Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Трасология — это криминалистическое учение о следах. В криминалистике различают два понятия следа. В широком смысле — это любые последствия преступления: изменение обстановки на месте преступления, исчезновение одних или появление других предметов, изменение их свойств и качеств и т. д. Следы, изучаемые в рамках трасологии, отличаются тем, что отображают внешние признаки оставивших их объектов. Так, пальцевый отпечаток отображает внешнее строение кожи — папиллярный узор, в следе авто¬мобильного колеса отображается рельефный рисунок протектора автопокрышки, след обуви отображает признаки подошвы.
Отнесение следа скольжения к соскобам или уплотнениям служит основанием для определения пространственного положения и направления движения инструмента, а это, в свою очередь, помогает выяснить механизм следообразования и способ взлома.
При трасологическом исследовании замков расположение следов скольжения на деталях позволяет определить способ отпирания замка, установить групповую принадлежность ключа или отмычки. По рельефу следов скольжения можно идентифицировать применявшийся для отпирания замка предмет.
Следы резания остаются при таких способах взлома, когда в качестве орудий взлома используются режущие инструменты. Для взлома полов и дощатых стен используются топоры, взлом дверей нередко производится высверливанием и выпиливанием врезного замка, навесные замки часто взламываются путем перерезания дужки саперными ножницами или перепи- ливанием ее пилой-ножовкой.
Применению того или иного вида инструмента соответствует определенный способ резания, имеющий специфический механизм следообразования. Все виды резания можно подразделить на три вида: простой разрез (разруб), встречный разрез и разрез с отделением мелких частиц материала (строгание, распил, сверление).
Простой разрез, или разруб, заключается в том, что преграда разделяется на части при помощи клинообразных режущих инструментов. Так действуют то- нор, зубило, нож. В результате их применения образуются следы простого разреза. Следы простого разреза образуются одновременно на двух частях разрезанного предмета, и рельеф их не совпадает, так как они образуются разными сторонами режущей кромки. На расположение трасс в следе влияет встречный угол резания, фронтальное же положение инструмента значения не имеет, так как фронтальный угол здесь постоянен.
Встречный разрез состоит в разделении предмета на части посредством двух режущих лезвий, движущихся навстречу друг другу. Такой способ резания характерен для слесарных и саперных ножниц, кусачек, бокорезов, пассатижей. Следы, образуемые ими, называются следами встречного разреза. На торце среза каждой части разрезанного предмета остаются следы от разных сторон двух режущих кромок, встречное и наклонное положение которых постоянно.
Резание с отделением мелких частиц материала преграды происходит при строгании, сверлении и распиле с использованием соответствующих инструментов. При этом образуются следы строгания, следы сверления и следы распила.
Следы строгания образуются, когда для расширения в дощатых преградах отверстия действуют ножом или другим простым режущим предметом. Возникающие при этом следы строгания отличаются от следов простого разреза лишь величиной отделяемых частиц стружки. На стружке так же, как и в следах строгания, на преграде, отображаются признаки режущей кромки инструментов.
Следы сверления образуются сверлами разных видов и диаметров, поэтому по ним можно установить групповую принадлежность сверла. Режущая кромка сверла отображает свой рельеф на стружке и на дне следов, если они не сквозные. По стенкам следа возможно определить направление вращения сверла и сторону начала сверления.
Следы распила образуются зубьями пилы. Режущие кромки зубьев оставляют следы, которые перекрываются следами от других зубьев. Следы распила поэтому для целей идентификации в отличие от следов сверления не пригодны. По следам распила возможно определить величину зубьев, их развод и дефекты зубьев. По опилкам также возможно судить об общих признаках пилы, а по их расположению — о стороне распила: большее количество их находится на стороне, поотнво- положной той, где находился взломщик.
Следы излома образуются вне контакта с орудием взлома при разделении предмета. Излому предшествуют деформации растяжения, изгиба, скручивания или сдвига. В зависимости от того, какая деформация предшествовала разрушению преграды, образуются различные разновидности следов излома: следы разрыва, следы перелома, следы скручивания и следы сдвига.
Следы разрыва остаются, когда при взломе преграды разрушаются ее мягкие элементы. Так, следы разрыва остаются на обоях при взломе стен, на дерматине и линолеуме при взломе полов, на рубероиде при взломе потолков. Следы перелома остаются при взломе легких дощатых преград: стен и потолков легких летних строений, сараев, оград, заборов. Следы сдвига и скручивания как самостоятельные следы при взломе не встречаются, а являются составными элементами следов разрыва и следов перелома.
Криминалистическое значение следов излома состоит в том, что по ним возможно определить сторону, откуда был произведен взлом, и установить целое по частям. Следы перелома на торцах деревянной преграды имеют рельеф в виде выступающих волокон. Часть поверхности с более ровным рельефом прилегает к стороне, откуда была приложена сила.
Рельеф следов перелома и разрыва на двух частях разделенного предмета конформен, выступающие элементы на одной части соответствуют углублениям на другой части. При установлении соответствия рельефов в следах разрыва и перелома следует учитывать возможные искажения, вызванные скручиванием или сдвигом.
Следы взлома — это в
подавляющем большинстве
Изъятие следов взлома для их лабораторного исследования лучше всего производить с предметом или частью предмета, на котором они находятся. При выпиливании или вырезании части предмета необходимо стремиться к тому, чтобы с нею были изъяты все имеющиеся следы. Если это сделать невозможно, то на схеме показываются изъятые участки преграды со следами. Перед изъятием следы взлома фотографируются по правилам узловой и детальной фотосъемки.
В случае невозможности изъятия следов взлома с предметом или его частью следы копируются с помощью пластической массы (силиконовой пасты, пластилина, парафина, воска, стенса и др.).
§ 6. Следы транспортных средств
В практике расследования преступлений часто используются следы автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, тракторов, гужевых повозок и саней. Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Следы ходовой части колесного, гусеничного транспорта и саней различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта.
Следы колес, образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (юзом), — к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.
По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель.
Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучени следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа — по наименьшему.
Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора.
Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра следует учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия.
Ширина профиля шины может
быть определена по ширине объемного
следа, однако и здесь необходимо
учитывать возможности
Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах.
Тип и модель шины определяется
путем сравнения полученных при
осмотре на месте происшествия следов
с данными таблиц и каталогов, а также
с образцами коллекций шин
процессе эксплуатации шины изнашиваются, попреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо их конструктивных признаков относятся: общая степень изношенности
шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора, наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок носстановленного (наварного) протектора.
К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности в форме, величине и расположении проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.
Следы пневматических шин мотоциклов, мотороллеров, колесных тракторов и гужевых повозок имеют природу, одинаковую со следами колес автомобиля. Следы пневматических шин колес гужевых повозок также отображают общие и частные признаки колеса. К общим признакам относятся внешний диаметр колеса, наличие, вид и способ крепления обода-шины, ширина колеса и шины. Частными признаками являются особенности крепления шины, швы, трещины и другие дефекты на рабочей поверхности колеса.
Следы гусениц образуются траками, составляющими гусеницу. Они остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует ширине колеи. По следам траков возможно определить тип и модель трактора и произвести его идентификацию. Общими признаками являются: количество траков на гусенице, форма и величина траков, расстояние между траками, общий характер рельефа траков. Частными признаками являются: особенности деформации краев траков, конфигурация и размеры дефектов на их поверхности, различия в расстояниях между отдельными траками.
Следы полозьев остаются при движении гужевых саней или аэросаней. Следы полозьев — это следы скольжения, образованные плоскостью, поэтому их идентификационное значение не так велико, как следов колес или гусениц. В качестве обхцих признаков в них отображаются ширина колеи, ширина полозьев, ширина направляющего желоба или планки. В качестве частных признаков иногда могут отобразиться неровности рельефа, расположенные на концах полозьев.
Следы неходовой части транспортных средств остаются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Своеобразие этих следов заключается в том, что их возникновение на следовоспринимающем предмете сопряжено с образованием следов и на самом транспортном средстве. Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства и для реконструкции обстановки происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, образованные различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие-следы-отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или индивидуальной идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета, который оставил следы на транспортном средстве.
При установлении соответствия следов на транспортном средстве и проверяемом предмете по их относительному расположению роль общих трасологических признаков возрастает. Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков: ха
рактера и зоны деформации, размеров и общей формы следов, цвета, структуры или консистенции следов- наслоений и т. п.
Отделившиеся от транспортного средства части и детали могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства. При дорожно-транспортном происшествии отделиться могут различные комплектующие транспортное средство детали: стеклоочистители, дверные ручки, прокладки, уплотнители, болты, гайки, шайбы. Отделиться могут и части единого изделия; осколки остекления кузова, осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного покрытия, части кузова, бампера, облицовки и отделки. По внешним признакам отделившейся части возможно установить, какой детали она ранее принадлежала. Принадлежность установленной детали той или иной марке или модели транспортного средства определяется на основании справочных данных. Основанием для вывода о том, что задержанное транспорт- мое средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части. Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов-отображений на отделившейся детали и транспортном средстве.