Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:31, реферат
Одним из наиболее важных направлений практической деятельности
органов внутренних дел по борьбе с преступностью является розыскная работа. Именно успешная реализация мероприятий по розыску преступников
обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания, а эффективный розыск без вести пропавших лиц, способен снизить уровень латентной
преступности, повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам.
1. Введение.
2. Характеристика и содержание розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах.
3. Организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
УТ МВД РОССИИ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Р Е Ф Е Р А Т
подполковник полиции
Черепанов И.И.
План.
1. Введение
Одним из наиболее важных
направлений практической деятельности
органов внутренних дел по борьбе с преступностью
является розыскная работа. Именно успешная
реализация мероприятий по розыску преступников
обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости
наказания, а эффективный розыск без вести
пропавших лиц, способен снизить уровень
латентной
преступности, повысить уровень доверия
населения к правоохранительным органам.
В современных условиях
розыск – одно из важных направлений
оперативно-розыскной деятельности, так
как именно на оперативные аппараты органов
внутренних дел возлагается осуществление
розыска без вести
пропавших лиц, исчезнувших при криминальных
обстоятельствах.
В настоящее
время, розыскная работа базируется
на
оперативно-розыскном и ином законодательстве,
а также отдельных
подзаконных нормативных правовых актах
комплексная система оперативно-розыскных,
уголовно-процессуальных, административно-правовых
и иных
мероприятий, осуществляемых в рамках
особого делопроизводства уполномоченными
на то законом субъектами и направленных
на обнаружение
местонахождения лиц, скрывшихся от следствия
и суда, без вести пропавших лиц и иных
категорий разыскиваемых.
В реферате рассматриваются правовые основы
и понятие розыска без вести пропавших
лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах,
организация розыска без вести пропавших
лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах,
первоначальных и последующих ОРМ по розыску
таких лиц.
При подготовке работы были проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы розыска.
Современная теория оперативно-розыскной
деятельности делят розыск по содержанию проводимых мероприятий
на розыск в узком и в широком смысле этого
понятия. Под розыском в узком смысле слова
понимается розыск
конкретных, известных правоохранительным
органам лиц; в широком смысле слова –
розыск представляет собой весь комплекс
мероприятий по раскрытию и расследованию
преступлений. Критерием разделения розыска
на указанные
разновидности является индивидуальная
определенность объекта розыска. Если
объект точно определен, проводится розыск
в узком смысле слова – розыск
конкретного объекта, если объект розыска
предстоит установить, – тогда речь идет
о розыске в широком смысле слова.
Следует охарактеризовать
и признаки, которые относят исчезновение к разряду криминальных.
В Российской Федерации эти признаки нашли
нормативное закрепление в совместном
Указании МВД и Генеральной
прокуратуры Российской Федерации. Указание
гласит, что о криминальном
характере исчезновения могут свидетельствовать
следующие косвенные
признаки: отсутствие данных о намерении
человека уехать и явных причин для сокрытия
от близких своего отъезда; отсутствие
заболевания, которое может обусловить
скоропостижную смерть; наличие по месту
жительства или работы пропавшего личных
документов, вещей и денежных средств,
без которых он не может обойтись в случае
длительного отсутствия; длительные или
острые
конфликты в семье; наличие преступных
связей, угроз в адрес исчезнувшего
лица; наличие в жилище, салоне автомашины
или ином месте следов,
свидетельствующих о возможном совершении
преступления; внезапный ремонт квартиры,
где проживал (временно находился) пропавший;
исчезновение лица вместе с автомашиной;
исчезновение, связанное с отчуждением
дорогостоящей собственности, обменом
жилой площади; исчезновение женщины при
следовании по безлюдной или малолюдной
местности; безвестное отсутствие сотрудников
правоохранительных органов.
Мероприятия правоохранительных
органов, направленные на розыск
пропавших лиц, могут проводиться как
в пределах одного государства, так и за
пределами государства – инициатора розыска.
В зависимости от охватываемой мероприятиями
по розыску территории розыск разделяют
на местный,
проводимый в пределах территории обслуживания
объявившего такой розыск органа полиции;
региональный, охватывающий территорию
нескольких
регионов (округов) области, края, провинции
и т. п.; общегосударственный, при котором
поисковые действия разворачиваются на
территории всей страны;
международный (в т. ч. межгосударственный)
розыск, при осуществлении
которого мероприятиями по розыску охватывается
как территория государства, где было
совершено преступление, так и территории
других государств, помощь которых запрашивается.
В соответствии с утвержденной приказом МВД России от 5 мая 1993 года «Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел» различают местный, федеральный и международный розыск.
Местный розыск – это
комплекс оперативно-розыскных, поисковых,
информационно-справочных и иных действий
органа внутренних дел,
направленных на обнаружение разыскиваемого
лица, при котором сигнальная система
оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных
бюро используется
локально.
При федеральном розыске
используется сигнальная система всех
оперативно-справочных учетов и адресных
бюро МВД, ГУМВД, УМВД
регионов, входящих в Российскую Федерацию.
Международный розыск (в
соответствии с приказом МВД России
от
2 августа 2000 года «О внесении изменений
и дополнений в Инструкцию об
организации и тактике розыскной работы
органов внутренних дел») – это
комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных
мероприятий, направленных на обнаружение
разыскиваемых лиц, проводимых в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской
Федерации и национальными
законодательствами уполномоченными
органами Российской Федерации и
правоохранительными органами зарубежных
стран через посредничество
национальных бюро Интерпола.
