Трасология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Трасология — это криминалистическое учение о следах. В криминалистике различают два понятия следа. В широком смысле — это любые последствия преступления: изменение обстановки на месте преступления, исчезновение одних или появление других предметов, изменение их свойств и качеств и т. д. Следы, изучаемые в рамках трасологии, отличаются тем, что отображают внешние признаки оставивших их объектов. Так, пальцевый отпечаток отображает внешнее строение кожи — папиллярный узор, в следе авто¬мобильного колеса отображается рельефный рисунок протектора автопокрышки, след обуви отображает признаки подошвы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 98.96 Кб (Скачать файл)

При движении транспортных средств на дороге происходят различные  материально-фиксированные изменения, по которым возможно судить о направлении движения транспорта.

Определение направления  движения производится по признакам  в следах колес и по другим признакам  на дороге.

Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки. На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения.

При пробуксовке колес  выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается  в сторону движения.

В сторону направления  движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, смятые колесами, кбнцы переломанных при переезде колесом веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла.

Следы, обнаруженные на месте  происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается: характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов.

Фотографирование следов транспортных средств является составной  частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых  снимках необходимо запечатлеть  признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом линейной панорамы.

Для изъятия в целях  экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные  идентификационные признаки. Поверхностные  следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

§ 7. Иные следы — объекты  трасологического исследования

Следы животных в криминалистической практике встречаются при использовании  животных в преступных целях в качестве гужевого или вьючного транспорта либо в случаях, когда животные являются предметом похищения. Чаще всего объектами трасологического исследования являются следы лошади.

При движении лошади ее копыта оставляют следы, по которым возможно определить направление движения, аллюр (шаг, рысь, галоп), постановку передних и задних ног, а также установить, была ли лошадь подкована и на какие ноги. По отдельным следам копыт возможно определить групповую принадлежность и индивидуальное тождество лошади.

Копыто состоит из роговой  подошвы, которая спереди ограничена роговой стенкой, а сзади — роговой стрелкой. В следах копыт отображаются следующие признаки: величина и форма копыта (широкое, узкое), форма подошвы (плоская, вогнутая), форма нижнего края роговой стенки и стрелки, а также частные признаки деформации копыта.

В следах кованых копыт  отображаются: общая форма подковы, ее размеры, количество и форма шипов, форма гвоздевых дорожек, число  гвоздевых отверстий и находящихся  в них гвоздей, расположение шляпок гвоздей, а также признаки деформации, возникшие при изготовлении, установке и эксплуатации подковы.

Следы животных бывают объемными  и поверхностными. Фиксируются и изымаются они так же как и следы ног человека.

Следы зубов человека остаются на продуктах пита-  

пня, окурках, жевательной резинке, на теле и одежде человека. Строение зубного аппарата и внешнее строе- mu; зубов индивидуально, и поэтому по следам зубов возможна индивидуальная идентификация личности. Характер и расположение следов укуса могут способствовать установлению обстоятельств, связанных е их образованием.

Идентификационными признаками, которые отображаются в следах зубов, являются: характер прикуса челюстей, который бывает прямым, верхним и нижним; форма и размеры челюстной дуги; относительное расположение зубов в челюстной дуге; величина вубов и расстояний между ними; отсутствие зубов; признаки заболеваний, санации и протезирования.

Фиксация следов зубов  на теле человека производится путем их фотографирования. Следы на продуктах питания и других предметах изымаются непосредственно с этими предметами с принятием мер, предохраняющих их от повреждения при транспортировке и хранении.

Сравнительными образцами  для трасологического идентификационного исследования служат экспериментальные следы на зубопротезной массе, которые получаются экспертом, производящим экспертизу, или епециалистом-дентистом.

§ 8. Трасологическое исследование

Трасологическое исследование начинается с момента обнаружения следов на месте происшествия. Предварительное исследование следов производится следователем. Для участия в нем рекомендуется приглашать еиециалиста-криминалиста, который оказывает существенную помощь следователю не только в обнаружении и фиксации следов, но и в правильной оценке отобразившихся в них признаков.

Результаты предварительного трасологического исследования позволяют сделать следователю умозаключения об особенностях механизма образования следов, выдвинуть и проверить следственные версии об обстоятельствах совершения преступления. Поскольку результаты такого исследования носят предварительный характер, они доказательствами по делу не являются. И соответствии со ст. 182 УПК в протоколе описываются все действия следователя, а равно все обнаруженное при осмотре и освидетельствовании в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Таким образом, следователь не вправе фиксировать свои умозаключения в отношении следов в протоколе. При их описании он должен зафиксировать их параметры, которые могли бы быть проанализированы по протоколу судом, на основании чего суд мог бы сделать достоверные выводы об обстоятельствах, связанных с оставлением следов на месте происшествия.

При фиксации следов в протоколе  должно быть отображено следующее:

1)     вид обнаруженных следов;

2) расположение следов на месте происшествия относительно предметообстановки места происшествия;

3)   расположение следов на следовоспринимающем объекте;

 4) взаимное расположение следов;

 5)   цвет, консистенция, структура, запах следообразующего вещества; 6) размеры следов и их частей (длина, ширина, глубина); 7) форма следов и их частей; 8) частные идентификационные признаки, отобразившиеся в следе.

Если по делу требуется  заключение эксперта, которое является доказательством по делу, следователь назначает трасологическую экспертизу. Экспертиза как самостоятельное процессуальное действие может быть проведена для исследования следов непосредственно на месте происшествия или, что бывает чаще, в лабораторных условиях.

Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой, могут быть объединены в следующие три группы: 1) вопросы, касающиеся механизма образования следов; 2) вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности следообразующего объекта; 3) вопросы, связанные с индивидуальной идентификацией конкретного объекта, которым был оставлен след.

