Особенности возбуждения уголовного дела о терроризме. Актуальные проблемы в расследовании преступлений террористической направленност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Приготовительные действия к террористическому акту могут совершать организатор, подстрекатель и пособник, действия, образующие оконченный террористический акт, - только исполнитель. Отсюда непосредственное причинение вреда объектам посягательства также связано с действиями исполнителя1.
Исполнителем террористического акта может быть признано всякое лицо, непосредственно совершившее взрыв в общественном месте, поджог зданий, как жилых, так и административных и т.п., разрушение дамб, затопление площадей, повреждения объектов жизнеобеспечения населения.

Содержание работы

Введение

Глава 1Уголовно-правовой анализ терроризма
1.1 Основные разновидности современного терроризма
1.2 Деятельность специальных служб и правоохранительных органов по противодействию терроризму

Глава 2 Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с терроризмом.
2.1 Задачи и особенности оперативно-розыскной деятельности в борьбе с терроризмом
2.2 Проблемы использование сведений, полученных агентурным путем

Глава 3 Особенности возбуждения уголовного дела о терроризме. Актуальные проблемы в расследовании преступлений террористической направленности.
3.1Особенности организации и производства осмотра места происшествия
3.2 Тактические особенности и проблемы обыска
3.3 Тактические особенности и проблемы допросов лиц различных процессуальных категорий при расследовании преступлений террористической направленности

Заключение

Файлы: 1 файл

Диплом Инал.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудниками Центра «Т» раскрыты десятки преступлений, обнаружены около пятидесяти лагерей, схронов и тайников, изъяты значительные арсеналы огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также средства связи, различная амуниция, военное обмундирование и даже оборудование, на котором можно изготавливать взрывные устройства. Они принимали непосредственное участие в операциях по выявлению и ликвидации многих лидеров и активных участников бандформирований, среди которых Сайдулаев, Шамиль Басаев, Лбу Хавс и др101.

В 2007 году сотрудники Центра «Т» и их коллеги в регионах отметили пятилетие своих подразделений. Как сказал в этой связи в интервью газете «Россия» заместитель начальника Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом С. Ченчик, «за это время накоплен значительный опыт... происходят и качественные изменения в работе. На местах не только повсеместно используют накопленный опыт, но и внедряют новые организационные формы и тактические методы предупреждения и раскрытия преступлений террористического характера...»102.

При этом основные усилия сотрудников всех подразделений антитеррора сосредоточены не только на получении оперативной информации об исполнителях и организаторах терактов, но и направлены на работу по предупреждению терактов.

Характерным примером может служить следующий эпизод. По сведениям, поступившим по оперативным каналам из одной из северокавказских республик, следовало ожидать прибытия в Москву для совершения диверсионно- террористической акции молодой женщины — уроженки Северного Кавказа. В Москве ее местонахождение было установлено, а для проверки указанной информации безотлагательно организовано проведение комплекса оперативно- розыскных мероприятий, в том числе и наружное наблюдение за ее передвижением в городе. Несколько дней она с двумя девушками-москвичками, принявшими ислам, при посещении торгового комплекса «Охотный ряд» фотографировала лестничные пролеты и эскалаторы, делала записи, касающиеся расположения несущих конструкций. Анализ этих действий позволил сделать вывод, что проводится рекогносцировка объекта перед возможным совершением теракта. Тем более что полученные снимки с цифрового фотоаппарата сразу отправлялись неизвестному получателю в расположенном на первом этаже интернет-кафе.

После получения дополнительных сведений, что разрабатываемое лицо собирается перевозить по новому адресу какие-то предметы и тщательно маскирует свои действия, было принято решение о ее досмотре под благовидным предлогом сотрудниками милиции. В ходе досмотра вещей этой женщины в ее сумке были обнаружены около 200 граммов взрывчатого вещества повышенной мощности — пластида, фотоаппарат и другие предметы, подтверждающие подготовительные действия к возможному осуществлению теракта103.

Этот пример только подтверждает тот факт, какую важную роль в предотвращении террористических актов имеет четко скоординированная оперативно- розыскная работа.

