Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 16:45, реферат
Вопрос об объекте преступлений в сфере экономической деятельности в уголовно-правовой науке решается неоднозначно. Хотя все исследователи и солидарны в том, что им выступают экономические отношения, но их содержание, а также подвергшийся негативным изменениям аспект этих отношений определяется по-разному. [17]
Превалирующей же является точка зрения, согласно которой родовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.
Видовым объектом монополистических действий и ограничения конкуренции следует считать общественные отношения, регулирующие экономическую деятельность государства в сфере антимонопольного законодательства.
При этом ограничение и сдерживание конкуренции разрешено в сфере действия субъектов естественных монополий:
1. Не признается монопольно
высокой цена товара, установленная
субъектом естественной
2. Не признается монопольно
низкой цена товара, установленная
субъектом естественной
В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» [5]:
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В частности, данным ФЗ, в статье 4, устанавливаются такие сферы регулирования, как: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки и др.
Закон “О защите конкуренции” исключает из понятия монопольно высокой, а равно и монопольно низкой цены цену на финансовые услуги, давая специальное понятие необоснованно высокой цены финансовой услуги. Необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию. [3]
Если следовать буквальному толкованию понимания монопольно высокой (монопольно низкой) цены, необходимо будет признать, что произошла декриминализация определенных злоупотреблений на рынке финансовых услуг, что вряд ли верно. Представляется, что необоснованно высокая (необоснованно низкая) цена финансовой услуги должна охватываться уголовно-правовым понятием монопольно высокой (монопольно низкой) цены. [18]
При выявлении монопольно высоких цен в соответствии с действующим антимонопольным законодательством рекомендуется исходить из положений, установленных Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 "О выявлении монопольно высоких цен". [6]В частности, необходимо определить наличие предпосылок применения монопольно высокой цены, к которым относится:
снижение объемов производства или изъятие из обращения продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке. О снижении объемов производства (изъятии из обращения) прямо свидетельствует его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства (реализации), превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и (или) темпы по России в целом;
высокий уровень цены по сравнению с ценами на эту продукцию, изготавливаемую другими предприятиями. Выявление высокого уровня цены проводится на основе сравнительного анализа динамики темпов изменения цен. Следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными индексами роста. В случае отсутствия этих показателей сравнение осуществляется с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).
Сочетание более высоких темпов снижения объемов производства (изъятие из обращения) на проверяемую продукцию и роста цен по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (снижение объемов производства или изъятие товаров из обращения наряду с повышением цены).
Второй вид запрещенных статьей 178 УК РФ деяний, как уже указывалось, - ограничение конкуренции. В ФЗ “О защите конкуренции” они именуются соглашениями или согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию.
При этом согласно п. 18 ст. 4 данного закона, соглашение представляет собой договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно ст. 8, согласованные действия хозяйствующих субъектов - это действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий
соответствует интересам
2. действия каждого из
указанных хозяйствующих
товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Раздел рынка как способ недопущения, ограничения или устранения конкуренции представляет собой:
1. достижение в любой форме соглашений (договор, иные сделки, соглашения, согласованные действия) между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую в совокупности долю на рынке определенного товара они имеют;
2. соглашения или согласованные
действия федеральных органов
исполнительной власти, органов
государственной власти
1. по территориальному принципу;
2. по объему продажи или покупки товаров;
3. по ассортименту реализуемых товаров;
4. по составу продавцов или покупателей (заказчиков). [3]
Ограничение доступа на рынок - деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющее его свободу экономической деятельности.
При этом создавать указанные препятствия может один хозяйствующий субъект, если он занимает доминирующее положение, или хозяйствующие субъекты, действующие согласованно (соглашение - в любой форме), или федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, действующие согласованно между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой. Это касается легитимации предпринимателей (неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта, или отказ в выдаче ему необходимой лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности), неправомерного установления запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции), неправомерного закрепления требований, обязанностей в отношении предпринимателей (например, установление для хозяйствующего субъекта обязанности в первоочередном порядке поставить товар).
Уголовная ответственность за неправомерный отказ в регистрации субъектов предпринимательства и отказ в выдаче лицензии (уклонение от регистрации и от выдачи лицензии) может быть реализована как на основании ст. 178 УК, так и по ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Отказ зарегистрировать хозяйствующий субъект или выдать ему лицензию должен квалифицироваться по статье 178 УК РФ в том случае, если он имеет в качестве непосредственной цели ограничение конкуренции на данном товарном рынке и (или) ущемление интересов других субъектов экономической деятельности. Таким образом, для разграничения ст. 178 и 169 УК РФ целесообразно применять критерий направленности умысла виновного лица. [21]
Ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов возможно как в отношении покупателей, так и в отношении продавцов (в зависимости от того, имеет ли место ограничение конкуренции на рынке закупок или продаж).
Ограничение конкуренции как преступление следует отличать от ограничений прав сторон по предпринимательскому договору. Подобные ограничения допустимы с точки зрения Гражданского кодекса РФ, например, в договоре коммерческой концессии. В нем может быть предусмотрен отказ лица, предоставившего другой стороне договора коммерческой концессии (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, от предоставления другим лицам аналогичных комплексов исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
По договору коммерческой концессии на пользователя может быть возложена обязанность: 1. не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; 2. не получать по договорам коммерческой концессии аналогичные права у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; 3. согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление. Указанные ограничительные условия сами по себе не являются противоправными (ничтожными) и не преследуются по закону. Но эти условия согласно п. 1 ст. 1033 ГК могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если они с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству. [4]
Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности - действия виновных лиц, принуждающие хозяйствующие субъекты, уже работающие на данном рынке, полностью или частично прекратить экономическую деятельность на соответствующем рынке. Они могут выражаться, например, в распространении среди клиентов хозяйствующего субъекта ложной, неточной или искаженной информации, способной причинить убытки или нанести ущерб его деловой репутации. [21]
Различие между ограничением доступа на рынок и устранением с рынка в том, что при ограничении доступа на него у других хозяйствующих субъектов остается возможность присутствовать на рынках, хотя и в меньшем объеме, а при устранении с рынка других субъектов экономической деятельности рынок представлен только одним хозяйствующим субъектом. Не имеет значения, какова доля данного субъекта на рынке определенного товара.
Конкретные разновидности ограничения доступа на рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов могут носить физический и психологический характер. [18]
К физическим относятся, например, уничтожение или повреждение товара (особо квалифицированный состав), блокирование транспортных коммуникаций, скупка всех возможных торговых мест, закрытие (незаконное) предприятий торговли, незаконный отказ в выдаче лицензии на занятие предпринимательской деятельностью в сфере производства или реализации товаров, причинение вреда оборудованию производственных предприятий (особо квалифицированный состав) и т.д. Должностные лица органов власти и управления привлекаются в этих случаях дополнительно по ст. 169, 285, 286 или 289 УК РФ.
Психологические способы заключаются в психическом воздействии на потерпевшего - угрозах различного содержания: насилием, уничтожением или повреждением чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством), разглашением позорящих сведений, применением дисциплинарных мер, привлечением к уголовной ответственности и т.п.
Кроме названных выше, разновидностями ограничения доступа на рынок или устранения с него других субъектов экономической деятельности являются, например: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (недобросовестная конкуренция). [3]
Установление или поддержание единых цен - это целенаправленное соглашение двух или более хозяйствующих субъектов об общих ценах (тарифах) на конкретном рынке, применяемых всеми участниками такого сговора.
Для установления единых цен могут быть предприняты такие действия, как временное изъятие товаров из обращения, сдерживание их от реализации, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства, и т.п. [18]
Состав преступления сформулирован в ст. 178 УК РФ в редакции от 8 декабря 2003 г. как материальный. Деяние должно причинить ущерб не менее одного миллиона рублей. Такая конструкция состава преступления не отражает свойств охраняемого объекта, механизма посягательства на него и порождает серьезные проблемы при применении закона. Так, сама возможность точно исчислить размер ущерба от монополистической деятельности вызывает сомнения. [16]
Информация о работе Характеристика состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