Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности:
Цель: обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации.
Задачи:
1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нём недостатков;
2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….2
1. История развития теории разделения властей………………………………………….3
2. Реализация принципа разделения властей в российской федерации. ……7
2.1. Президент………………………………………………………………………………………………….7
2.2. Законодательная ветвь власти……………………………………………………………………10
2.3. Исполнительная ветвь власти……………………………………………………………………11
2.4. Судебная ветвь власть………………………………………………………………………………….14
2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены)……………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ………………………

Файлы: 1 файл

кп.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

2.4. Судебная ветвь  власть

Суды - независимое звено государственной  власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом  защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения  функций права и судов весьма точно выражено принципом, "право  там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).

Место судебной власти в системе  органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о  разделении властей, закрепленным в  ст. 10 и 11 КРФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только КРФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит  не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам  Российской Федерации. Они стоят  в одном ряду с Президентом  РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную  власть в РФ (ч. 1 ст.  КРФ).

Судебная власть полностью  самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.

Принцип разделения властей  важен также для того, чтобы  взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться  в прерогативы исполнительной власти.

Положение судебной власти в системе разделения властей  начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации  этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 КРФ  вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих  судов:

1) Конституционная юстиция.  Она включает Конституционный  Суд РФ, действующий на основании  Федерального конституционного  закона "О Конституционном Суде  Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные  и уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом;

2) Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд  РФ, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  автономной области и автономных  округов, городские суды Москвы  и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные  суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях  и т. д.). Эти суды действуют  на основе Закона РСФСР "О  судоустройстве РСФСР" (в редакции  ФЗ от 20.08.2004г.) в части, не противоречащей  ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации". Они осуществляют  правосудие по уголовным, гражданским  делам и делам, возникающим  из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов  РФ являются мировые судьи,  которые в пределах своей компетенции  рассматривают гражданские, административные  и уголовные дела в качестве  суда первой инстанции. Полномочия  и порядок деятельности мирового  судьи устанавливаются ФЗ и  законом субъекта РФ;

3) Арбитражные суды. В эту систему  входят Высший Арбитражный Суд  РФ, федеральные арбитражные суды  округов, арбитражные суды республик  и других субъектов РФ. Арбитражные  суды действуют на основе Федерального  конституционного закона "Об арбитражных  судах в Российской Федерации"  от 28 апреля 1995 г., с изменениями на 24.03.2004 Они осуществляют правосудие  путем разрешения экономических  споров и рассмотрения ряда  иных дел.

Закон допускает создание специализированных федеральных судов  по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые  и др.), но только путем внесения изменений  и дополнений в данный закон.

Возможность полного и  независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов.

Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а  средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Важнейшим конституционным  принципом организации судебной власти является независимость, судей. Статья 120 КРФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное  условие самостоятельности и  эффективности судебной власти,  ее способности защищать права и свободы людей.

 

2.5. Уполномоченные  по правам человека (омбудсмены).

Должность Уполномоченного  по правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" в целях  обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами. Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию прав, совершенствованию  законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества и правовому  просвещению по  вопросам прав и свобод человека.

Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции  других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, на решения, действия, бездействие государственных органов (за исключением законодательных органов), органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями, принятым по жалобе, а также самостоятельно принимает меры по защите прав лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан. Уполномоченный может проводить совместно или с другими должностными лицами проверки, направляет обращения в суд, в прокуратуру, в другие компетентные органы, направляет заключения, предложения и рекомендации, опубликовывает ежегодные доклады.  Он вправе беспрепятственно посещать государственные органы и различные негосударственные организации, запрашивать информацию и материалы.

Уполномоченный назначается Государственной  Думой. "Назначение омбудсмена парламентом - общее правило (хотя оно и знает  некоторые исключения) в мировой  практике". Однако Уполномоченный по правам человека в РФ при осуществлении своих полномочий независим и никому не подотчётен. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом. Уполномоченный не является должностным лицом Федерального Собрания, а его рабочий аппарат - его структурным подразделением. Уполномоченный имеет большую степень независимости, чем Счётная палата РФ. В субъектах РФ в соответствии с их законодательством также может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека.

