Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:31, реферат
Одним из наиболее важных направлений практической деятельности
органов внутренних дел по борьбе с преступностью является розыскная работа. Именно успешная реализация мероприятий по розыску преступников
обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания, а эффективный розыск без вести пропавших лиц, способен снизить уровень латентной
преступности, повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам.
1. Введение.
2. Характеристика и содержание розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах.
3. Организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
банковские учреждения,
в которых целесообразно
бюро регистрации несчастных случаев (БРНС);
иные учреждения (отдел кадров по месту работы, ЗАГС, жилищные
организации, пункты пограничного контроля).
В поликлинике по месту
жительства исчезнувшего, больницах
и иных
учреждениях здравоохранения требуется
установить:
каково было состояние
здоровья исчезнувшего, а именно наличие
заболевания, могущего вызвать скоропостижную
смерть, потерю памяти,
ориентации во времени и пространстве,
а также иные данные, касающиеся его психического
и физиологического состояния;
какова схема зубного
аппарата, групповая принадлежность
крови,
проводились ли операции, в результате
которых могли образоваться особые приметы
(шрамы, рубцы).
Наведение справок возможно и в
других учреждениях, так как
исчерпывающего перечня мест, в которых
возможно наведение справок,
естественно, привести невозможно. В каждом
конкретном случае подход должен быть
избирательным и индивидуализированным.
В частности, довольно широкое распространение
получают
предварительно подготовленные бланки,
используемые для наведения справок с
помощью различных средств связи. В них
содержится перечень
соответствующих организаций с указанием
телефонов, а также предусмотрены свободные
графы, в которые вносятся данные о лицах,
выдавших требуемую информацию, и результат
наведения справок. Подобные формализованные
бланки позволяют экономить время и систематизировать
полученные сведения.
Как показывает изучение
практики, в большинстве случаев проводится
лишь проверка по учетам медицинских учреждении
и криминалистическим
учетам. Остальные возможности наведения
справок используются крайне редко. Чаще
всего направляются письменные запросы.
В результате процесс получения необходимых
сведений растягивается на 3 - 4 месяца,
что отрицательно
сказывается на оперативности и качестве
принимаемых решений.
3. Анализ первичной
информации и ряда полученных доказательств
(протокол осмотра места жительства) о
безвестном исчезновении лица позволяет
выдвинуть следующие оперативно-розыскные
версии:
1) лицо убито родственниками или знакомыми на почве личной неприязни или из корыстных побуждений;
2) лицо стало жертвой маньяка – в случае
внезапного исчезновения
женщины (девушки), малолетнего ребенка;
3) лицо подверглось нападению
преступной группы, занимающейся
грабежами и разбойными нападениями;
4) лицо, занимающееся
бизнесом или являющееся
5) лицо стало жертвой
представителей нетрадиционных
религиозных
организаций;
6) заявителем и разыскиваемым
предпринята попытка
факта безвестного отсутствия в целях
сокрытия совершенного преступления.
При отработке версии об убийстве
родственниками или знакомыми
важное значение имеет информация, характеризующая
их взаимоотношения. В этой связи следует
анализировать такие обстоятельства,
как наличие бытовых конфликтов; высказывание
кем-либо угроз в адрес исчезнувшего лица,
намерение избавиться от него; проблемы
при разделе имущества и т.д.
Информацию, подтверждающую данную версию,
необходимо выявлять в процессе анализа
сведений о поведении родственных и иных
связей лица,
пропавшего без вести. В их числе: несообщение
либо несвоевременное
сообщение в органы внутренних дел о факте
безвестного исчезновения;
непринятие самостоятельных мер по розыску
пропавшего; распродажа личных вещей пропавшего;
неожиданный, беспричинный отъезд в другую
местность; утаивание важных обстоятельств,
относящихся к жизни потерпевшего,
отношений с ним, и т.д.
