Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

Файлы: 1 файл

Кр Пр Органы.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Суд первой инстанции  чаще всего является судом, рассматривающим дело впервые. Однако процессуальное законодательство предусматривает право вышестоящих инстанций возвращать дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции. Большинство судов в судебной системе России (в том числе и суды высшего звена) могут рассматривать дела в качестве суда первой инстанции в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законом.

Исключением являются арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), которые,  выступают только как суды апелляционной и кассационной инстанции соответственно.

Решение суда первой инстанции  может быть обжаловано сторонами и другими участниками процесса в порядке, установленном процессуальным законом. Суд, рассматривающий дело по жалобе или представлению, выступает судом второй инстанции.

Суд второй инстанции  может рассматривать дело в двух формах - в кассационном и в апелляционном порядке. Соответственно, суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, именуется судом кассационной инстанции, а суд, рассматривающий дело в порядке апелляционного судопроизводства - судом апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность (а в уголовном процессе также и справедливость) судебных решений, не вступивших в законную силу, лишь по письменным материалам дела, которые уже имелись у суда первой инстанции. Процедура производства в кассационной инстанции значительно упрощена, по сравнению с рассмотрением дела по существу, судом первой инстанции.

Главная особенность  процедуры судебного разбирательства  в суде кассационной инстанции заключается  в том, что по общему правилу доказательства в кассационной инстанции непосредственно не исследуются, свидетели не допрашиваются, новые доказательства не представляются, то есть судебное следствие не проводится.

Тем не менее, действующие  процессуальные кодексы содержат ряд  исключений из общего правила проверки судебных решений в объеме требований, содержащихся в жалобе или представлении. Так, суд кассационной инстанции в гражданском процессе может проверить решение в полном объеме в интересах законности (ч. 2 ст. 347 ГПК РФ). В уголовном процессе кассационная инстанция имеет право проверки приговора в отношении лиц, жалоб непосредственно не подавших, если жалоба или представление касаются их интересов (ч. 2 ст. 360 УПК РФ).

Арбитражный суд кассационной инстанции независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, проверяет, не нарушены ли нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения нижестоящего суда (ч. 2 ст. 286 АПК РФ).

В кассационной инстанции  в уголовном судопроизводстве рассматриваются  дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанции. В гражданском процессе в кассационной инстанции проверяются только решения судов первой инстанции, так как решения апелляционной инстанции вступают в силу немедленно после их провозглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежат. Таким образом, в уголовном судопроизводстве, в отличие от гражданского, решение мирового судьи во второй инстанции можно обжаловать дважды - сначала в апелляционной, а затем и в кассационной инстанции.

В системе судов общей  юрисдикции судами кассационной инстанции  выступают суды областного звена  в лице их судебных коллегий по гражданским  и уголовным делам, и Верховный  Суд РФ (Судебная коллегия по уголовным  делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия и Кассационная коллегия).

Помимо апелляционной  и кассационной в гражданском, арбитражном  и уголовном процессе действует  еще и надзорная инстанция. Это суды или структурные подразделения соответствующих судов, которые по закону могут проверять законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

То есть любое решение  суда общей юрисдикции или арбитражного суда, даже если оно вступило в законную силу по истечении срока на обжалование  либо по нему было принято решение судом апелляционной или кассационной инстанции, возможно обжаловать в порядке надзора (кроме решений, принятых Президиумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ).

В системе судов общей  юрисдикции судами, рассматривающими надзорные жалобы и представления, являются президиумы судов областного звена, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ, а также Президиум Верховного Суда РФ. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, однако решение надзорной инстанции можно обжаловать в вышестоящую надзорную инстанцию (например, решение Президиума областного суда - в соответствующую судебную коллегию Верховного суда).

Верховный суд РФ  является высшим судебным органом Российской Федерации по уголовным, гражданским, а также по административным делам, которые подсудны судам общей  юрисдикции.

Верховный суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик в составе РФ, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам.

  1. В качестве суда надзорной инстанции пересматривает вступившие в силу решения любого суда Российской Федерации в том числе и свои собственные решения.
  2. Проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых (областных) и приравненных к ним судов.
  3. Осуществляет возобновление производства по рассмотренным судами делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
  4. Рассматривает гражданские, уголовные, административные и иные дела особой сложности или значимости.