Что касается места Уполномоченного  в системе разделения властей, то, как констатируют В.В.Бойцова, "вопрос о месте омбудсмена в системе разделения властей ещё не стал предметом рассмотрения в юридической науке и остаётся открытым".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, рассмотрев систему  государственных органов, составляющих в совокупности государственную  власть, и систему политической власти в целом, мы видим, что принцип  разделения властей в российской конституционной практике претерпел  существенные изменения. В современном  Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован  и реализован в первых конституционных  государствах.

Современное Российское государство, позаимствовав из мировой конституционной  практики общедемократические и  общеправовые принципы, сохранило многие традиции и институты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционные традиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности.

Характерной особенностью организации  государственной власти в современной  России является особый статус главы  государства - всенародно избираемого  Президента РФ. Его компетенция так или иначе затрагивает различные "ветви власти", он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную "ветвь власти", вообще не входит ни в одну из основных "ветвей власти", имея свои "формы влияния", свои "сдержки и противовесы" на каждую из них. Законодательная и судебная "ветви власти", в свою очередь, имеют свои "формы влияния" на Президента. Однако, положение Президента, даёт ему самый большой объём власти в государстве, тем самым он может воздействовать на законодательную и исполнительную ветви власти, судебная ветвь власти юридически очень слабо зависит от президента, она подвластна Президенту  только при процедуре утверждения кандидатур судей.  "Президентская власть" получила конституционное оформление в главе 4 КРФ и других конституционных положениях.

СПИСОК  ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

1. Нормативно-правовые акты  и другие официальные документы

 

1.1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.

1.2 Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ  "О Конституционном Суде РФ" (редакция от 05.04.2005) // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447.

1.3. Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 года №  2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (редакция от 01.06.2005 г.) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1, ст.1.

1.4. Федеральный конституционный  закон от 28.06. 2004 г. № 5-ФКЗ "О  референдуме РФ" // Российская  газета, 2004, 1 июля.

1.5. Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 года №  1-ФКЗ "О судебной системе  РФ" (редакция от 05.04.2005) // 1997, №1, ст.1.

1.6. Федеральный конституционный  закон от 26 февраля 1997 года №  1-ФКЗ "Об Уполномоченном по  правам человека в РФ"// СЗ  РФ, 1997, № 9, ст.1011.

1.7. Федеральный закон  от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О  порядке формирования Совета  Федерации ФС РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.

1.8. Федеральный закон  от 17 января 1992 года № 2202-I "О  прокуратуре РФ" (в редакции  от 4 ноября 2005 года № 138 ФЗ) // Ведомости  СНД и ВС РФ, 1992, №8, Российская  газета, 2005, 7 ноября.

1.9. Федеральный закон  от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" (в редакции от 03.06.2006) // Российская  газета, 2003, 10 октября.

1.10. Закон РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 "О статусе судей  в РФ" (в редакции от 05 апреля 2005 года) // Ведомости СНД и ВС  РФ, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства  Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399,.

1.11. Указ Президента РФ  от 09 марта 2004 года №314 "О структуре  федеральных органов исполнительной  власти" (в редакции от 23.12.2005) // Российская газета, 2004, 12 марта. 

 

2. Специальная литература

 

2.1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 800 с.

2.2. Бойцова, В.В.  Комментарий к ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" / В.В. Бойцова – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. - 128 с.

2.3. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова – М.: Издательство БЕК, 2002. - 408 с.

2.4. Исаев, И.А. История  государства и права России: учебник. / И.А. Исаев – М.: Юристъ, 1999. 608 с.

2.5. Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004. - 800 с.

2.6. Козлова, Е.И. Конституционное  право России: учебник. / Е.И. Козлова  – М.: Юристъ, 2000. - 520 с.

2.7. Малько, А.В. Теория  государства и права в вопросах  и ответах / А.В. Малько –  М.: Юристъ, 2006 – 300 с.

2.8. Погосян, Н.Д. Счётная  палата Российской Федерации. / Н.Д.  Погосян – М.: Юристъ, 2006. - 304 с.

2.9. Чиркин, В.Е. Конституционное  право: Россия и зарубежный  опыт. / В.Е. Чиркин – М.: Издательство "Зерцало", 2004. - 448 с.

2.10. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник. / В.Е. Чиркин – М.: Юристъ, 2005. - 400 с.

 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 

КРФ – конституция Российской федерации

ФКЗ – федеральный конституционный  закон

ФЗ – федеральный закон

РФ – Российская Федерация

ФС – Федеральное собрание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации