Характеристика состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 16:45, реферат

Описание работы

Вопрос об объекте преступлений в сфере экономической деятельности в уголовно-правовой науке решается неоднозначно. Хотя все исследователи и солидарны в том, что им выступают экономические отношения, но их содержание, а также подвергшийся негативным изменениям аспект этих отношений определяется по-разному. [17]
Превалирующей же является точка зрения, согласно которой родовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.
Видовым объектом монополистических действий и ограничения конкуренции следует считать общественные отношения, регулирующие экономическую деятельность государства в сфере антимонопольного законодательства.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1. Характеристика  состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ

 

1.1. Объект и предмет  преступления

 

   Вопрос об объекте преступлений в сфере экономической деятельности в уголовно-правовой науке решается неоднозначно. Хотя все исследователи и солидарны в том, что им выступают экономические отношения, но их содержание, а также подвергшийся негативным изменениям аспект этих отношений определяется по-разному. [17]

   Превалирующей же является точка зрения, согласно которой родовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.

Видовым объектом монополистических действий и ограничения конкуренции следует считать общественные отношения, регулирующие экономическую деятельность государства в сфере антимонопольного законодательства.

   Непосредственным объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования добросовестной конкуренции и деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. [10]

При этом конкуренция, согласно Федеральному закону РФ «О защите конкуренции», представляет собой «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». [3]

   Ранее в научной литературе высказывались различные точки зрения о сфере распространения действия данной статьи.

Так А.В. Гаврилова указывала, что: «Анализ диспозиции ч.1 статьи 178 УК РФ показывает, что сфера ее действия ограничивается только товарными рынками». [13] Данный подход основывался на п.3 ст.2 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которым отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения влияли на конкуренцию на товарных рынках, регулировались иными законодательными актами РФ. В настоящее время данный закон, в указанной части, утратил силу в связи с введением в действие ФЗ «О защите конкуренции», действие которого распространяется на отношения и на товарных, и на финансовых рынках. Поэтому верной представляется точка зрения, высказанная К.Ю. Тотьевым: «Из анализа диспозиции ч. 1 ст. 178 не следует, что сфера ее действия ограничивается только товарными рынками. Используемое в данной статье понятие «рынок» подразумевает как товарный рынок, так и рынок ценных бумаг и финансовых услуг». [21]

   В структуру объекта уголовно-правовой охраны в сфере конкуренции включаются следующие отношения:

1. между отдельными хозяйствующими  субъектами (реальными и потенциальными  конкурентами);

2. между хозяйствующими  субъектами и государством в  лице уполномоченных органов;

3. между хозяйствующими  субъектами и потребителями.

   По мнению К.Ю. Тотьева предмет общественных отношений может стать и предметом преступления. Применительно к монополистической деятельности, по его мнению, им может быть:

положение хозяйствующего субъекта на товарном или финансовом рынках (например, в случае вытеснения предпринимателя с рынка);

имущество хозяйствующего субъекта или потребителя (например, в случае установления монопольно высоких цен и получения за счет этого необоснованно высокой прибыли);

поведение хозяйствующего субъекта на рынке (например, ценовой сговор). [21]

 
1. 2. Объективная сторона преступления

 

   По поводу содержания объективной стороны данного преступления в юридической литературе существует несколько мнений. Так, Волженкин Б.В. считает, что «ограничение конкуренции и монополистические действия описывает один состав преступления с альтернативными признаками преступления». [12]Тотьев К.Ю. полагает, что речь идет «об отдельных наиболее опасных видах нарушений антимонопольного законодательства, за совершение которых установлена уголовная ответственность». [20]

   Объективная сторона преступления представлена тремя самостоятельными формами:

1. недопущение конкуренции  представляет из себя такие  действия виновного, совершение  которых делает невозможной конкуренцию  в конкретной сфере функционирования  рынка. Состязательности хозяйствующих  субъектов здесь не было в  принципе, «благодаря» предпринятым  виновным мерам;

2. ограничение конкуренции - такое состояние на товарном  рынке, когда состязательность хозяйствующих  субъектов в некоторой мере  сохраняется, но ее рамки искусственно  регулируются действиями виновного;

3. устранение конкуренции - такие действия виновного лица, в результате которых конкуренция  была исключена из той сферы  функционирования товарного рынка, где она ранее имела место. [18]

   В определенной степени само деяние по составу - недопущение, ограничение или устранение конкуренции - является и последствием, которого, однако, недостаточно для наличия оконченного состава преступления.