Компетенция Верховного суда РФ, в соответствие со статьей 126 Конституции РФ, статьей 19 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г.), статья 59 «О судоустройстве РСФСР» (с изменениями на 7 февраля 2011 года, применяется в части, не противоречащей Федеральным законам от 31.12.1996 N 1-ФКЗ, от 08.01.1998 N 7-ФЗ, от 23.06.1999 N 1-ФКЗ, а с 1 января 2013 года документ утрачивает силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации») и некоторыми другими нормативными правовыми актами:

- Рассмотрение дела  в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по делам, возобновленным в производстве ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

- Изучение и обобщение  судебной практики, ведение судебной  статистики.

- Законодательная инициатива

-Предоставление заключение о наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков преступления.

-Осуществляет судебных надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и военными судами.

-Осуществление иных полномочий, предоставленных ему законодательством РФ.

 

Задача 4.

Гражданин России Шевелев подал жалобу в Конституционный  Суд РФ. В этой жалобе гражданин  Шевелев указал, что областной  суд, рассматривая уголовное дело по обвинению Карымова, Листратова, и  Шевелева в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «г» ч.2 ст.105, а также ч.2 ст.158 Уголовного кодекса РФ, правильно использовал действующее уголовно-процессуальное законодательство. Однако в результате этого нарушил его конституционное право на защиту и право на разбирательство дела в суде присяжных.

Шевелев просил «рассмотреть жалобу и изменить антиконституционный  закон». Он также  ходатайствовал о  том, чтобы в заседании Конституционного Суда при рассмотрении его жалобы для объективности участвовали  присяжные заседатели.

Проанализируйте данную ситуацию. Рассматривает ли Конституционный Суд РФ жалобы граждан? Какие решения может принять Конституционный Суд РФ по результатам рассмотрения жалоб и обращений?

В порядке конкретного (т.е связанного с производством  по гражданским, уголовным или иным делам, находящимся в производстве судов или других правоприменительных органов) контроля по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Данная категория дела может рассматриваться Конституционным Судом по жалобе гражданина и объединений граждан, чьи конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. (Глава V. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 36. 37. 38) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение  в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или  коллективной жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы  нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Статья 97. Допустимость жалобы

Жалоба на нарушение  законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает  конституционные права и свободы  граждан;

2) закон применен в  конкретном деле, рассмотрение которого  завершено в суде. Из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.,5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября 2010 г., 28 декабря 2010 г.).

Рассмотрение жалобы по существу.

 После того, как  жалоба была принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ, дело назначается к слушанию не позднее чем в течение 1 месяца.

 Гражданин, обратившийся  в Конституционный Суд РФ с  жалобой, а также государственный  орган, издавший закон, а также  их представители уведомляются о дате заседания, на котором будет заслушана его жалоба, не позднее, чем за 10 дней до судебного заседания.

 Непосредственно перед  слушанием жалобы проводится  специальная подготовка дела, в  ходе которой назначаются судьи-докладчики  по данной жалобе. В полномочия судьи-докладчика входит право истребовать необходимые документы и иные материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, необходимые для полного исследования дела. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участниками процесса необходимых материалов.

 В районных судах, как правило, есть две стороны: это истец и ответчик (если, в суде рассматривается жалоба на неправомерные действия должностного лица или государственного органа, то сторонами являются гражданин-заявитель и должностное лицо или государственный орган, чьи действия обжалуются). В Конституционном суде РФ в качестве сторон по делу выступают:

 заявители - органы  или лица, направившие в Конституционный  Суд РФ обращение;

 органы или должностные  лица, издавшие либо подписавшие  акт, конституционность которого подлежит проверке.

 Стороны при рассмотрении  жалобы в Конституционном суде  РФ и их представители вправе  знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам  процесса, заявлять ходатайства,  в том числе об отводе судьи. Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

 Непосредственно в  судебном заседании при рассмотрении  жалобы первым выступает судья-докладчик,  который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин (объединение граждан или иное лицо, уполномоченное законом). После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих не конституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина. Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к привидению доводов о полном соответствии оспариваемого закона положениям Конституции РФ.

 В случае если  к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.

 Суд объявляет об  окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы. Решение Конституционного суда РФ, принимаемое по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, называется постановлением. Оно подлежит обязательному опубликованию в официальном издании того государственного органа, который принял оспариваемый закон. Такие постановления Конституционного суда РФ публикуются в «Вестнике Конституционного суда РФ».

Информация о работе Правоохранительные органы