Важная роль в установлении лиц, подозреваемых в совершении убийства, принадлежит конфидентам. Изучение практики раскрытия таких преступлений позволяет определить два основных направления по оперативной разработке лиц, подозреваемых в их совершении:
а) осуществление разработки
подозреваемого «по воле», то есть
проведение комплекса агентурно-оперативных
мероприятий по
документированию действий проверяемого
лица для получения информации доказательственного
значения;
б) организация проведения внутрикамерной разработки подозреваемых.
При оперативной разработке подозреваемых лиц на свободе конфиденты используются для освещения образа жизни, характера, связей проверяемого и получения дополнительной информации о его причастности к преступлению. Если среди окружения подозреваемого таких источников не имеется, то для их приобретения и внедрения возможно принятие следующего решения:
внедрение действующих
конфидентов либо штатных негласных
сотрудников в ближайшее или второстепенное
окружение проверяемого с
использованием естественно сложившихся
условий или специально проводимых оперативных
комбинаций.
Независимо от результатов
ввода указанных лиц в
проверяемого для осуществления его оперативной
проверки в целях получения интересующих
данных целесообразно также организовать
за объектом
разработки скрытое наблюдение. Это обусловливается
не только
необходимостью сбора дополнительной
информации о совершенном им
преступлении, но и повышенной степенью
общественной опасности
преступника. Кроме того, в процессе скрытого
наблюдения могут быть
выявлены и задокументированы факты других
правонарушений,
непосредственно не связанных с преступлением,
за совершение которых имеется возможность
задержать подозреваемого и организовать
в отношении его
проверку в ИВС.
Выявление фактов, указывающих
на конфликты без вести пропавшего во взаимоотношениях с окружением,
а также на подозрительное поведение его
родственников и знакомых, позволяет не
только повысить обоснованность
выдвижения версии о совершенном убийстве,
но и определить круг лиц,
причастных к преступлению.
Вместе с тем анализ
материалов, полученных сотрудниками уголовного
розыска в ходе изучения личности пропавшего,
свидетельствует о
недостаточном тактическом разнообразии
осуществляемых при этом
мероприятий. Основным методом, который
используют в этих целях
оперативные работники, являлся гласный
опрос его родственников, друзей и знакомых.
Полученные сведения содержат общую информацию
о его поведении накануне исчезновения,
характере связей, режиме работы. Лишь
в единичных случаях предпринимаются
меры по целевому привлечению к негласному
сотрудничеству лиц из окружения пропавшего.
При наличии оснований
полагать, что в совершении преступлений
могли участвовать коллеги
преступлению. При этом с помощью возможностей
оперативно-поисковых
подразделений изучается их образ жизни,
особенности поведения, выявляются связи,
намерения, устанавливаются мотивы, побудившие
их к совершению
преступления, а также отрабатывается
их алиби.
При отработке подозреваемых
данной группы следует использовать
помощь различных правоохранительных
органов. Их информационные
возможности в некоторых случаях позволят
лучше разобраться в обстановке по месту
работы потерпевшего, сложившейся атмосфере
в коллективе, дополнить характеристики
подозреваемых, уточнить круг их общения
и провести более тщательную проверку
этих лиц.
Версию об убийстве иными
лицами могут косвенно подтверждать
такие факты, как исчезновение лица
с крупной наличностью либо автомобилем,
исчезновение женщин (девушек), малолетних
в районе (городе), где ранее
совершались убийства с изнасилованием,
увлечение пропавшего
нетрадиционным религиозным течением.
В таких случаях, кроме
осуществления вышеуказанных
осуществляются оперативные установки
в отношении их и членов религиозных сект,
ставятся на учет похищенные носильные
и иные вещи.
В пользу версии о похищении
говорят такие факты, как телефонные
звонки родным или сослуживцам с требованием
выкупа. В данном случае материалы предварительной
проверки передаются в подразделения,
специализирующиеся на раскрытии этих
преступлений.