   В зависимости от численности лиц, осуществляющих преступное деяние, можно выделить два вида деяний, охватываемых объективной стороной:

1. монополистические действия;

2. ограничение конкуренции.

   В одном случае эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом – это коллективные деяния, ограничивающие конкуренцию. [13]

   Уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в ч. 1 ст. 178 УК РФ способами.

Способы совершения монополистических действий включает:

1. установление монопольно  высоких цен;

2. установление монопольно  низких цен.

   К способам ограничения конкуренции относятся следующие:

1. раздел рынка;

2. ограничение доступа  на рынок;

3. устранение с него  других субъектов экономической  деятельности;

4. установление единых  цен;

5. поддержание цен.

   Установление монопольно высоких или монопольно низких цен Федеральный закон "О защите конкуренции” рассматривает в качестве злоупотребления доминирующим положением на рынке. [3]

Доминирующее положение - это «положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». [18]

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

   Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

   Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов, за исключением 2 случаев:

1. Доминирующим признается  положение каждого хозяйствующего  субъекта из нескольких хозяйствующих  субъектов (за исключением финансовой  организации), применительно к которому  выполняются в совокупности следующие  условия:

1.1. совокупная доля не  более чем трех хозяйствующих  субъектов, доля каждого из которых  больше долей других хозяйствующих  субъектов на соответствующем  товарном рынке, превышает пятьдесят  процентов, или совокупная доля  не более чем пяти хозяйствующих  субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

1.2. в течение длительного  периода (в течение не менее  чем одного года или, если такой  срок составляет менее чем  один год, в течение срока существования  соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей  хозяйствующих субъектов неизменны  или подвержены малозначительным  изменениям, а также доступ на  соответствующий товарный рынок  новых конкурентов затруднен;

1.3. реализуемый или приобретаемый  хозяйствующими субъектами товар  не может быть заменен другим  товаром при потреблении (в том  числе при потреблении в производственных  целях), рост цены товара не  обусловливает соответствующее  такому росту снижение спроса  на этот товар, информация о  цене, об условиях реализации  или приобретения этого товара  на соответствующем товарном  рынке доступна неопределенному  кругу лиц.

2. Федеральными законами  могут устанавливаться случаи  признания доминирующим положения  хозяйствующего субъекта, доля которого  на рынке определенного товара  составляет менее чем тридцать  пять процентов. [3]

   В отношении финансовых организаций действуют специальные условия признания их доминирующего положения, с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ «О защите конкуренции»: за исключением кредитной организации, они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а само доминирующее положение, за исключением кредитных организаций, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации; условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. [9]

   Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

   Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1. эта цена превышает  цену, которую в условиях конкуренции  на товарном рынке, сопоставимом  по количеству продаваемого за  определенный период товара, составу  покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей  приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый  товарный рынок), устанавливают хозяйствующие  субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на сопоставимом  товарном рынке;

2. эта цена превышает  сумму необходимых для производства  и реализации такого товара  расходов и прибыли.

   Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1. эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции  на сопоставимом товарном рынке  устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на таком  сопоставимом товарном рынке;

2. эта цена ниже суммы  необходимых для производства  и реализации такого товара  расходов.

Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. [3]

   Монопольно высокая цена фиксируется для того, чтобы возместить необоснованные хозяйственные затраты и (или) получить дополнительную прибыль в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена устанавливается покупателем или продавцом, которые занимают на рынке доминирующее положение. Цель фиксирования покупателем монопольно низкой цены - получение дополнительной прибыли и (или) компенсация необоснованных затрат за счет продавца. Продавец, в свою очередь, может установить низкую цену и намеренно понести убытки от продажи своего товара с целью вытеснить конкурентов с данного рынка. Установление монопольно высоких (низких) цен противоречит публичным интересам в том случае, если эти действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других предпринимателей или граждан. [21]

Информация о работе Характеристика состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