Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа
Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.
В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий…………..…...4
Глава 2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий…………………...6
2.1. Опрос………………………………………………………………………….6
2.2. Наведение справок…………………………………………………………...7
2.3. Сбор образцов для сравнительного исследования…………………………9
2.4. Проверочная закупка………………………………………………………..10
2.5. Исследование предметов и документов…………………………………...11
2.6. Наблюдение…………………………………………………………………13
2.7. Отождествление личности…………………………………………………14
2.8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств…………………………………………………………...15
2.9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений……17
2.10. Прослушивание телефонных переговоров……………………………….18
2.11. Снятие информации с технических каналов связи…………………..….20
2.12. Оперативное внедрение………………………………………………...…20
2.13. Контролируемая поставка……………………………………………...…21
2.14. Оперативный эксперимент………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и виды оперативно-розыскных
мероприятий…………..…...4
Глава 2. Содержание оперативно-розыскных
мероприятий…………………...6
2.1. Опрос…………………………………………………………………
2.2. Наведение справок………………………………………………………….
2.3. Сбор образцов для сравнительного исследования…………………………9
2.4. Проверочная закупка………………………………………………………..
2.5. Исследование предметов и документов…………………………………...11
2.6. Наблюдение……………………………………………………
2.7. Отождествление личности…………………………………………………14
2.8. Обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств………………………………………………………….
2.9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений……17
2.10. Прослушивание телефонных переговоров……………………………….18
2.11. Снятие информации с технических каналов
связи…………………..….20
2.12. Оперативное внедрение………………………………………………...
2.13. Контролируемая поставка……………………………………………...…
2.14. Оперативный эксперимент……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...……
Введение
Оперативно-розыскные
мероприятия (ОРМ) - это составной
структурный элемент
ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый
характер и осуществляются как гласно,
так и негласно, а также могут носить смешанный,
гласно-негласный характер.
Необходимо
иметь в виду, что в оперативно-розыскной
деятельности практикуется, как правило,
проведение комплекса мероприятий,
позволяющих изучить
Оперативно-розыскные
мероприятия включают в себя комплекс
оперативно-розыскных действий и
зачастую имеют значительную временную
протяженность, от нескольких часов
до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые
в курсовой работе мероприятия включают
в себя элементарные операции, действия,
виды которых весьма разнообразны,
как многообразны и явления, процессы,
информацию о которых необходимо
иметь для раскрытия
В данной работе
дается подробная характеристика оперативно-розыскных
мероприятий, рассматривается структура
каждого вида ОРМ, а также раскрывается
и анализируется значение оперативно-розыскных
мероприятий для выполнения задач
оперативно-розыскной
Глава 1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий
Под оперативно-розыскными
мероприятиями (ОРМ) понимаются закрепленные
в федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ
действия или совокупность действий, в
рамках которых применяются гласные и
негласные силы, средства и методы, направленные
на решение задач ОРД.
При осуществлении оперативно-розыскной
деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные
мероприятия1:
Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.
ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:
К этим мероприятиям привлекаются как
оперативные сотрудники, так и
агентура, а также граждане. Конечные
цели произвольных мероприятий перед
гражданином, как правило, не расшифровываются.
Оперативно-розыскные мероприятия включают
в себя комплекс оперативно-розыскных
действий и зачастую имеют значительную
временную протяженность, от нескольких
часов до нескольких месяцев и лет. В ряде
статей Федерального Закона об ОРД первоначальный
срок отдельных мероприятий ограничен
сроком в 6 месяцев (например, контроль
почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений; прослушивание телефонных
переговоров). Рассматриваемые мероприятия
включают в себя элементарные операции,
действия, виды которых весьма разнообразны,
как многообразны и явления, процессы,
информацию о которых необходимо иметь
для раскрытия преступления или выполнения
их задач оперативно-розыскной деятельности.
Глава
2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий.
2.1.Опрос граждан
Опрос - беседа
с гражданами, которым могут быть
известны факты, обстоятельства, значимые
для выполнения поставленной перед
оперативным сотрудником задачи
В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.
Во втором
случае, при оформлении результатов
опроса в форме рапорта, полученные
сведения используются в качестве ориентирующей
информации при выдвижении версий,
планировании расследования, а также
как источник о лице, обладающем
определенной информацией. Этот рапорт
также может быть приобщен к материалам
уголовного дела. При осуществлении опроса
определенных категорий граждан используются
детекторы определения симуляции, например,
полиграфы, являясь специфической разновидностью
данного оперативно-розыскного мероприятия,
когда в ходе беседы с гражданами используются
технические средства, т.к. в ходе проводимой
по специальным методикам беседы с опрашиваемым
лицом фиксируются его психофизиологические
параметры (реакции) на задаваемые вопросы.
Информация, полученная в ходе опроса
с использованием полиграфа, не может
применяться в качестве доказательств,
имеет вероятностный характер и только
ориентирующее значение. Опрос проводится
по заданиям оперативных подразделений
органов внутренних дел Российской Федерации
в соответствии с Федеральным Законов
об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации
и согласно ведомственному нормативному
акту МВД России1. Практика показывает,
что опрос граждан - одно из самых распространенных
ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы,
любого рода физическое воздействие, нельзя
понуждать к даче показаний против самого
себя или близких родственников, нельзя
допускать действия, унижающие достоинств
личности.
2.2.Наведение справок
Наведение справок - это сбор информации
об интересующих оперативные
подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной
деятельности,
хранящихся в местных, региональных
и общероссийских информационно-поисковых
систем также различных документах.
Наведение справок предполагает сбор
сведений о самых разных аспектах жизни
проверяемых лиц, в том числе о его биографии,
его связях, образовании, умениях и навыках,
о роде занятий, имущественном положении,
месте проживания, фактах совершения в
прошлом административных правонарушений
и уголовных преступлений и т.п. Весь перечень
данных, которыми могут заинтересоваться
оперативные подразделения, привести
затруднительно. Для наведения справок
используются информационно-поисковые
системы МВД, а также любых других государственных
учреждений и организаций. В необходимых
случаях запросы с наведением справок
в других министерствах и ведомствах должны
оформляться руководителями органов внутренних
дел. Полученная информация при условии
соблюдения требований ч.6 ст.5, ст.12 Федерального
Закона об ОРД, а также ст. ст.74 - 84, ст. ст.86
- 89 УПК РФ может приобщаться к материалам
уголовного дела. Одно из требований допуска
полученной информации в качестве источника
доказательств - возможность проверки
и перепроверки документа в ходе следственных
действий или посредством судебной экспертизы.
Наведение справок производится как лично
оперативным сотрудником, так и по его
поручению другим лицом. Основное отличие
наведения справок как оперативно-розыскного
мероприятия от следственного действия,
направленного на сбор информации, состоит
в том, что истинные цели оперативно-розыскного
мероприятия могут легендироваться, скрываться.
Результаты изучения документов оформляются
либо рапортом (как правило, для внутриведомственного
документооборота), либо справкой. В последнем
случае справка вместе с подлинниками
документов, поступившими из информационно-поисковых
систем (требование из ИЦ о судимости,
справка ОВД об административных правонарушениях
и т.п.), могут приобщаться к материалам
уголовного дела.
2.3.Сбор
образцов для сравнительного
исследования.
Сбор образцов для сравнительного исследования - это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объекта последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач ОРД1. Тактика сбора образцов для сравнительного анализа в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:
Поскольку законом
не ограничен перечень собираемых образцов,
к ним могут быть отнесены любые
объекты, в том числе микроследы,
микрочастицы, выделения человека,
почерк, отпечатки различных частей
тела (известны случаи, когда вор - домушник
был идентифицирован по отображению
ушной раковины, которое осталось
на дверном полотне), другие объекты
и предметы, могущие иметь отношение
к интересующему оперативного работника
событию. В случае необходимости сохранения
факта сбора образцов в тайне от окружающих,
в том числе от проверяемых лиц, используют
негласные, либо зашифрованные формы их
получения. При этом могут зашифровываться
как цель всего мероприятия, так и принадлежность
лица, его осуществляющего, либо поручается
лицам, оказывающим конфиденциальные
услуги. Поскольку полученные образцы
могут быть в дальнейшем использованы
в качестве источников вещественных доказательств,
тактически грамотным является привлечение
к их отбору соответствующего специалиста.
В этом случае специалист оказывает консультационные
услуги, сообщая, с помощью каких технических
средств наиболее целесообразно изымать
конкретные объекты, как их упаковывать,
чтобы не нарушить их целостность, не повредить
следы, имеющиеся на их поверхности, в
какое экспертное учреждение направить
данные образцы для исследования. При
этом за достоверность и сохранность образца
полностью несет ответственность оперативный
работник.
Результаты сбора образцов для сравнительного
исследования оформляется справкой оперативного
работника, к которому при необходимости
прилагаются результаты проведенных специальных
исследований.
2.4. Проверочная закупка
Проверочная
закупка - это ОРМ, состоящее в
специальном возмездном приобретении
(покупке, обмене, залоге, аренде) товара
или получения услуги в сфере
легального или нелегального их обмена
в целях выявления
Одна из особенностей этого мероприятия
состоит в зашифрованности его проведения.
Иными словами, факт купли-продажи происходит
под видом обычной процедуры с последующим
объяснением продавцу о фактической цели
закупки, контрольным взвешиванием приобретенного
товара и составлением акта о происшедшем.
Существует также негласная форма проверочной
закупки, о которой продавцу не сообщается,
контрольное взвешивание производится
без его участия и по результатам этого
мероприятия составляется справка. Факт
проверочной закупки целесообразно зафиксировать
с помощью технических средств: фотоаппарата,
магнитофона, видеокамеры. Создаваемые
при этом новые источники фиксации информации
(фотографии, записи на магнитных носителях),
нередко способствуют эффективному доказыванию
противоправной деятельности виновного
или, наоборот, убеждают в ошибочности
имевшего место мнения об участии проверяемого
лица в преступной деятельности. Все документы
о факте производства проверочной закупки,
как правило, передаются в органы предварительного
следствия или суда, за исключением случаев,
когда может подвергнуться огласке информация
о лицах, осуществляющих конфиденциальное
сотрудничество с оперативным сотрудником.
Информация о работе Содержание оперативно-розыскных мероприятий