Письмо как объект криминалистического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Криминалистическое исследование письма в недавнем прошлом охватывало обе стороны целостной системы письма - смысловую и графическую. В свое время С.М. Потапов указывал: «Будучи связан со смысловым и целевым назначением документа, почерк не может быть изучен для идентификации в отрыве от содержания письма и условий его воспроизведения».
В наши дни исследование

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие письма как объекта криминалистического исследования 5
2 Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка 10
2.1 Понятие почерковедения в письме 10
2.2 Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка 14
2.3 Признаки, отражающие структуру движений 17
2.4 Пространственно-ориентационные (топографические) признаки 17
2.5 Частные признаки 19
3 Криминалистическое исследование письма 22
3.1 Цель и задачи судебно-почерковедческой экспертизы при исследовании письма 22
3.2 Подготовка материалов для экспертизы рукописных текстов 25
3.3 Методика экспертного исследования 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Письмо как объект криминалистических исследований.docx

— 144.66 Кб (Скачать файл)

Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью. Для современной русской скорописи характерно быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов.

Письмо как процесс  основано на сложной и многообразной  системе навыков, образующих письменный функционально-динамический комплекс (ФДК), подчиненный единой цели - фиксации мысли в рукописи для передачи ее на расстояние и для сохранения во времени. Письменный ФДК объединяет две тесно связанные и вместе с тем относительно автономные подсистемы: письменно-речевой (смысловая сторона) и письменно-двигательный (графическая техника письма) ФДК.

Функцией письменно-двигательного  ФДК является реализация в рукописи в процессе письма итоговой программы, содержание которой составляют зрительно-двигательный образ исполняемых рукописей (психофизиологический регуляторный компонент) и развернутая система движений, специально приспособленная для реализации этого образа (биомеханический исполнительный компонент).

Формируясь в результате специального обучения и практики письма на основе субъективного приспособления пишущего к разнообразным внешним  и внутренним условиям, письменно-двигательный ФДК приобретает у каждого пишущего своеобразные черты. Именно с субъективным характером письменно-двигательного ФДК связывается представление о почерке, индивидуальность которого сделала это понятие синонимом всего своеобразного.

Таким образом, почерк – это основанная на письменно-двигательном ФДК навыков и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации систему движений6.

Процесс письма, состоящий  в функционировании письменно-двигательных навыков, является сложной системной  деятельностью, реализуемой с помощью соответствующего анатомического аппарата (пишущей руки и верхнего плечевого пояса), биомеханики, управления движениями со стороны центральной нервной системы.

К основным свойствам (качествам) почерка, существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач, относятся: индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость.

Индивидуальность почерка  – это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Благодаря этому свойству возможна идентификация исполнителя рукописи. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индивидуальности почерка, который приобретает отчетливо выраженные черты к третьему-четвертому классу средней школы.

Индивидуальность почерка  предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, который зависит от следующих факторов:

- индивидуальности личности  в единстве ее анатомических,  физиологических и психологических свойств (внутренний субъективный фактор);

- условий формирования  почерка – школьное обучение письму и иные, например поспешность при выполнении домашних заданий, необходимость быстро записывать лекции, неудобная обстановка при оформлении документов и т.п. (внешний объективный фактор);

- взаимодействия условий  формирования навыков, с одной  стороны, и индивидуальности свойств  личности – с другой.

Индивидуальность почерка  проявляется в системе более  частных его свойств, образующих признаки, на исследовании которых  строится криминалистическая идентификация7.

Динамическая устойчивость почерка означает его определенную стандартность, стабильность во времени и относительно различного рода сбивающих факторов (необычных условий). Она образуется в процессе формирования почерка. В начале обучения изображения букв и рукописи в целом неустойчивы, они постоянно корректируются и совершенствуются. Постепенно период относительной их стабильности возрастает. Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и в дальнейшем не подвергается существенным изменениям до наступления пожилого (с 60 лет) и старческого (с 74 лет) возраста, когда в силу возрастных изменений нарастают нарушения ФДК.

Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица как результат приспособления почерка к различным условиям выполнения рукописей8. Вариационность почерка и его признаков обусловлена адаптационным, приспособительным характером формирования и функционирования письменно-двигательного ФДК. Так, человек постепенно приобретает способность определенным образом корректировать свои движения, создавая варианты почерка и его признаков. Это достигается за счет незначительных перестроек механизма письма. Различная внутренняя установка лица на написание более или менее важных, значимых для него документов обусловливает появление разных вариантов почерка (например, при подписании поздравительной открытки будет использован усложненный вариант почерка, а при записи лекций – упрощенный).

Вариационность увеличивает индивидуализирующую конкретный почерк информацию, так как позволяет использовать признаки не только в однократно программированных схемах буквенных изображений, но и в их вариантах.

Избирательная изменчивость – способность почерка изменяться определенным образом в зависимости от степени и вида причин, влиявших на процесс письма. Эта изменчивость наступает под влиянием различных групп сбивающих факторов, носит избирательный характер, т.е. изменения (их объем, характер) жестко детерминированы и зависят от воздействующих причин. Так, например, специфичны наступающие изменения признаков, проявляющиеся при письме непривычной левой рукой; информативен комплекс признаков, проявляющийся в рукописях, выполненных с намеренным изменением почерка; характерны изменения в почерке, наступающие при письме в затемненном помещении, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.п. Избирательная изменчивость существенна для решения диагностических задач, ее учет важен и для идентификации.

Рассмотренные фундаментальные  свойства почерка находят свое выражение в более частных, которые, в свою очередь, проявляются в рукописях в виде признаков, служащих непосредственным объектом экспертного исследования.

Признак почерка – материализованное в рукописях свойство почерка, которое заключает в себе информацию, полезную для решения задач экспертизы9.

Признаки делятся на общие  и частные. К общим относят признаки, проявляющиеся в рукописи в целом, к частным – признаки, характеризующие выполнение отдельных элементов рукописи (букв, цифр, их частей, отдельных безбуквенных штрихов).

В зависимости от отображаемых свойств письменно-двигательного  навыка общие признаки делятся на группы:

1) признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;

2) признаки, отражающие структуру движений;

3) пространственно-ориентационные (топографические) признаки;

4) частные признаки.

2.2 Признаки, отражающие степень и  характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка – уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом. Она бывает высокая, средняя и низкая.

Высоковыработанный почерк – сформировавшийся почерк, характеризующийся высокой координацией движений и относительно быстрым темпом письма, что свойственно высокоавтоматизированному письменно-двигательному процессу. Средневыработанный – почерк, не вполне сформировавшийся, отражающий незавершенную стадию практического освоения связного и быстрого письма. Низкая степень выработанности отражает начальную стадию освоения навыка письма, когда письменно-двигательный процесс еще не автоматизирован (может быть практический и школьный).

Рисунок 1 – Примеры выработанности почерка

Координация движений при  письме – признак, отражающий точность (согласованность) движений, организацию их в единую композицию. Неточность координации движений выражается в их извилистости, угловатости, неравномерности размера, наклона, разгона и др10.

Координация движений – признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных условиях письма. Она нарушается при изменениях внешней обстановки письма, позы и состояния пишущего, при некоторых способах намеренной маскировки почерка (например, при перемене пишущей руки).

Темп выполнения рукописи – признак, отражающий скорость движений при ее написании. Он может быть быстрым, средним и медленным. Основными показателями темпа выполнения рукописи являются непрерывность движений при написании письменных знаков и их сочетаний, строение таких знаков и почерка в целом, структура штрихов.

Строение почерка – признак, отражающий степень сложности движений, зависящий от определяющей тенденции в формировании почерка: писать в соответствии с прописями (простое строение), своеобразно стройно, с дополнениями, украшениями (усложненное строение), быстро, игнорируя внешнюю конфигурационную сторону письма (упрощенное строение).

Почерки простого строения в наибольшей мере отвечают зрительному  образу и системе движений, предусмотренной  стандартными прописями – эталоном при обучении письму. Почеркам упрощенного строения свойственна простота движений, которая может проявляться в выпрямлении траектории движений, утрате элементов письменных знаков, сокращении количества движений. Усложненный почерк формируется при установке на оригинальность, стройность, направленную на своеобразие и украшательство (наличие дополнительных штрихов, искривлений, изломов и пр.).

2.3 Признаки, отражающие структуру  движений

Наклон – преобладающее направление движений при выполнении основных элементов букв – бывает правый, вертикальный (без наклона), левый.

Размер – протяженность движений по вертикали, которая выражается в высоте букв, – может быть большим (высота букв - 4 мм и более), средним (высота букв – от 2 до 4 мм) и малым (высота букв – 2 мм и менее).

Разгон – отношение ширины букв и расстояний между ними к их высоте – может быть большим (размер интервалов между основными элементами букв (ширина) и буквами равен высоте букв или более нее), средним (размер указанных интервалов колеблется от 1/2 до высоты букв) и малым (равен 1/2 высоты и менее ее).

Связность характеризует  степень непрерывности движений пишущего и дифференцируется на сплошную (непрерывное выполнение всех букв в словах независимо от их протяженности), большую (при непрерывном выполнении 6 и более букв в большинстве слов), среднюю (при непрерывном соединении 4-5 букв в большинстве слов), малую (при непрерывном выполнении 2-3 букв в большинстве слов), отрывистое выполнение букв11.

Нажим отражает степень и  характер усилий, реализуемых в вертикальной плоскости при письме. Он опосредованно проявляется в ширине штриха и распределении плотности красителя. По степени нажима различают сильный, средний и слабый.

2.4 Пространственно-ориентационные (топографические)  признаки

Размещение самостоятельных  фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа  бумаги относительно его срезов, на котором выполняется рукопись (ближе к левому, правому срезу листа, посредине), и основного текста (на большом, маленьком расстоянии от него).

Размер и конфигурация линии полей.

Поля – отступы от срезов листа бумаги – могут иметь место и отсутствовать; наиболее распространены левые поля, реже – правые. Размеры полей определяются расстоянием, на котором размещаются начальные или заключительные движения в строках относительно левого или правого срезов листа бумаги. Различают следующие размеры полей: большой – свыше 3 см, средний – от 1 до 3 см, малый – до 1 см.

Конфигурация поля определяется размещением начальных или заключительных движений в каждой строке относительно предыдущей строки. По конфигурации линия вертикальных полей бывает: прямолинейная (вертикальная, право- и левонаклонная), дуговая (выпуклая или вогнутая), ломаная или извилистая12.

Рисунок 2 – Примеры размера и конфигурации линий полей

 

Размещение начала первой строки относительно начала последующих  строк и предшествующей строки (красная  строка): отступ от левого поля – размер красной строки может быть большим (более 3 см), средним (от 1 до 3 см), малым (менее 1 см).

Размер интервалов между  строками (при выполнении текста на нелинованной бумаге) может быть большим (больше двойной высоты строчных букв), средним (равен двойной их высоте), малым (меньше двойной высоты букв).

Размер интервалов между  словами может быть большим (превышает  ширину двух строчных двухэлементных букв), средним (равен ширине двух букв), малым (меньше ширины двух букв).

Размещение линии письма относительно бланковой строки: на строке, выше или ниже нее.

Направление линии письма в строке - положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги: горизонтальная, поднимающаяся, опускающаяся, смешанная.

Форма линии письма в строке: прямолинейная, выпуклая, вогнутая, извилистая, ступенчатая.

Рисунок 3 – Пример формы линии письма в строке

Размещение знаков препинания: ближе к предшествующему слову, посредине, ближе к последующему слову; выше линии письма (бланковой строки), на линии письма (бланковой строке), ниже линии письма (бланковой строки).

Информация о работе Письмо как объект криминалистического исследования