Нельзя не отметить тот немаловажный фактор, способствующий повышению эффективности мер противодействия терроризму, что деятельность органов и подразделений МВД России на данном направлении осуществляется в тесном взаимодействии с ФСБ России и другими органами государственной власти при активной поддержке широких слоев населения. Это проявляется, прежде всего, при проведении контртеррористических операций в регионе Северного Кавказа, где побывали в длительных командировках и постоянно еще находятся там многие оперативные сотрудники из территориальных органов МВД России различных регионов страны.

Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях первый заместитель председателя Национального антитеррористического комитета, министр МВД России генерал армии Р. Г. Нургалиев, а также другие руководители органов внутренних дел. Особенно велика роль территориальных органов и подразделений МВД в осуществлении профилактики терроризма в процессе обеспечения общественной безопасности при проведении крупномасштабных общественно-политических, зрелищных и иных массовых мероприятий в культурно-развлекательных центрах, на стадионах и в других местах большого скопления людей. Важность и ответственность работы по охране общественного порядка трудно переоценить, а усилия сотрудников органов внутренних дел существенно влияют на снижение уровня террористических угроз. Это неоднократно было доказано на практике, как и нашло свое подтверждение в период подготовки и проведения выборов в Государственную думу в декабре 2007 года, а также в марте 2008-го выборов Президента России.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) в пределах установленной компетенции также активно участвует в общегосударственной системе противодействия терроризму, а ее руководитель М. Е. Фрадков является членом НАК и Федерального оперативного штаба.

По поручению руководства страны и во взаимодействии с другими органами государства СВР России, как и разведслужбы многих государств, вносит весомый вклад в борьбу с международным терроризмом. Сотрудники этой службы в различных регионах и странах мира активно работают в направлении сбора и добывания информации о террористических и экстремистских организациях, их лидерах и персональном составе участников, имеющемся вооружении, источниках и каналах финансирования террористической деятельности. Основное назначение их разведывательной деятельности состоит в том, чтобы, используя различные методы и средства по добыванию указанной информации, своевременно проинформировать соответствующие государственные инстанции о назревающих террористических угрозах и принять упреждающие меры для антитеррористической защиты жизненно важных интересов страны и конкретных объектов террористических посягательств.

В зависимости от характера подобных угроз, полученные данные могут быть направлены для информирования Президента России, руководителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации, в Совет безопасности Российской Федерации и Национальный антитеррористический комитет для принятия решений в той или иной сфере обеспечения национальной безопасности России. Аналогичным образом такая работа ведется разведслужбами многих стран.

Как известно из сообщений СМИ, в США не делают секрета о том, что ЦРУ и разведслужбы Министерства обороны США в целях борьбы с международным терроризмом ведут активный поиск и разработку лидера «Алъ-тКайды» и его представителей в различных странах, а также многих других «легальных» и нелегальных террористических организаций, которые потенциально опасны и угрожают безопасности США. В нашей стране не принято публиковать информацию по данному поводу, но сведения о международных террористических организациях, которые представляют угрозу и для нашей страны, а также являются объектами особого внимания специальных служб, отражены в официальных документах и в Интернете, в том числе на сайте Национального антитеррористического комитета РФ.

Особую значимость имеет разведывательная информация о потенциальных террористических угрозах, тем более о готовящихся терактах в отношении конкретной категории объектов. Ее ценность существенно возрастает, если удается своевременно предпринять адекватные меры антитеррористической защиты, а главное — сработать на упреждение готовящихся акций, как это было предпринято по инициативе НАК России в январе 2007 года, когда в нашу страну поступили данные о возможных террористических актах на транспортных коммуникациях России, в том числе и в метрополитенах крупных городов.

Как правило, федеральные органы государственной власти, правоохранительные и другие органы со всей ответственностью реагируют на подобную информацию и вместе с тем оказывают содействие органам внешней разведки в осуществлении разведывательных мероприятий в интересах противодействия терроризму. Формы и направления взаимодействия органов внешней разведки с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, а общая координация проводимых мероприятий в стране и за рубежом осуществляется под эгидой Национального антитеррористического комитета, членом которого (по должности) является руководитель СВР РФ.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является специализированным федеральным органом исполнительной власти, предназначенным обеспечивать безопасность объектов государственной охраны, в том числе и от возможных террористических актов. Под объектами государственной охраны понимаются высшие должностные лица государства, а также некоторые другие категории лиц, которые подлежат персональной защите от террористических актов и иной противоправной деятельности. В соответствии с нормативными правовыми документами к ним относятся лица, замещающие высшие государственные должности Российской Федерации, — Президент России, председатели Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатель Конституционного суда Российской Федерации, председатель Верховного суда Российской Федерации, председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Установление для лиц данной категории усиленного режима государственной охраны вполне объяснимо, учитывая их особую роль в жизни общества и государства. Поэтому в соответствии с уголовным законодательством России «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за эту деятельность, квалифицируется как террористический акт» (ст. 277 УК РФ).