Таким образом, розыск лиц,
без вести пропавших, независимо от их
гражданства, осуществляется инициатором
и органами внутренних дел
государства, на территории которого будет
установлен факт последнего
местонахождения разыскиваемого лица.
3. Организация розыска без вести пропавших лиц,
исчезнувших при криминальных обстоятельствах.
При планировании и организации розыскной работы без вести
пропавших лиц, исчезнувших при криминальных
обстоятельствах необходимо учитывать,
что в случае возбуждения уголовного дела
по заявлению о безвестном
исчезновении (например, по факту убийства)
по его материалам в
установленные сроки заводится оперативно-поисковое
дело (ОПД). При этом работником розыскных
подразделений осуществляется заполнение
соответствующих опознавательных карт,
подготовка и направление сведений о разыскиваемом
в бюллетень ГИАЦ МВД России и ИЦ УМВД,
ГУМВД, УМВД,
объявление федерального (внутригосударственного)
и межгосударственного розыска.
При организации розыска без вести пропавших
граждан при
криминальных обстоятельствах целесообразно
придерживаться следующей
схемы розыска.
1. К планированию первоначальных
оперативно-розыскных мероприят
исчезновения лиц, необходимо приступать
с момента поступления заявления или сообщения
о безвестном исчезновении.
В первую очередь оперативный
сотрудник обязан опросить заявителя.
Затем опрашиваются родственники и знакомые
исчезнувшего лица, осуществляется наведение
справок.
В ходе опросов целесообразно получить полные сведения, касающиеся факта исчезновения и обстоятельств, предшествовавших этому событию;
психического и физического
состояния без вести
взаимоотношений с родственниками и иными связями.
В частности, желательно получить ответы на следующие вопросы:
в каких отношениях находился опрашиваемый с разыскиваемым;
при каких обстоятельствах
и от кого опрашиваемый узнал об
исчезновении данного лица;
каков был образ жизни
разыскиваемого, его увлечения, наклонности,
распорядок дня;
какие планы у него были перед исчезновением, чем
он намеревался
заниматься, с кем встретиться в ближайшее
время;
имеются ли у него родственные
или иные связи в СНГ, собирался
ли
куда–либо уезжать исчезнувший, уезжал
ли он ранее, не поставив родных в
известность (когда, куда, с кем, зачем
и на какой срок);
кто видел, как он уезжал,
каким транспортом, кто с ним
при этом
находился;
что и из каких источников
стало известно о факте прибытия
или
неприбытия исчезнувшего к месту назначения;
каковы вероятные места временного пребывания (времяпрепровождения) исчезнувшего, сведения о находящихся там связях разыскиваемого;
когда и при каких
обстоятельствах опрашиваемый видел
без вести
пропавшего в последний раз, кто при этом
присутствовал, в чем был одет
разыскиваемый и какие предметы имел при
себе;
каково было состояние
его здоровья, какие травмы и заболевания
он
перенес, каким операциям подвергался,
в каких учреждениях здравоохранения
лечился;
есть ли основания
объяснить факт исчезновения данного
лица
самоубийством.
была ли исчезнувшая беременной, намеревалась ли сделать аборт, при чьем содействии, где, когда.
При получении объяснений
от опрашиваемых следует также
акцентировать внимание на вопросах, касающихся
взаимоотношений между
исчезнувшим и его окружением. При этом нужно выяснить:
состав семьи, наличие и характер родственных и иных связей;
участвовал ли разыскиваемый
незадолго до исчезновения в драках,
скандалах, с кем, причины таких конфликтов,
последствия их разрешения, стали ли они
предметом разбирательства в правоохранительных
органах;
имели ли место случаи угроз, их содержание и причины;
имелись ли среди его окружения лица, склонные к агрессивности, с
повышенной сексуальностью, враждовавшие с ним, заинтересованные в его смерти, в чем выражались подобные факты.
Круг опрашиваемых лиц
должен быть максимально широк. Зачастую
важные сведения могут быть получены
от работников коммунальных служб, здравоохранения,
банков, транспорта и иных учреждений,
с которыми
разыскиваемый мог встречаться незадолго
до исчезновения либо бывать по
долгу службы или необходимости.
В процессе опросов не
менее важно выявлять информацию,
негативно
характеризующую личность разыскиваемого
(приверженность к употреблению наркотических
средств, нетрадиционная сексуальная
ориентация, занятие
проституцией, уклонение от выплаты долгов),
которую скрывают либо не знают родственники.
Анализ данной информации может позволить
сузить круг
подозреваемых.
2. Кроме опросов, важным
средством розыска без вести
пропавшего
является наведение справок в различных
учреждениях, организациях и
предприятиях. Данное мероприятие направлено
на сбор необходимой
информации в целях: возможной идентификации
без вести пропавшего в случае
обнаружения неопознанного трупа; расширения
круга опрашиваемых лиц;
установления причин, приведших к исчезновению.
Наведение справок осуществляется
путем получения интересующей
информации от работников учетных служб
(подразделений) различных
учреждений и организаций; направления
запросов; непосредственного
обращения сотрудника за соответствующей
информацией и изучения им
необходимых документов.
К местам, где возможно получение справок, могут быть отнесены:
медицинские учреждения (поликлиники, больницы, медицинские пункты, диспансеры, родильные дома, морги);
правоохранительные органы
и их структурные подразделения
(отделы
полиции, народные суды, прокуратура, информационные
центры УМВД, ГУМВД, УМВД, ИВС, приемники-распределители,
спецприемники, центры временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей,
медвытрезвители, адресное бюро, паспортные
отделения (столы), учреждения уголовно-исполнительной
системы и т.д.);