Инсценировка исчезновения
характеризуется прежде всего распродажей
личного имущества разыскиваемо
При осуществлении розыска
необходимо также постоянно контактировать с представителями средств массовой
информации и использовать их
возможности для установления очевидцев
и других лиц, объявления
вознаграждения, а также выявления иных
обстоятельств, представляющих
интерес для розыска.
Таким образом, предварительная
проверка заявлений и сообщений
о
безвестном исчезновении лиц и первоначальные
ОРМ являются необходимым этапом процесса
раскрытия и расследования замаскированных
убийств. Они
направлены на установление возможных
причин безвестного исчезновения и выявление
криминальных признаков данного события.
Приведенный перечень первоначальных
ОРМ с учетом указанных криминальных признаков
исчезновения не является исчерпывающим
и может быть дополнен исходя из местных
условий и складывающихся обстоятельств.
4. Дальнейший розыск
без вести пропавшего лица, исчезнувшего
при криминальных обстоятельствах, осуществляется
в рамках последующих ОРМ и характеризуется
тем, что преемственно продолжаются действия
и мероприятия по обнаружению человека.
Вместе с тем появляются и качественно
новые
формы действий по отработке версий с
одновременным расширением географии
розыска.
Например, во время осуществления
местного розыска оперативным
сотрудникам с учетом обстоятельств дела
и личности разыскиваемого
необходимо:
завершить проверку и анализ сведений, полученных при осуществлении первоначальных ОРМ;
повторно опросить родственников,
знакомых и других лиц с учетом
выявленной информации с целью установления
маршрутов движения, мест
возможного нахождения, связей, примет,
характеристики личности,
криминальных связей, угроз и т.п.;
принять меры к получению образцов почерка и голоса разыскиваемого (записи на аудио- и видеокассетах);
установить доверительные отношения с его соседями, сослуживцами (коллегами по учебе) и иными лицами для получения информации в интересах розыска;
подготовить и направить розыскные задания и ориентировки с указанием мероприятий, которые необходимо провести по розыску;
изучить сводки, ориентировки
и бюллетени с целью получения
дополнительных данных, которые могут
способствовать розыску;
организовать проверку лиц, проходящих по проверочным материалам первичной информации;
организовать внутрикамерную
разработку лиц, доставленных и
содержащихся в ИВС за корыстные и насильственные
преступления;
ориентировать сотрудников специальных оперативных групп о приметах разыскиваемых лиц в целях осуществления работы методом личного сыска;
в необходимых случаях
продолжить работу по использованию
возможностей средств массовой информации
по розыску без вести пропавшего;
дать задания оперативно-
мероприятий, способствующих установлению
разыскиваемого лица;
при похищении человека
с целью выкупа внести предложения
о
наложении ареста на почтово-телеграфную
корреспонденцию, поступающую в адрес
разыскиваемого, его родственников или
иных связей; о проведении
специальных оперативно-технических мероприятий.
Когда меры местного розыска
будут исчерпаны, пропавшее без
вести лицо объявляется в федеральный
(внутригосударственный) розыск либо
межгосударственный розыск.
Как правило, лиц, пропавших
без вести с автомобилем или при
криминальных обстоятельствах, объявляют
в федеральный
(внутригосударственный) розыск шифротелеграммой
одновременно с
заведением розыскного или оперативно-поискового
дела, при этом безотлагательно заполняются
и направляются в ИЦ (ЗИЦ, ГИАЦ) карточки
на
похищенный автомобиль.
При осуществлении федерального (внутригосударственного) розыска проводится тот же комплекс последующих ОРМ, что и при местном розыске, но на всей территории России.
Федеральный (внутригосударственный)
розыск направлен прежде всего на отработку версии
о похищении лица (вывозе его за пределы
обслуживаемой территории субъекта России),
версии об инсценировке факта безвестного
отсутствия по причине бегства исчезнувшего
за границу от должников (факта мошенничества),
а также в связи с совершением разыскиваемым
иного тяжкого преступления.