При необходимости по решению Президента России государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим определенные должности в системе государственного управления Российской Федерации, как то: отдельным членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, руководителям ряда министерств и ведомств (по специальному списку)104.

Наряду с этим в функции ФСО России входит обеспечение антитеррористической безопасности в период пребывания на территории Российской Федерации глав иностранных государств и правительств, членов их семей и других лиц, прибывающих с ними в составе делегации, если это предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации, соглашениями между ФСО и полномочными органами иностранных государств.

В части противодействия терроризму ФСО России, обеспечивая безопасность выделенных объектов государственной охраны, решает также следующие основные задачи:

  • прогнозирование и выявление террористических и иных угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны, принятие мер по их предотвращению;
  • непосредственное обеспечение антитеррористической безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; антитеррористическая защищенность зданий, строений и сооружений, где размещены объекты охраны, а также прилегающих к указанным зданиям, строениям и сооружениям территорий и акваторий, иных государственных резиденций государственных дач и особняков, находящихся в оперативном обеспечении ФСО России;
  • координация деятельности различных государственных органов, участвующих в обеспечении безопасности объектов государственной охраны органов Федеральной службы безопасности, внутренних дел, внешней разведки и т. д.;
  • обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи, телекоммуникаций и транспортных средств, предотвращение несанкционированного доступа к ним посторонних лиц;
  • организация и проведение оперативно-технического, химического, радиационного, экологического контроля, противопожарного надзора и санитарно- противоэпидемической проверки в местах постоянного и временного пребывания охраняемых лиц.

Так, в процессе обеспечения безопасности Президента России осуществляется не только его персональная охрана в местах постоянного и временного пребывания, но и членов семьи Президента России, проживающих совместно с ним или сопровождающих его. Осуществляется комплекс организационных, оперативно-розыскных, охранных, режимных и иных мероприятий на трассах их проезда и в окружении охраняемых объектов, в учреждениях, организациях и на предприятиях, так называемых объектах посещения. При этом обеспечивается взаимодействие подразделений ФСО России с другими государственными органами обеспечения безопасности на основе взаимного информирования о террористических и иных угрозах безопасности объектов государственной охраны, определения расстановки и поддержания в готовности необходимых сил и средств. Осуществляется также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в части разработки и выполнения специальных мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности Президента России и других объектов государственной охраны в условиях чрезвычайных ситуаций.

В целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны и функционирования президентской связи, а также обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы территории Российской Федерации ФСО России осуществляет внешние сношения со специальными службами, правоохранительными органами и подобными ФСО России организациями заинтересованных иностранных государств на основе двусторонних договоренностей (договоров, соглашений, планов мероприятий и т. п.). Не менее важная роль в осуществлении мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности возлагается на следственные и судебные органы- в мероприятиях по расследованию террористических актов, сбору вещественных доказательств и документированию преступных действий их исполнителей и организаторов активно участвуют сотрудники следственных подразделений Следственного комитета при Генеральной прокуратуре и других правоохранительных органов (ФСБ, МВД, Военной прокуратуры и т. д.). Результаты этой работы по возбужденным уголовным делам и другие следственные материалы, как правило, представляются в судебные инстанции, где эти дела рассматриваются и по ним принимаются соответствующие судебные решения. Практику уголовного преследования лиц, совершивших преступления террористического характера, исследовал и обобщил в своей книге В. В. Устинов «Россия: 10 лет борьбы с международным терроризмом105.

 

 

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). – 6 – е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт – Издат, 2010. С.672.

Информация о работе Особенности возбуждения уголовного дела о терроризме. Актуальные проблемы в расследовании преступлений террористической направленност