Механизм следообразования нередко является самостоятельной задачей исследования, но чаще решение связанных с ним вопросов является необходимой предпосылкой для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации.

Установление групповой  принадлежности также может быть самостоятельной задачей экспертизы. Такая необходимость возникает, когда вопрос о типе и виде оставившего след предмета не может быть решен предварительным исследованием на месте происшествия. В индивидуально-идентификационной трасологической экспертизе решению вопроса о тождестве  

оГисттельно предшествует установление групповой принадлежности следообразующего объекта.

Объектами трасологической экспертизы являются г меди, их копии и предполагаемые следообразующие объекты.

15 постановлении о назначении трасологической экспертизы должно быть указано, какие объекты напри илены, их количество, способ и время изъятия, иремя и условия хранения до направления на экспертизу. В распоряжение эксперта рекомендуется также представить протокол осмотра места происшествия и протокол получения образцов для сравнения, планы, схемы и фотоснимки места происшествия и следов.

Убедившись в процессе экспертного осмотра и том, что  объекты соответствуют описанию их и постановлении, эксперт приступает к раздельному их исследованию.

Сначала изучаются исследуемые  следы. Основной иадачей раздельного исследования следа является определение его пригодности для идентификации (если ■этот вопрос не удалось решить при экспертном осмотре объектов) и выявление отобразившегося в следе комплекса идентификационных признаков.

Оценка идентификационного значения отобразившихся признаков осуществляется с учетом классификационной характеристики и механизма образования следа.

Если перед экспертизой  не стоит задача индивидуальной идентификации, то процесс исследования заканчивается на этом этапе выводами эксперта о механизме образования следа и о групповой принадлежности предмета, оставившего след.

При индивидуально-идентификационной  трасологической экспертизе дальнейшему раздельному исследованию подлежит предполагаемый следообразующий объект. Исследуя его, эксперт определяет участок контактной поверхности, образовавшей след, выясняет, насколько она изменилась с момента следообразования, и решает, какие именно признаки общего и частного характера должны были отобразиться в следе.

Если для сравнения  представлен не предмет, а образованный им экспериментальный след, то эксперт при раздельном исследовании определяет, насколько полно отобразились в нем идентификационные признаки и пригоден ли он для сравнительного исследования.

Сравнительное исследование является основой трасологической идентификации. Оно заключается в установлении соответствия имеющихся на контактной поверхности следообразующего предмета идентификационных признаков их отображениям в следе.

Сравнительное исследование возможно лишь при условии сопоставимости сравниваемых объектов, поэтому для сравнения с представленным на исследование следом должен быть взят экспериментальный след, полученный в тех же условиях, что и исследуемый.

При экспериментальном оставлении следов в лаборатории эксперт учитывает механизм следообразова- ния, выявленные им при раздельном исследовании: характер следовоспринимающей поверхности, классификационную характеристику следа, силу и направление воздействия, положение проверяемого предмета относительно следовоспринимающей поверхности.

Для сравнения со следами, представленными в виде объемных слепков, берутся непосредственно  проверяемые объекты.

Сравнительное исследование проводится с использованием таких технических приемов, как сопоставление, наложение и совмещение. Сравниваться при этом могут непосредственно исследуемый и экспериментальный следы либо их оптические или фотографические изображения. Здесь находят применение сравнительные микроскопы различных конструкций.

Сопоставление заключается в том, что два сравниваемых объекта помещаются в одном поле зрения и идентификационные признаки в них последовательно изучаются, в том числе путем сравнения.

Наложение состоит в одновременном изучении изображений двух сравниваемых объектов, наложенных одно на другое, путем их анализа на просвет.

Совмещение является основным техническим приемом для сравнения динамических следов, как поверхностных, так и объемных. Совмещение — это расположение сравниваемых изображений таким образом, чтобы трассы экспериментального следа могли рассматриваться как продолжение трасс исследуемого следа.

Результаты сравнительного исследования служат основанием для  экспертного вывода о толсдестве. В зависимости от количественной и качественной характеристики совпадений и различий в общих и частных признаках может быть сделан положительный или отрицательный вывод о тождестве в категорической или вероятной форме.

Несь ход и результаты трасологической экспертизы отражаются в заключении эксперта. На прилагаемой II нему фототаблице помещаются фотоснимки общего вида исследуемых объектов и снимки, иллюстрирующие совпадения идентификационных признаков.

§ 9. Микрочастицы и микроследы

Образованию следов, как  правило, сопутствует перепое материальных частиц со следообразующего объекта на следовоспринимающий и наоборот. Взаимный перенос материала возможен при образовании следов всех классификационных групп. Он может иметь место также и не в связи со следообразованием, и за счет запыления, смачивания, окопчения и т. д. Количество перенесенного вещества бывает настолько мало, что для его обнаружения требуется лупа или микроскоп. Твердые материальные тела, размер которых не превышает 1 мм в наибольшем измерении, называются микрочастицами, а пятна, образованные лсидкостями, вес которых менее 1 мг, — микроследами.

Микрочастицы и микроследы не отображают внешнего строения следообразующего объекта и, следовательно, не обладают трасологическими признаками. Однако они могут быть исследованы физическими, химическими, биологическими и иными методами. Исследование субстанции микрочастиц и микроследов позволяет их выделить в более или менее ограниченные группы и с учетом конкретных обстоятельств установить источник их происхождения. При сопоставлении результатов исследования микрочастиц и микроследов с другими доказательствами по делу можно сделать выводы о механизме преступных действий и использованных при этом технических средствах, о профессиональных признаках личности, о непосредственном контакте двух и более лиц или предметов, о пребывании лица в определенных местах и ряде других важных обстоятельств.

Информация о работе Трасология