетенцией. Основные из них, которые непосредственно осуществляют эту борьбу, были определены еще Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года № 130-Ф3 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ), где в пункте 3 статьи 6 указывалось, что к ним относятся Федеральная служба безопасности России, Министерство внутренних дел России, Служба внешней разведки России, Федеральная служба охраны России, Министерство обороны России.
Таким образом, приоритет и основополагающая роль в борьбе с терроризмом как была отведена раньше, так и принадлежит сейчас Федеральной службе безопасности России. Это со всей очевидностью вытекает и из Указа Президента России от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», в соответствии с которым руководителем Национального антитеррористического комитета России и его Федерального оперативного штаба (по должности) назначается директор ФСБ России.
Принимая во внимание, что сведения об организации сил и средств, привлекаемых к конкретным операциям антитеррора, как правило, имеют закрытый для публикации характер или относятся к категории сведений, составляющих государственную тайну, остановимся на рассмотрении этих вопросов лишь в общих (доступных) пределах.
В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности России задача борьбы с терроризмом была изначально одной из приоритетных, и ее решением на практике занимались и занимаются многие подразделения контрразведки независимо от специализации по линиям и объектам контрразведывательного обеспечения. Оперативно-розыскную контрразведывательную) работу в целях борьбы с терроризмом ведут как подразделения центрального аппарата (департаменты и службы), так и соответствующие подразделения территориальных органов ФСБ в субъектах РФ, а также органы военной контрразведки, пограничники и др. В таких мероприятиях, как правило, задействованы и подразделения оперативно-технического, информационно-аналитического и иного назначения.
Направленность данной работы, на наш
взгляд, достаточно лаконично выражена
следующей формулировкой в Концепции
противодействия терроризму: «Одним из
основных условий повышения результативности
борьбы с терроризмом являются оперативное
проникновение в террористические структуры,
получение упреждающей информации об
их планах по совершению террористических
актов, деятельности по распространению
идеологии терроризма и экстремизма, об
источниках и каналах финансирования,
снабжения оружием, боеприпасами, иными
средствами для осуществления террористической
деятельности »95. Поэтому в целях борьбы с терроризмом
подразделения ФСБ России, наделенные
правом ведения оперативно-розыскной
деятельности, на постоянной основе проводят
оперативно-розыскные (гласные и негласные),
профилактические, боевые и иные мероприятия,
характер которых определяется конкретными
задачами и условиями оперативной обстановки
на момент их проведения. Вся эта деятельность
строится на нормативно-правовой основе,
жестко регламентированной федеральным
законодательством, приказами, инструкциями
и иными организационно-
Введение этих и иных ограничений закреплено статьей Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3, о чем уже говорилось в предыдущей главе. Кроме того, статьей 15 четко определено, что пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности России, а для проведения контртеррористической операции по решению ее руководителя — специально создаваемой группировкой сил и средств96.
В организационной структуре ФСБ России для силового подавления террористов имеются специальные подразделения, которые принимают основное участие в контртеррористических операциях на территории нашей страны, а в отдельных случаях по решению Президента Российской Федерации могут использоваться и против террористов и (или) их баз, находящихся за пределами территории России.' К таким подразделениям относится, прежде всего, Центр специального назначения ФСБ России, созданный 8 октября 1998 года, в структуру которого входят Управление «А» и Управление «В». Их основная специализация — решение определенного комплекса специальных задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе и по борьбе с терроризмом.
Управление «А» — это «продолжение» легендарно известной группы «Альфа», которая была создана 29 сентября 1974 года по инициативе председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова и официально называлась изначально группой «А» 5-го отдела 7-го Управления КГБ СССР97.
Наряду с характеристикой роли органов ФСБ России и его Центра специального назначения в общегосударственной системе противодействия терроризму нельзя не отметить также важную и ответственную роль, которую выполняют подразделения Пограничной службы Российской Федерации. Пограничная служба, как ранее в СССР, так и в настоящее время в РФ, структурно входит в состав ФСБ России. Ее основная функция — обеспечение охраны государственной границы Российской Федерации, как говорится, во всех сферах: на суше, на воде и в воздухе. В силу этого в систему Пограничной службы входят разнообразные специализированные подразделения, в том числе пограничного контроля, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную и другие виды оперативно-розыскной деятельности на сопредельной с границей России территории, органы пограничной стражи и морской охраны, погранотряды и погранзаставы, а также пограничные войска и обеспечивающие их деятельность различные функциональные службы.
Если выделить основные и общие для этих подразделений задачи в части противодействия терроризму, то это сводится к следующему:
—выявление, предупреждение и пресечение преступлений террористического характера, а также иных преступлений и административных правонарушений в приграничной зоне, т. е. в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации;
Для реализации указанных задач и соответствующих функциональных обязанностей подразделения Пограничной службы наделены соответствующими полномочиями на проведение разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности. При ее осуществлении они также имеют право:
Эти и другие полномочия регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами, а также нормативными актами ФСБ и Пограничной службы99.
Как известно, в связи с активизацией террористических проявлений в регионе Северного Кавказа, особенно на сопредельной с Грузией территории, руководством ФСБ и Пограничной службы России проведена большая работа по модернизации средств охраны границы и созданию условий более эффективного противодействия террористическим группировкам и участникам незаконных бандформирований, действовавших в этом районе. Были построены современные погранзаставы и переходы, в распоряжение пограничников поступили современные средства транспорта и связи, новые виды вооружения и боевой техники. Все это в значительной степени позволило усилить охрану государственной границы в этом регионе и осуществлять совместно с территориальными органами ФСБ и МВД меры противодействия терроризму.
О некоторых, наиболее значимых результатах деятельности подразделений и территориальных органов ФСБ России по борьбе с терроризмом уже шла речь в предыдущих главах. В заключение обратим внимание лишь на то, какую общую оценку этой деятельности дал В. В. Путин, находясь на посту Президента России, в январе 2008 года на коллегии Федеральной службы безопасности России, где обсуждались итоги работы за 2007 г.: «Органы безопасности стали эффективнее использовать весь комплекс превентивных мер. Благодаря этому еще на этапе планирования, подготовки были предотвращены десятки терактов, а значит, спасены сотни человеческих жизней. В этом, прежде всего, заслуга спецслужб, правоохранительных органов, а также созданного Национального антитеррористического комитета... Спецслужбам удалось ликвидировать наиболее одиозных главарей террористов. Кольцо вокруг бандитского подполья, — заявил Президент РФ, — сжимается все плотнее. Но, — тут же подчеркнул он, — не все еще ликвидированы, есть вокруг кого сжимать кольцо... Террористическая угроза все еще велика».100
Министерство внутренних дел России, его органы и подразделения на местах как одна из ведущих правоохранительных структур в стране имеют в своей системе ряд подразделений, которые занимаются антитеррористической деятельностью. Головным из них является Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, а также Центр по борьбе с терроризмом — Центр «Т», созданный в системе МВД России в 2002 году.
Только в 2007 году Центром «Т»был получен большой объем оперативной информации, реализация которой позволила предотвратить целый ряд диверсионно- подрывных актов и сорвать планы незаконных вооруженных формирований по широкомасштабной дестабилизации обстановки не только в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде.